Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы icon

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы




НазваниеДополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы
Дата08.03.2014
Размер81.45 Kb.
ТипОбразовательная программа

Утверждены на заседании

Научно-методического совета по дополнительному

образованию детей Минобразования России

03.06. 2003 г.


ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

• создание условий для развития личности ребенка;

• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

• интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;


Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.


Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.


1. Титульный лист включает:

• наименование образовательного учреждения;

• где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

• название дополнительной образовательной программы;

• возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

• срок реализации дополнительной образовательной программы;

• Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

• название города, населенного пункта;

• год разработки дополнительной образовательной программы.

^ 2. Пояснительная записка раскрывает:

• направленность дополнительной образовательной программы;

• новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

• цель и задачи дополнительной образовательной программы;

• отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

• возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

• сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесс, этапы);

• формы и режим занятий;

• ожидаемые результаты и способы их проверки;

• формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

^ 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

• перечень разделов, тем;

• количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

^ 4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

• форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

• приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

• форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6. Список литературы.


^ КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Классификация образовательных программ

Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

^ Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

^ Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения.

На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Для авторской программы обязательным условием является её новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

• преподавание нового учебного курса (предмета);

• реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

При разработке программы необходимо обратить особое внимание на содержание следующих ее частей: пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания, методического обеспечения.

Пояснительная записка. В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися в условиях реализации программы.


^ Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

• ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

• связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

• вид программ (модифицированная, экспериментальная, авторская);

• новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей, «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяют следующие типы задач:

• обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

• воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

• развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Описывая особенности программы, следует отразить:

• ведущие идеи, на которых она базируется;

• ключевые понятия которыми оперирует автор;

• этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4. В пояснительной записке отмечаются:

• основные возрастные особенности учащихся, которым адресована программа;

• вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

• особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5. Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

• общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

• периодичность занятий

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, следует:

• сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

• перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

• дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п.

^ Учебно-тематический план (по годам обучения). Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы

^ Содержание программы. В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.

Кратко описать тему означает:

• указать ее название;

• перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

• указать, в каких формах организуется образовательный процесс.

Изложение содержания программы ведется в именительном падеже.

Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.

^ Методическое обеспечение программы (частично может быть описано в пояснительной записке). В этом разделе программы необходимо:

• кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;

• отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

• дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).



Похожие:

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconТребования к публикации тезисов ученических исследовательских работ
Представляемые для публикации материалы должны представлять собой связный текст объемом 3 – 5 (12 кеглем, 2 см поля), страниц и включать...
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconКак развить познавательные способности ребёнка в период подготовки к школе
Уважаемые родители! Для Вашего ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо...
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconОбразовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1
Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру: пояснительная записка,...
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconСтруктурные элементы балльно-рейтинговой системы как средства оценки достижений студентов по дисциплинам в области вычислительного эксперимента петухова Т. П., Шнякина Е. А. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Структурные элементы балльно-рейтинговой системы как средства оценки достижений студентов по дисциплинам в области вычислительного...
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconДополнительная образовательная программа: «паутинка»
...
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconДополнительная образовательная программа творческого объединения «Наследие»
Программа предназначена для школьников обучающихся в 5-8 классах (10-14 лет) и направлена на обеспечение дополнительной теоретической...
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconСтруктурные элементы учебного занятия
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconСтруктурные элементы учебного занятия
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconОбразовательная программа внеурочной деятельности учащихся 5 9 классов общеобразовательных учреждений «Увлекательное чтение на английском языке (по материалам книг для чтения издательства \"Express Publishing\")»
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы iconВ новогодние праздники очень удобно включать театрализацию, либо элементы драматизации
Содержание театрализованных досугов и занятий может быть разнообразным и включает в себя
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты