Семинар — практикум «Речевая культура педагога» icon

Семинар — практикум «Речевая культура педагога»




НазваниеСеминар — практикум «Речевая культура педагога»
Дата02.03.2014
Размер96.4 Kb.
ТипСеминар

Муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников «Лесная сказка» п. Безбожник Мурашинского района Кировской области (МДОКУ Д/С п. Безбожник)


Семинар — практикум

«Речевая культура педагога».


Провела:

старший воспитатель Туманова Е.Л.


п.Безбожник

2011г


Цель. Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников, коллегами.

Задачи.

  1. Активизировать словарный запас и совершенствовать умение оформлять коммуникативное намерение высказывания.

  2. Развивать индивидуальную манеру невербального выражения эмоций и выразительность речи.

  3. Развивать умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний.


Вопросы к педагогам.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы, исходя из своих знаний и опыта.

  1. В чём выражается речевая культура педагога?

  2. Что такое речевой этикет?

  3. В чём выражается успешное общение?


Если можно запишите свои ответы. В конце нашего семинара мы к ним вернёмся.


С обновлением содержания дошкольного образования ( мы с этим уже столкнулись) связано повышение его качества, использование новых методов и перестройка традиционных. Вспомните, пожалуйста, как формулируется единая методическая тема нашего ДОУ на 2011 — 2013 учебные годы? ( Управление качеством дошкольного образования через интеграцию основного и дополнительного образования).

Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений.

Повышение компетентности педагога в педагогическом общении — инструмент гуманизации образования на современном этапе, так как именно профессиональные умения и мастерство воспитателя в создании условий для развития личности ребёнка являются критерием оценки качества дошкольного образования.

Этим и обусловлена, на наш взгляд, необходимость сегодня изучения профессионального педагогического общения воспитателя ДОУ.


Что такое «профессиональная культура педагога»? (ответы педагогов)


Заметим, что не выработано ни его однозначного толкования, ни общепризнанного представления о составляющих компонентах понятия «профессиональная культура педагога». Но авторы различных пособий, рассматривая это понятие, выделяют личностные свойства и профессиональные умения в области поведения, эмоциональной культуры, культуры речи и культуры педагогического общения.


Но культура педагогического общения невозможна без эмоциональной культуры, включающей

  • умение регулировать своё психическое состояние,

  • управлять эмоциями,

  • понимать другого,

  • преодолевать волнение,

  • нерешительность,

  • сдерживаться,

  • создавать необходимое настроение и т.п.


Эти умения называют социально — психологическими, иногда социально — перцептивными. Важную часть коммуникативных умений педагога составляют умения выстраивать речевые высказывания, которые можно назвать логико — композиционными коммуникативными.

Некоторые современные исследователи речевой деятельности, теории общения рассматривают коммуникативные, речевые и этикетные нормы изолированно. Для нас коммуникативный и нравственный аспекты являются неотделимыми друг от друга, мы их рассматриваем как некий сплав, соединение речевой и нравственной культуры.


Кто такой культурный человек? (ответы педагогов)


^ Культурный человек — это личность, сознательно идущая на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.


Что такое нормы? (ответы педагогов)


Нормы — это инструменты для достижения оптимальности общения. Выделяется три вида норм: этические, коммуникативные, речевые.

Т.Г. Винокур даёт такое определение нормам: «Нормы- механизмы, помогающие согласовать все стороны общения: когнитивный (как вы видите других людей и как их понимаете), аффектный (как вы к ним относитесь) и поведенческий (как вы поступаете в конкретных ситуациях).


Основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются:

  • правдивость

  • точность

  • содержательность

  • уместность

  • краткость

  • логичность

  • вежливость и т.д.

Задумывались ли мы когда — нибудь об этом?


Главное назначение речевого этикета — помочь людям не конфликтовать друг с другом, выполнять необходимые для вступления в контакт действия, в том числе и речевые, для его поддержания и выхода из него.

^ Их соблюдение позволяет:

избежать конфликтов, возникающих из-за промахов в общении;

произвести хорошее впечатление о себе, не затрачивая на это особых усилий (нам кажется иногда, пусть воспринимают меня таким какой я есть):

расположить к себе собеседника, не принижая собственного достоинства.


Для педагогического общения важна регулирующая функция речевого этикета: выбор формулы обращения и соответствующей тональности контекста регулирует характер отношений собеседников в профессиональном общении. Выбранные речевые средства обращения к партнёру (завершение контакта или привлечение внимания и пр.) должны вызывать нужную реакцию.


^ Сейчас мы проведём практикум.

Я прошу вас разделиться на 3 группы. Надо из слов собрать пословицу. Каждый из вас вытянет карточку со словом.

«Делу» «время» «потехе» «час».

«А ларчик» «просто» «открывался».

«Волка» «ноги» «кормят»

«Стричь» «под одну» «гребёнку»

«Когда» «рак» «на горе» «свистнет»

«Не ударить» «в грязь» «лицом»


^ I группа заданий.

Первое задание. «Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения».

  • Обосновать просьбу, указать причину её возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость её выполнения. И всё это сделать кратко. («Мне это нужно, чтобы....», «Вы меня очень выручите, если сделаете.....», «Это необходимо, потому что...» и т.д.).

  • Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!» и т.п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете!», «Умница, молодец, никогда не отказываетесь выполнить просьбу!»)

  • Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь!», «Буду вам благодарна!», «Заранее спасибо!»)

Второе задание. «Как вежливо отказать?».

  • Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.

  • Необходимо объяснять причину отказа («Я не могу это сделать, потому что..», «Не могу выполнить просьбу по причине...»).

  • Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т.п. («Извините, пожалуйста, но я никак не могу», «К сожалению, не могу», «Мне очень жаль, но...», «Сожалею, но...», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если...»).

^ Третье задание. «Как извиниться?».

Извиниться — значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своём неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.

Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьёзностью совершённого поступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идёт о незначительном проступке (например, вы кого — то задели в транспорте0. «Простите» используется в случаях, когда речь идёт о существенном проступке (например, вы оскорбили, публично осмеяли человека).


^ II группа заданий.

Риторическое задача.

Выберите один вариант постановки ударения в словах из предложенных.

БаловАть — бАловать,

звонИт — звОнит,

намЕрение — намерЕние,

облилА — облИла,

срЕдства - средствА

усугубИтьусугУбить

облегчИть - облЕгчить


Риторическая задача.

Поставьте ударение в словах, проверьте себя по словарю

каталог,

отдала,

начать,

обеспечение,

коммуникативный,

повторить,

избалована

Риторическая задача.

Прочтите предложения, выявите ошибки, исправьте их.

  1. На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

  2. К весне зелень зазеленела.

  3. Потолок побелили белилами.

  4. Девочка стала надевать одежду на куклу.

  5. Незнайка был ленивым лентяем.

  6. Дедушка был ворчливым ворчуном.

  7. По комнате покатился круглый шар.



III группа заданий.

Придумайте и разыграйте диалог воспитателя с родителем.

  1. В диалоге в разных вариантах использовать слова «звонит», «перезвонит», «дозвониться» и др.

  2. В диалоге в разных вариантах использовать слова «класть», «положить», «переложить» и др.

  3. В диалоге в разных вариантах использовать слова «баловать», «избалованная», «избаловать», «избалован» и др.


А сейчас вернитесь, пожалуйста к своим ответам на вопросы, на которые вы отвечали вначале нашего семинара — практикума.

Как бы вы сейчас ответили на них?


Я хочу всем раздать памятки. Правильную культурную речь надо тренировать. И когда у вас перед глазами будут эти слова, то вам легче будет запомнить, как их надо произносить.


Всем спасибо!


^ Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения


Как вежливо отказать?


Как извиниться?


Риторическая задача

Выберите один вариант постановки ударения в словах из предложенных.


БаловАть — бАловать,

звонИт — звОнит,

намЕрение — намерЕние,

облилА — облИла,

срЕдства - средствА

усугубИть — усугУбить

облегчИть — облЕгчить


^ Риторическая задача.

Поставьте ударение в словах, проверьте себя по словарю


каталог

отдала

начать

обеспечение

коммуникативный

повторить

избалована


Риторическая задача.

Прочтите предложения, выявите ошибки, исправьте их.

  1. На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

  2. К весне зелень зазеленела.

  3. Потолок побелили белилами.

  4. Девочка стала надевать одежду на куклу.

  5. Незнайка был ленивым лентяем.

  6. Дедушка был ворчливым ворчуном.

  7. По комнате покатился круглый шар.

Придумайте и разыграйте диалог воспитателя с родителем.


В диалоге в разных вариантах использовать слова «звонит», «перезвонит», «дозвониться» и др.


^ Придумайте и разыграйте диалог воспитателя с родителем.


В диалоге в разных вариантах использовать слова «класть», «положить», «переложить» и др.


^ Придумайте и разыграйте диалог воспитателя с родителем.


В диалоге в разных вариантах использовать слова «баловать», «избалованная», «избаловать», «избалован» и др.


Угнала

обеспечение

избалована

отдала

звонит

усугубить - усугубить

облегчить

каталог

средства

углубить

намерение

красивее

отогнанный

спалось


В чём выражается речевая культура педагога?


Что такое речевой этикет?


В чём выражается успешное общение?



Похожие:

Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconПрактический семинар «экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа» Россия, г. Санкт-Петербург 8-12 ноября 2010 г
Всероссийский научно-практический семинар «экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма...
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconПлан работы окружного ресурсного центра Октябрьского территориального округа на январь 2013 г
Семинар-практикум "Реализация образовательной области "Физическая культура" в условиях доу
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconСеминар практикум Основная область «Физическая культура»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением...
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconСеминар-практикум: «Организация мониторинга с учетом фгт»
Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах...
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconПрактикум для родителей по проблеме «Конфликт в семье» Семинар состоит из нескольких этапов
Побуждают родителей к самоанализу и откровенному разговору ряд вопросов педагога
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconСеминар-практикум для воспитателей по физической культуре доу «Реализация образовательной области «Физическая культура»
Воспитатели по физической культуре районов: Нагатино-Садовники, Нагорный, Донской 25 человек
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconКультура семьи Родительское собрание Класс 6 б кл рук. Половинщикова И. А
«художественная культура», и «культура общения», и «политическая культура», и «культура национальных отношений», и «педагогическая...
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура»
«Физическая культура и спорт», 03210062 «Физическая культура» и 03210265 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии...
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Психолого-педагогический практикум (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины Целью учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум»
Целью учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум» является ознакомление студентов с особенностями профессиональной практической...
Семинар — практикум «Речевая культура педагога» iconСамостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна
Самостоятельная речевая деятельность детей возникает по инициативе самого ребёнка, протекает в виде театрализованных игр, игровых...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты