О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о icon

О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о




НазваниеО проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о
Дата09.02.2014
Размер338.15 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бачатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

652680 Кемеровская обл., Беловский р-он,

п. Старобачаты, ул. Озерная 46, тел: 45-1-28

E-mail: bachshi@rambler.ru







СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

(из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей)


ПРОГРАММА


Составитель: социальный педагог

Л.М.Школина


Содержание



  1. Введение, цели и задачи программы __________________3

  2. Обоснование программы, сроки реализации____________3-4

  3. Профессиональное самоопределение выпускников ______5-8

  4. Истории постинтернатной адаптации выпускников_______9=12

  5. Список используемой литературы _____________________13

  6. Приложения 1.2.3.



-3-

О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о необходимости вовремя предоставить им жилье, помочь с подготовкой и поступлением в профессиональное учебное заведение, обеспечить работой и выплатой пособий. Но часто выпускники интерната не знают, что делать, если в новой квартире потек кран, не могут обратиться со счетом за коммунальные услуги, не знают, как строить личную жизнь. И эти проблемы сбивают с толку одинокого, непривычного к жизни человека.

Поэтому ЦЕЛЬЮ данной программы является :

^ СОДЕЙСТВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ-СИРОТ, ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Основные задачи программы:

  1. Профориентация и образование:

-проведение индивидуальных собеседований и сопровождение при

подготовке к поступлению в выбранное учебное заведение;

-организация и проведение профориентационных экскурсий на предприятия, объекты, учреждения;

2. Трудоустройство:

-организация взаимодействия с учреждениями и предприятиями, в которых осуществляют обучение и трудовую деятельность выпускники школы-интерната;

-обучение навыкам самостоятельного поиска работы, помощь в самостоятельной подготовке резюме;

3. Жилищный вопрос:

-организация консультаций для выпускников и воспитанников школы-интерната по вопросам улучшения жилищных условий;

-индивидуальное сопровождение в процессе сбора необходимой документации;

-повышение уровня социально-правовой грамотности выпускников.


ОБОСНОВАНИЕ

Занимаясь проблемой социальной адаптации детей-сирот, необходимо обратить внимание на социально-психологический портрет нынешнего выпускника интерната, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интерната характерны неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, внушаемость, склонность к

-4-

асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязания. Молодые люди считают, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести – получить из этого внешнего источника. [2]

Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников школы-интерната, - неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.

Как правило, вчерашние воспитанники школы-интерната остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать, Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из интерната такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.

После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.

Выпускники – сироты – это особый контингент, требующий пристального внимания.

После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, выпускники школы-интерната часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.


^ 4. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.

Постоянно действующая программа.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Все рассуждения выпускников школы-интерната на тему самоопределения можно условно разделить на две группы – так называемы «проблемные сценарии» и «благоприятные». В основе первых лежат три основные причины: неизвестность, трагедия, нарушение закона. Характерно, что образованию здесь отводится второстепенная роль, о работе говорится в негативном ключе, подчеркивается нежелание выпускников следовать социальным нормам, отмечаются их отрицательные черты и привычки. «Благоприятные сценарии» можно объединить сильным «стремлением выжить». В их основе лежат личностные качества, в том числе усердие и трудолюбие молодых людей, которые способны, повзрослев, сохранить свой внутренний стержень. Их

-5-

дальнейший путь определяется по такому сценарию – получение образования и устройство на работу, а также наличие поддержки в постинтернатный период.[10]

Выпускники-сироты нашего интерната составляют особую группу риска. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития, но мы не можем продлить это время для завершения их подготовки. К сожалению, единой системы по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников не существет. Имеющаяся информация не полная и не системная, источник ее получения – чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательном учреждении есть лишь о первичном устройстве молодых людей.

В связи с этим с 2006 года в МС(К)ОУ «Бачатская школа-интернат VIII вида» ведется мониторинг по изучению положения выпускников школы-интерната. В 2006 году в МС(К)ОУ насчитывалось 5 выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2007 году – 8 человек выпускников из числа детей данной категории, в 2008 году – 11 человек, в 2009 году – 4 выпускника из числа детей-сирот и социальных сирот, в 2010 году – 3 выпускника, в 2011 году – 1. (ПРИЛОЖЕНИЯ № 1,2)

Самым актуальным для них был и остается жилищный вопрос. Когда ребенка забирают из семьи, за ним закрепляется жилплощадь. Если у ребенка нет квартиры или комнаты, его ставят в очередь на получение жилья после выхода из интернатного учреждения. На закрепленную жилплощадь вернулись двое молодых людей. К сожалению, им приходится жить с родными, ведущими асоциальный образ жизни. К тому же жилье, закрепленное за молодыми людьми в сельской местности, со временем приходит в негодность.

Период ожидания жилья детьми-сиротами в Беловском районе растянулся на долгие годы. Выпускникам 2006 года администрация Беловского района выделила отдельные квартиры. Шестеро выпускников школы-интерната 2007 года уже отучившись в ПУ № 5 и поступив на работу, получили квартиры и комнаты в семейном общежитии. Трое выпускников 2008 года получили свое жилье.

Эту проблему местные власти пытаются решить, например, за счет временного проживания выпускников в общежитии пос. Бускускан Беловского района, где проживают молодые люди, окончившие школу-интернат.

Другая актуальная проблема – их трудоустройство: даже не сам поиск работы, а закрепление на рабочем месте. Выпускникам часто предлагают низкооплачиваемую и бесперспективную работу. Как правило, это сопровождается их нежеланием трудиться. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счет и отсутствия нелоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.


-6-

Ниже приведены данные по устройству выпускников школы-интерната на учебу и трудоустройство.



^ Год выпуска

Устройство на учебу

Трудоустройство

2006

4

1

2007

8

-

2008

9

2

2009

3

1

2010

3

-

2011

1

-



В школе-интернате с будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Обычно их направляют в профессиональное училище № 5 г. Белово, а выпускников 2009 года – в училище № 29 г. Новокузнецка, в котором есть места для проживания.

И выпускники, и специалисты, помогающие их трудоустройству, и работодатели сталкиваются со многими трудностями. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться работодателям, зачастую не связаны с низкими профессиональными навыками молодых людей. Сироты не мотивированы на работу: пассивны, не знают и не умеют простейших вещей. Так, на стадии собеседования они не могут донести мысль до собеседника, испытывают страх пере общением. Первые шаги на рабочем месте сопровождаются. Как правило, неуверенностью в себе, неконтактностью, некомпетентностью, конфликтностью, безответственностью.

В беседах с работодателями и специалистами были выявлены их основные претензии к выпускникам: неумение строить отношения в коллективе (пассивная или агрессивная позиция, манипуляция статусом сироты), уход от ответственности или перекладывание ее на других, вредные привычки, инфантильность. Вот высказывания работодателей, сталкивающихся с проблемой приема на работу детей-сирот:

- «Трудно понять, что им надо. Даешь задание, не выполняют, а когда начинаешь спрашивать, огрызаются. Часто прогуливают без причины. Когда пытаешься выяснить причину прогула, придумывают небылицы. Злоупотребляют спиртным».

- «Они безынициативны, ничего не ходят; часто лгут, могут взять без разрешения вещи, опаздывают. Если не скажешь, что и как делать, будут сидеть и ждать указаний. Грубят, могут без причины накричать или устроить скандал. Не следят за собой».

- «С ними просто беда, не ходят ни учиться, не работать. Проживают у кого-то одного; если кто-нибудь получает пособие по безработице, на него и живут. Часто могут не прийти на работу, потому что проспали и боятся, что уволят. У них развито потребительское отношение - все им должны».

-7-

Сами выпускники чаще всего жалуются на неприятие их трудовым коллективом, дискриминационные установки («сироты – пожизненный ярлык»), завышенные, как им кажется, требования, отсутствие понятных правил, безучастность или, наоборот, попытки «лезть в душу».

- «Не пошла на работу, потому что болела. Не знала, кому об этом сообщить. Решила, что все равно уволят, так как при приеме на работу говорили: если не придешь, это будет считаться прогулом и последует увольнение».

- «Ушла с работы, потому что подралась с напарницей».

-«Что не устраивало? Однообразие. Надоело. Все все равно».

Сироты воспринимают работодателей и своих сослуживцев как «чужих», которые предъявляют завышенные требования, относятся к ним как к несчастным, бедным, или считают ворами, потребителями, асоциальными элементами и пр. В результате у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, незнания многих простых вещей.[4]

Очевидно, что трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:

- отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и трудности при самоопределении;

- отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;

- ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам.

В МКС(К)ОУ специалисты курируют выпускников в течение трех и более лет. В общежитии пос. Бускускан Беловского района педагог школы-интерната оказывает помощь детям-сиротам в решении хозяйственных проблем, покупке продуктов и хозяйственной утвари. В интернате на каждого выпускника составляется индивидуальная карта постинтернатной адаптации. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) Также используются следующие формы сопровождения: наставничество, переписка, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение педагогическими работниками выпускников.

С 12-13 летнего возраста для воспитанников школы-интерната начинается процесс профориентации на базе школы-интерната [4,5]:

а) на уроках и внешкольных мероприятиях учащихся знакомят с различными видами трудовой деятельности, профессиями и их значимостью, с инфраструктурой производства в Беловском районе;

-8-

б) проводятся беседы, классные часы, встречи с работниками предприятий, сотрудниками центра занятости неселения, мастерами ПУ и т.д.;

в) организуются экскурсии на предприятия, в центр занятости населения, учащиеся выпускных классов принимают участие в «Дне открытых дверей» в ГОУ НПО ПУ № 5 города Белово;

г) осуществляется профессиональное консультирование выпускников;

д) дети-сироты трудятся в мастерских, на пришкольном участке, в столовой, библиотеке, посещают спортивные секции и творческие объединения. Таким образом, подростки могут выбрать интересную для себя деятельность. Раннее включение в трудовой коллектив позволяет им чувствовать себя уверенными, они учатся не быть иждивенцами («живу бедно, но на всем готовом»).

Специалисты школы-интерната совместно с управлением опеки и попечительства администрации Беловского муниципального района проводится работа по определению воспитанников-сирот в приемные семьи, под опеку и попечительство. 14 человек детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей переданы на воспитание в приемные семьи граждан Беловского района. Проживание в семье облегчает процесс социализации, так как взаимодействие подростка и взрослого проходит в неформальной, домашней обстановке; приемные родители своим примером помогают справляться со стрессами, тревожностью, возникающими конфликтами, одновременно формируя у ребенка ценности, позволяющие решать возникающие проблемы социально позитивными средствами.

Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.

^ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ВЫПУСКНИКОВ –СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

1.Б. А. А., 27.01.1987 года рождения, окончила школу-интернат в 2006 году и поступила в сентябре 2006 года в ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово на специальность «мастер строительных и отделочных работ». В 2008 году успешно окончила ПУ, поступила на работу в ЧП п. Колмогоры и получила однокомнатную квартиру в п. Колмогоры. Вышла замуж, родила дочь.

2.К. М. Ю., 30.03.1987 года рождения, окончил школу-интернат в 2006 году, поступил в ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово на специальность «мастер строительных и отделочных

-9-

работ». В 2008 году окончил ПУ, работал в ОАО «Монолит» г. Белово, у частных предпринимателей. Получил однокомнатную квартиру в п. Старобачаты, Беловского района, ул. Целинная, 42 «А» - 14, но не смог проживать самостоятельно. В настоящее время работает и проживает у частного предпринимателя.

3.Р. Н. В., 28.04.1988 года рождения, по окончании школы-интерната в 2006 году поступила в ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово, но не завершила обучение и поступила на работу в МОУ «Евтинская сош» в столовую разнорабочей, вышла замуж, родила дочь. В настоящее время проживает в селе Старобачаты, работает у ЧП. Имеет закрепленное жилье по адресу: Беловский район, с. Заринское, пер. Школьный, 5 – 2.

4.П. М. А., 25.04.1988 года рождения, окончил школу-интернат в 2006 году, поступил в ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово, завершил обучение в 2008 году и поступил на работу в ОАО «Дорстрой» п. Колмогоры, получил однокомнатную квартиру по адресу: Беловский район, ст. Проектная, ул. Проектновская, 15-1.

5.Д. А. А.,13.12.1987 года рождения, окончил школу-интернат в 2007 году, поступил на обучение в ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово на специальность «мастер строительных и отделочных работ», успешно закончил училище в 2009 году, получил разрешение для работы на тракторе и устроился на работу в колхоз «Ильич» пос. Новобачаты, Беловского района. Проживает в общежитии в пос. Бускускан Беловского района, по ул. Тельмана, 2.

6.Д. Е. А., 30.01.1989 года рождения, после окончания школы-интерната в 2007 году поступила на обучение в ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово, получила две специальности: «швея легкого платья» и «мастер отделочных работ». Вышла замуж, родила дочь. Проживает с семьей в пос. Старобачаты Беловского района.

7.Ж. А. В., 11.06.1988 года рождения, окончил в 2009 году ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», устроился на работу в ОАО «Кемеровская железная дорога» слесарем. Получил квартиру в пос. Старопестерево Беловского района.

8.Ж. Е. В., 02.04.1991 года рождения, окончил в 2009 году ГО НПО ПУ № 15 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», но по специальности работать не стал, выучился на права и устроился на работу в ЧП «Беловское такси» автослесарем и водителем такси. Получил квартиру в пос. Старопестери Беловского района.

9.М. С. А., 17.02.1988 года рождения, окончил в 2009 году ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», устроился на работу в строительную компанию ОАО «Монолит» г. Белово, где зарекомендовал себя как добросовестный и ответственный работник. Получил от компании однокомнатную квартиру в пос. Новый Городок. Отличный спортсмен. Представляет город Белово на спортивных соревнованиях по легкой атлетике. Является победителем многочисленных областных соревнований по данному виду спорта.


-10-

10.П. Г. А., 12.07.1989 года рождения, поступила на обучение в НПО ПУ № 15 г. Белово, но учиться не стала, устроилась на работу на завод «Кузбассрадио» г. Белово. Затем вышла замуж и уехала за пределы Кемеровской области.

11.П. А. В., 10.05.1990 года рождения, окончил в 2009 году ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», в настоящее время работает в ЖКХ пос. Старобачаты, Беловского района разнорабочим. Проживает в общежитии пос. Бускускан Беловского района по ул. Тельмана, 2.

12.П. М. С., 30.03.1989 года рождения, поступила в 2007 году в ГОУ НПО ПУ № 15 г. Белово на специальность «швея легкого платья», вышла замуж, родила ребенка, в настоящее время продолжает обучение. Имеет закрепленное жилье по адресу: Беловский район, с. Каракан, ул. Еловочная, 3-2.

13.Б. Г. С., 10.10.1988 года рождения, окончила в 2010 году ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», в настоящее время работает на временных работах по отделке жилых помещений и проживает в предоставленном жилье по адресу: Беловский район, пос. Старобачаты, ул. Пионерская, 14.

14.Б. С. В., 22.11.1990 года рождения, поступила на обучение в НПО ПУ № 5 г. Белово на специальность «мастер строительных и отделочных работ», во время учебы вышла замуж, родила ребенка, взяла академический отпуск. В настоящее время продолжила обучение по второй специальности «швея легкого платья». Получила двухкомнатную квартиру в пос. Новый Городок.

15.К. Н. В., 28.10.1989 года рождения, окончил в 2010 году ГОУ НПО № 5 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ». В настоящее время работает в пос. Бачатский по найму, занимается отделкой жилых помещений; является инвалидом 2 группы. Проживает в общежитии пос. Бускускан, Беловского района по ул. Тельмана, 2.

16.Л. В. В., 25.01.1992 года рождения, окончил в 2010 году ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово по специальности «мастер отделочных работ». Работает в управление соц. защите Беловского раойна. Является инвалидом 2 группы. Проживает в закрепленном жилье по адресу: Беловский район, пос. Старопестери, ул. Центральная, 56.

17.П. Т. А., 05.08.1991 года рождения, окончила в 2010 году ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово по специальности «мастер отделочных работ». Продолжает обучение в ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово по специальности «швея». Проживает в закрепленном жилье по адресу: Беловский район, село Заринское, пер. Школьный, 2-2.

18.Р. С. А., 29.12.1991 года рождения, окнчил в 2010 году ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», по специальности не работает. В настоящее время проживает в закрепленном жилье по адресу: Беловский район, с. Артышта, ул. Гагарина, д 41 «Б», работает по найму у частных лиц.


-11-

19.С. С. С., 31.05.1991 года рождения, окончил в 2010 году ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», работает в ОАО «Монолит» г. Белово, проживает в п. Новый городок, ул. ул. Герцена, 101.

20.С. И. Э., 20.09.1989 года рождения, после окончания в 2008 году школы-интерната поступил на обучение в ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово по специальности «мастер строительных и отделочных работ», но в 2009 году был осужден. В настоящее время отбывает наказание в ФБУ ИК-41 г. Юрга Кемеровской области.

21.В. В. Т., 12.06.1989 года рождения,после окончания школы-интерната в 2008 году поступил в июле 2008 года на работу в ИП Королев г. Белово разнорабочим, в настоящее время продолжает работать по найму у частных предпринимателей, проживает в с. Беково Беловского района по ул. Центральная, 95.

22.Л. П. П., 09.09.1991 года рождения, после окончания школы-интерната в 2008 году поступил на работу в ИП Королев г. Белово в июле 2008 года. Проживает в с. Новороссийка Беловского района по ул. Первомайская, 29. Работает по найму у частных лиц.

23.А. П. Л., 15.10.1991 года рождения, после окончания школы-интерната в 2009 году поступил на обучение в ГОУ НПО ПУ № 29 г. Новокузнецка, но обучение не закончил, забрал документы и поступил на работу в КФХ с. Каракан Беловского района разнорабочим. Проживает на закрепленной жилплощади по адресу: Беловский район, с. Каракан, ул. Торговая, 30.

24. Д. Н. А., 13.04.1992 года рождения, после окончания ГОУ НПО ПУ № 29 г. Новокузнецка по специальности «швея» в 2011 году была трудоустроена в ОАО «Сибтекстиль» г. Новокузнецка и проживает в общежитии по адресу: г. Новокузнецк, ул. Строительная, 17-8.

25.П. С. А., 10.04.1991 года рождения, поступил после окончания школы-интерната в 2009 году на обучение в ГОУ НПО ПУ № 29 г. Новокузнецка на специальность «мастер строительных и отделочных работ», в 2010 году перевелся на обучение В ГОУ НПО ПУ № 22 г. Полысаево, после окончания которого работает в ОАО «Кемеровская железная дорога» на учатске ст. Мереть рабочим. Проживает по адресу: Беловский район, д. Конево, ул. Журавкова, 11.

26.Г. К.Н., 24.02.1994 года рождения, окончил школу-интернат в 2010 году и поступил на обучение в ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово на специальность «мастер строительных и отделочных работ», продолжает обучение и проживает в общежитии по адресу: Беловский район, пос. Бускускан, ул. Тельмана, 2.

27.К. У. В., 09.03.1993 года рождения, окончила школу-интернат в 2010 году, поступила на обучение в ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово на специальность «мастер отделочных работ», продолжает обучение и в свободное от учебы время работает в пос. Бачатский по найму, занимается отделкой жилых помещений. Проживает в общежитии по адресу: Беловский район, пос. Бускускан, ул. Тельмана, 2.

-12-

28. К. В. В., 16.12.1994 года рождения, окончил школу-интернат в 2010 году и поступил на обучение в ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово на специальность «мастер строительных и отделочных работ», продолжает обучение и проживает в общежитии по адресу: Беловский район, пос. Бускускан, ул. Тельмана, 2.

29. В. А. С., 05.02.1994 года рождения, окончил школу-интернат в 2011 году и поступил на обучение в ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово на специальность «мастер строительных и отделочных работ», продолжает обучение и проживает в общежитии по адресу: Беловский район, пос. Бускускан, ул. Тельмана, 2.


-13-


Список используемой литературы



  1. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир? // М., 1995.

  2. Брутман В.И. Причины социального сиротства // Социальная работа. 1994 , № 2.

  3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. // Мн., 2000.

  4. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей социального риска. // Курган; Челябинск, 1995.

  5. Профориентация в процеcсе профессионального самоопределения учащихся. / Мн., 1998.

  6. Профориентационные игры как метод активации профессионального самоопределения учащихся. / Мн., 1998.

  7. Раттер М. Помощь трудным детям. / М., 1987.

  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. /М., «ВАКО», 2002.

  9. Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики / В.А. Богданов, Я.И. Гилинский, Н.В.Кузьмина и др. / М., 1994.

  10. Юзерович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети. Хабаровск, 1982.

  11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. / М., 2002.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МКС(К)ОУ «Бачатская школа-интернат VIII вида»

652680 Кемеровская обл., Беловский р-он, п. Старобачаты, ул. Озерная 46, тел:45-1-28


^ Отчет по результатам мониторинга постинтернатной адаптации

выпускников детей-сирот детей- социальных сирот



^ Сведения об устройстве выпускников

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего выпускников

5

8

11

4

3

1

Продолжают обучение

-

-

-

-

-

-

Поступили в техникумы, колледжи

-

-

-

-

-

-

Поступили в ПУ, лицеи

6

8

9

4

3

1

Закончили обучение и поступили на работу

-

-

4

-

-

-

Работают

-

2

4

5




17

Находятся в местах лишения свободы, под следствием







1










Не работают и не учатся

-

-

-

-

-

-

Создали свои семьи

-

-

-

2

5

2

Стали одинокими матерями

1

-

1












ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

МКС(К)ОУ «Бачатская школа-интернат VIII вида»

652680 Кемеровская обл., Беловский р-он, п. Старобачаты, ул. Озерная 46, тел: 45-1-28


^ МОНИТОРИНГ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ =СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 2006 года



П\П

Ф.И.О.

Дата рождения

Место дальнейшей учебы (или работы)

Время выбытия

1.

Б. А. А.

27.01.1987

ГОУ НПО № 15

Сентябрь 2006г.

2.

К. М. Ю.

30.03.1987

ГОУ НПО № 15

Сентябрь 2006г.

4.

Р. Н. В.

28.04.1988

ГОУ НПО № 15

Сентябрь 2006г.

5.

П. М. А.

25.04.1988

ГОУ НПО № 15

Сентябрь 2006г.

6.

Ш. З. П.

27.02.1987

ГОУ НПО № 15

Сентябрь 2006г.


^ МОНИТОРИНГ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ=СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 2007 года



П\П

Ф.И.О.

Дата рождения

Место дальнейшей учебы (или работы)

Время выбытия

1.

Д. А. А.

13.12.1987

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007

2.

Д. Е. А.

30.01.1989

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007

3.

Ж. А. В.

11.06.1988

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007

4.

Ж. Е. В.

02.04.1991

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007

5.

М. С. А.

17.02.1988

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007

6.

П. Г. А.

12.07.1989

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007

7.

П. А. В.

10.05.1990

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007

8.

П. М. С.

30.03.1989

ГОУ НПО ПУ № 15

Сентябрь 2007


^ МОНИТОРИНГ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ=СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 2008 года



П\П

Ф.И.О.

Дата рождения

Место дальнейшей учебы (или работы)

Время выбытия

1.

Б. Г. С.

10.10.1988

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

2.

Б. С. В.

22.11.1990

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

3.

К. Н. В.

28.10.1989

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

4.

Л. В. В.

25.01.1992

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

5.

П. Т. А.

05.08.1991

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

6.

Р. С. С.

29.12.1991

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

7.

С. С. С.

31.05.1991

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

8.

С.И. Э.

20.09.1989

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

9.

Ф. С. А.

17.05.1991

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь 2008

10.

В. В. Т.

12.06.1989

ИП Королев г. Белово

Июнь 2008

11.

Л. П. П.

09.09.1991

ИП Королев г. Белово

Июнь 2008


^ МОНИТОРИНГ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ=СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 2009 года



П\П

Ф.И.О.

Дата рождения

Место дальнейшей учебы (или работы)

Время выбытия

1.

А. П. Л.

15.10.1991

ГОУ НПО ПУ № 29 г. Новокузнецка

Сентябрь 2009

2.

Д. Н. А.

13.04.1992

ГОУ НПО ПУ № 29 г. Новокузнецка

Сентябрь 2009

3.

П. С. А.

10.04.1991

ГОУ НПО ПУ № 29 г. Новокузнецка

Сентябрь 2009


















^ МОНИТОРИНГ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ=СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 2010года

П\П

Ф.И.О.

Дата рождения

Место дальнейшей учебы (или работы)

Время выбытия

1.

Г. К. Н.

24.02.1994

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь

2010

2.

К. У. В.

09.03.1993

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь

2010

3.

К. В. В.

16.12.1994

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь

2010



^ МОНИТОРИНГ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ=СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 2011года

П\П

Ф.И.О.

Дата рождения

Место дальнейшей учебы (или работы)

Время выбытия

1.

В. А. С.

05.02.1994

ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово

Сентябрь

2011



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Маршрут постинтернатной адаптации на воспитанницу К. С. на период 2009-2012 уч.г.



^ Показатели готовности к выпуску

Препятствующие и способствующие

факторы

Мероприятия, планируемые по подготовке воспитанника к выпуску

Организация деятельности в период

постинтернатной адаптации

^ Состояние физического и психического здоровья воспитанника

1. Диагноз F-70;



1. Освидетельствование на Кемеровской областной ПМПК на предмет дальнейшего обучения в ГОУ НПО;

2. Информирование о дальнейшем медицинском наблюдении (сроки прохождения мед. осмотров, адрес поликлиники, каких специалистов необходимо проходить;

1. Организация консультационной помощи в форме индивидуальных бесед по вопросам:

медицинского наблюдения у врачей специалистов;

организация лечебно-оздоровительных мероприятий (прохождение ЛФК);

^ Учебная успеваемость и возможность дальнейшего обучения

Препятствующих факторов нет. Успевает по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Консультирование по предметам общеобразовательного цикла

Консультирование по вопросам дальнейшего обучения

^ Профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианты трудоустройства

1. Нет профессионального образования;

2. Имеет представление о своих медицинских противопоказаниях при выборе профессии;

3. Мотив выбора профессий: материальное благополучие;.

Привлекают профессии: швея-мотористка, мастер по пошиву одежды; штукатурно-малярное дело

Профессиональные варианты получения профессионального образования:

1. Обучение профессии швеи, мастера строительных и отделочных работ в ГО НПО городов Белово, Новокузнецка, Юрги, Полысаево и др.

2. Курсы при ЦЗН

1. Помощь в оформлении в ГО НПО

2. Помощь в трудоустройстве;

3. Взаимодействие с работадателями в целях успешной адаптации на рабочем месте;

4. Консультативная помощь по запросам воспитанницы.



Возможные варианты жизнеустройства

1.Поставлена на льготную очередь на получение жилья


1. Правовая и социальная защита через индивидуальные консультации

2. Информирование воспитанницы о возможных затруднениях в решении жилищного вопроса

1. Оказание помощи в решении жилищного вопроса

Материальное благосостояние

1. Имеются денежные средства от поступлений на лицевой счет пенсии по потере кормильца за умершую мать, алиментов, выплачиваемых отцом; накопительный лицевой счет, депозиты

1. Цикл практических и теоретических занятий по СБО;

2. Консультирование по вопросам оформления документов, справок;

3. Контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета


1. Консультирование по рациональной трате денежных средств после выхода из школы-интерната

Наличие благополучных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат

1.Наличие близких и дальних родственников, не заинтересованных судьбой девочки

1. Консультирование по вопросам взаимоотношений с родственниками

1. Консультирование воспитанницы в случае притязаний родственников на денежные средства

Уровень социальной компетентности:

1. Уровень развития психических процессов, психоэмоциональное

состояние,

самооценка.

2. Уровень сформированности основных социальных компетенций

- Уровень развития психических процессов – средний;;

- Психо-эмоциональное состояние – неуверенность в себе; конфликтность;

- Самооценка – средняя (адекватная);

- Страх перед выходом из интерната;

- Способна сопереживать чужой боли;

- Способна различать плохое и хорошее, может осуждать и одобрять поступки людей

- Моделирование различных жизненных ситуаций, анализ конфликтных ситуаций;

- Формирование умения противостоять негативному влиянию;

- Формулы позитивного мнения «Я могу», «Я буду»;

- Усиление самостоятельности, приобретение социальных навыков.

- Психологическое консультирование.

- Памятки:

-«Психология настроения»;

-«10 шагов уверенности в себе»;

-«Защита от стресса»



^ Определение уровня готовности к выпуску из школы-интерната

воспитанницы МКС(К)ОУ «Бачатская школа-интернат VIII вида» К.С.



^ Показатели готовности к выпуску и школы-интерната

Уровень готовности по каждому показателю

Общий уровень

Состояние физического и психического здоровья

Недостаточный


Достаточный

Возможные варианты жизнеустройства

Достаточный

Наличие благоприятных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат в период адаптации

Недостаточный

Материальное благосостояние

Недостаточный

Учебная успеваемость, возможность дальнейшего обучения

Достаточный

Профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианты трудоустройства

Достаточный

Уровень сформированности основных социальных компетенций

Достаточный

Наличие интересов, склонностей, способностей для организации конструктивных форм досуга

Достаточный



Похожие:

О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconПоложение о Фестивале педагогического мастерства воспитателей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Изменим будущее», Республики Карелия 2011 года
Исполнительный директор Благотворительного фонда социальной адаптации детей-сирот «Наше завтра» им. Дмитриевой О. Д
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconВведение Выбор темы: Мы часто слышим, нам часто говорят и везде пишут: «Занимайтесь спортом!»
Выбор темы: Мы часто слышим, нам часто говорят и везде пишут: «Занимайтесь спортом!» Мы знаем, что спортивные состязания закаливают...
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconПроект социальной адаптации выпускников коу «Ивановский детский дом» в обществе
Казенное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский детский...
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconПоложение о порядке проведения конкурса на Грант Благотворительного Фонда помощи детям «Содействие образованию и социальной адаптации детей»
Учредитель конкурса Благотворительный Фонд помощи детям «Содействие образованию и социальной адаптации детей», муниципальное казенное...
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconПроблема детского чтения Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня наше заседание посвященное «Проблеме детского чтения»
Семинар – в бэс толкуется как «вид групповых занятий по научной проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений...
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconЭкология без границ
В республиканском ботаническом саду дети посадили березовую аллею. Организовал акцию общественный фонд “Центр адаптации и социального...
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconСоциальная адаптация детей из образовательных
Выявить возможности социальной адаптации детей через занятия по художественному текстилю (роспись ткани)
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconПоложение о курировании выпускников детского дома «Надежда» в период постинтернатной адаптации. Общие положения
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без...
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconРоль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта
Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много – о iconГотов ли ребенок к школе?
«Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т п литературы...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты