Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России icon

Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России




НазваниеПрограмма развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России
Дата09.02.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма

4. Программа развития Петрозаводского государственного университета
как регионального центра образования, науки и культуры
на Европейском Севере России

4.1. Основные цели и принципы развития высшего образования в Карелии


1) Цели:

  • Сохранение и приумножение интеллектуального потенциала Карелии на основе объединения усилий ПетрГУ, Карельского государственного педагогического университета, Петрозаводской государственной консерватории и Карельского научного центра РАН для решения задачи кадрового и научного обеспечения социально-экономического развития республики. Создание системы непрерывного образования с учетом особенностей РК.

  • Повышение качества образования, соответствующего современным требованиям. Повышение гибкости и адаптации университетского образования к изменяющимся потребностям рынка специалистов.

  • Повышение уровня компетентности в профессиональной сфере выпускников вузов на основе использования лучшего отечественного и зарубежного опыта в подготовке специалистов.

  • Создание образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию всесторонне развитой личности с выраженной гражданской позицией.

  • Содействие сохранению и развитию национальных языков, традиций и культуры.

  • Создание условий для реализации творческого потенциала педагогических коллективов и работников профобразования РК и удовлетворения образовательных потребностей населения.

  • Повышение роли специалистов высшей школы в подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в регионе.

  • Превращение ПетрГУ в головную структуру по инновационному развитию Республики Карелия и Европейского Севера Российской Федерации.

  • Повышение конкурентоспособности выпускников вузов и молодых специалистов на рынке труда на основе объединения усилий в цепочке "школа-техникум/вуз-организация/предприятие".

  • Повышение эффективности системы управления образованием, улучшение координации действий субъектов сферы профобразования.

  • Преодоление демографической "ямы" (к 2005 году) за счет увеличения подготовки "взрослого" населения.

2) Принципы:

  • Сохранение и развитие фундаментальности профобразования;

  • Развитие гуманитарной составляющей образования (изучение российской и мировой культуры, повышение уровня владения русским и национальными языками, углубленное изучение иностранных языков, изучение региональных аспектов истории Карелии и стран Северной Европы, изучение экономических и правовых основ, экологическое воспитание и образование студентов и др.);

  • Ранняя профессионализация студентов, нацеленность на прикладные исследования, выполнение в ОУ проектов, практическую работу, повышение конкурентноспособности выпускников ОУ ПО и молодых специалистов на рынке труда;

  • Повышение качества обучения через использование инновационных методик в образовании, информатизацию учебного процесса и научных исследований;

  • Обеспечение равной доступности профобразования (в городах и районах РК, сельской местности);

  • Создание системы многоуровневого непрерывного образования через сотрудничество, координацию деятельности и интеграцию образовательных и научных учреждений республики различных уровней;

  • Учет региональных особенностей в обучении и научных исследованиях, разработка регионально-национального компонента в профобразовании, нацеленность на решение прикладных региональных проблем;

  • Повышение внимания к патриотическому воспитанию учащихся;

  • Опережающая подготовка специалистов на основе прогнозирования тенденций в экономической, политической и образовательной сферах;

  • Укрепление сотрудничества с ведущими ОУ страны, активизация международного сотрудничества в системе профобразования.
^

4.2. Концептуальные положения


В качестве концептуальных положений при разработке Программы предлагаются следующие:

  1. Определение РК как инновационного региона по изучению, адаптации и внедрению передового российского и зарубежного опыта во всех сферах экономики, политики, образования и культуры;

  2. Приоритетность развития системы профобразования для социально-экономического развития региона;

  3. Создание единого научно-образовательного информационного пространства на Европейском Севере РФ и в РК;

  4. Интеграция региональных образовательных и научных учреждений;

  5. Развитие информационных технологий как основы для создания единого научно-образовательно-информационного пространства региона.

РК рассматривается в качестве ИННОВАЦИОННОГО региона по изучению, адаптации и внедрению передового российского и зарубежного опыта во всех сферах экономики, политики и культуры. Для этого у Карелии имеются все необходимые условия:

1) Наличие высокого педагогического и научного потенциала.

2) Близость к крупнейшим российским научным центрам (Москва и С.- Петербург).

3) Выгодность географического положения РК, граница со странами ЕС.

4) Высокая интенсивность международных обменов, выполнение совместных проектов с западными партнерами в сфере экономики, науки и образования.

5) Наличие промышленного потенциала, сырьевых ресурсов и другие.

В высших учебных заведениях Европейского Севера сосредоточен основной научно-образовательный потенциал, эффективное использование которого способствует решению проблем социально-экономического развития региона.

На территории РК силами карельских научно-образовательных учреждений проводится изучение, техническое и технологическое апробирование, адаптация и внедрение современных технологий, с последующим охватом других регионов РФ. Особое внимание будет уделяться развитию технологий по эффективному природопользованию и охране окружающей среды.

По мере развития научного и образовательного потенциала РК будет осуществлена передача российских передовых технологий на западные рынки.

Подобная специализация РК - развитие научно-технической базы с сильным уклоном в прикладную науку - позволит республике:

  • играть одну из ведущих ролей в регионе по компенсированию отставания РФ, в целом, и Европейского Севера России, в частности, от мирового сообщества по уровню развития научно-технического прогресса;

  • существенно поднять уровень инвестиций в промышленность, образование и культуру республики;

  • поднять научно-образовательный уровень жителей РК и привлечь в республику высококвалифицированных специалистов российских регионов.

Представляется, что РК может служить полигоном для апробации новой техники и технологий и отработки прогрессивных форм проведения экономических реформ, обеспечения юридических норм и прав граждан, разработки стратегии инвестиционной политики и т.д.

Для решения этих проблем на качественно новом уровне необходимо интеграция академической, вузовской и отраслевой науки с целью более эффективного использования кадрового, интеллектуального, материально-технического и финансового потенциала республики, а также устранение неоправданного дублирования в подготовке специалистов в регионе и расширение спектра новых специальностей с учетом потребностей региона.

В условиях перехода к информационному обществу решающую роль в развитии интеллектуального потенциала, необходимого для решения задач социально-экономического развития региона, призваны сыграть информационные технологии.

Анализ развития передовых в экономическом отношении стран показывает необходимость опережающего характера подготовки специалистов, владеющих перспективными информационными технологиям и навыками их использования в различных прикладных областях.

В качестве механизма достижения поставленных целей предлагается концепция "Распределенного университета", включающего в себя:

1. Головной центр (ПетрГУ) в г. Петрозаводске.

2. Сеть образовательных центров в городах и районных центрах РК и соседних областей (филиалы, учебные центры), в которых создаются:

  • отделения подготовительного факультета ПетрГУ (подготовка школьников к обучению в вузе, отбор одаренных детей, профориентационная и психолого-педагогическая поддержка);

  • отделения факультета повышения квалификации ПетрГУ (повышение квалификации и переподготовка специалистов, курсовая подготовка, проведение семинаров и консультаций);

  • подготовка специалистов в области высшего образования (в филиалах).

3. Сеть "базовых" школ, техникумов и колледжей в г. Петрозаводске и районах РК и Мурманской области.

4. Сеть регионального научного сотрудничества на Европейском Севере России (совместно с КарНЦ и КолНЦ РАН, Кольским филиалом ПетрГУ, КГПУ и другими вузами и научными организациями региона).

5. Сеть международного сотрудничества, реализуемая через консорциум российских и зарубежных вузов "Северо-Европейский открытый университет".

6. Информационно-телекоммуникационную сеть образования, науки, культуры и здравоохранения на Европейском Севере, обеспечивающую информационную поддержку функционирования "Распределенного университета".
^

4.3. Основные направления развития


Основная идея программы - дальнейшее развитие ПетрГУ как регионального Центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России.

Рассмотрим ряд основных направлений Программы.
^

4.3.1. Создание Северо-Европейского открытого университета (СЕОУ)


В рамках проекта по созданию и развитию деятельности консорциума СЕОУ планируется привлечь зарубежные и российские организации к активному сотрудничеству с ПетрГУ по следующим направлениям:

  • Научно-образовательная и производственная деятельность: создание 12-ти совместных образовательно-научно-производственных структурных подразделений (институт, факультет, кафедра, центр, представительство, курс и т.д.);

  • Инновационная деятельность: инициирование 5-ти инновационных проектов по внедрению современных технологий и техники в промышленность и сельское хозяйство;

  • Информационная деятельность: создание 3-х информационных представительств зарубежных и международных организаций;

  • Создание службы мобильности, консалтинговой службы по менеджменту проектов, студенческого информационного агентства.

П
ланируется увеличить число зарубежных и международных организаций поддержавших создание СЕОУ и активно участвующих в его деятельности до 25. Общее число реализуемых проектов в 2004 г. в рамках СЕОУ планируется довести до 20-ти (рис. 5).


Рис. 5.


Особое внимание в развитии деятельности СЕОУ будет уделено внедрению курсов дистанционного обучения.

Во-первых, в соответствии с общемировой практикой деятельности открытых университетов на базе СЕОУ будут организованы курсы дистанционного обучения. Планируется создать 2 пилотных курса в 2000 году. Расширение перечня курсов будет проводиться по мере получения дополнительного финансирования.

Во-вторых, СЕОУ будет участвовать в создании виртуального Баренцева университета совместно с высшими учебными заведениями стран Баренцева Евро-Арктического региона.
^

4.3.2. Обеспечение доступности высшего образования
в районах Республики Карелия


Одной из серьезных проблем в сфере образования РК является наличие неравных условий для получения высшего образования выпускниками школ республики, недостаточность притока высококвалифицированных кадров в районы РК. Особенно остро эти проблемы проявляются в сельской местности.

Для решения вышеуказанных проблем ПетрГУ предлагает:

  1. развитие сети филиалов и колледжей в районах РК:

  • создание филиала в г. Сегежа;

  • расширение спектра специальностей в филиалах городов Сортавала, Беломорск, Костомукша по заказам местных администраций, министерств и ведомств, организаций и предприятий районов;

  • открытие на базе филиалов подготовительных отделений для школьников из сельской местности;

  • увеличение числа целевых бюджетных мест в филиалах для сельских школьников;

  • открытие на базе филиалов дневных отделений ФПК для повышения квалификации и переподготовки работников образования и здравоохранения в районах.

  1. Создание в 2000-2001 гг. на базе Университетского лицея интерната для одаренных школьников из районов республики, преимущественно из сельских школ.

  2. Прием начиная с 2000-2001 учебного года выпускников сельских школ на подготовительное отделение, финансируемое из федерального бюджета, из всех районов РК.

  3. Содействие внедрению информационных технологий на основе дистанционных форм обучения в сельских школах и переподготовка учительских кадров.

  4. Участие преподавателей ПетрГУ в реализации целевой программы Министерства образования и по делам молодежи РК "Сельская школа".

  5. Участие в разработке и реализации Программы развития Вепсской волости.

  6. Расширение профориентационной работы сельскохозяйственного, лесоинженерного, строительного и других факультетов ПетрГУ в районах РК.
^

4.3.3. Открытие новых специальностей в ПетрГУ


В 2000-2002 гг. планируется открытие следующего спектра специальностей и специализаций.


Шифр

Наименование специальностей

в 2000 году

021200

Международные отношения

061000

Государственное и муниципальное управление

190900

Информационно-измерительная техника и технологии

в 20001 году

290100

Архитектура

230500

Социально-культурный сервис и туризм

101600

Энергообеспечение предприятий

340100

Управление качеством

в 2002 году

230100

Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (лесного комплекса)

021400

Журналистика

022600

Лингвистика и межкультурные коммуникации

в 2003 году

061500

Маркетинг

в 2004 году

021300

Регионоведение


Специализации:

  • Организация производства и предпринимательская деятельность для лесопромышленных предприятий

  • Проектирование и производство лесозаготовительных машин

  • Переработка, хранение и реализация продуктов растениеводства

  • Организация и технология технического сервиса


Дополнительные квалификации:

  • Преподаватель

  • Преподаватель высшей школы (для магистров и аспирантов)

  • Переводчик в сфере профессиональной деятельности
^

4.3.4. Подготовка кадров для системы высшего образования


Университет расширяет спектр подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру. В 2000 г. планируется открытие диссертационных советов по защите кандидатских диссертаций на медицинском, лесоинженерном и на факультете прибалтийско-финской филологии и культуры, в 2000-2001 годах - 2 советов по защите докторских диссертаций на филологическом и математическом факультетах. Планируется открытие новых специальностей в аспирантуре, ординатуре и докторантуре ПетрГУ. Среднее количество защит докторских и кандидатских диссертаций планируется довести до 8 и 25, соответственно (рис. 6).


П
рогноз на защиту докторских и кандидатских диссертаций



Рис. 6.
^

4.3.5. Переподготовка и повышение квалификации специалистов


В настоящее время в Республике Карелия возникли реальные предпосылки для создания стройной системы непрерывного образования, включающей в себя подсистему регулярного повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования. Необходимость решения этих задач в сложившейся социально-экономической ситуации требует повысить эффективность повышения квалификации и переподготовки с учетом современных методик, методологий и технологий, использования опыта передовых образовательных учреждений и привлечения лучших преподавателей республики для этой работы. Одновременно необходимо обеспечить равную возможность повышения квалификации и переподготовки для учителей из районов республики, сельской местности.

Важную роль в системе дополнительного профессионального образования должны играть вузы Республики Карелия, которые являются базовыми учреждениями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников образования и специалистов других отраслей.

Факультет повышения квалификации (ФПК) Петрозаводского государственного университета является структурным подразделением ПетрГУ, имеющим лицензию Министерства общего и профессионального образования РФ и финансируемым из федерального бюджета. В его составе действуют ФПК специалистов высшей школы и средних специальных учебных заведений, ФПК работников образования и Образовательно-Инновационный центр. Ежегодно на этих факультетах повышают квалификацию 175 слушателей, получая по окончании курсов свидетельство государственного образца. Особенно важно отметить, что повышение квалификации ведется по таким важнейшим направлениям как:

  • менеджмент

  • юриспруденция

  • информационные технологии в управлении

  • юридическое обеспечение деятельности руководителя образовательного учреждения

  • менеджмент в образовании

  • история

  • экология.

В 2000-2002 гг. спектр направлений повышения квалификации ФПК ПетрГУ будет значительно расширен, с увеличением числа слушателей до 500-700 в год. Особое внимание будет уделяться работе в районах республики.

В 2000-2002 гг. будет значительно расширен спектр направлений в сфере повышения квалификации и переподготовки в Карельском региональном Институте управления, экономики и права ПетрГУ при Правительстве РК, на факультете постдипломного медицинского образования.
^

4.3.6. Выполнение научных исследований


Ученые ПетрГУ направят усилия на научное обеспечение социального и экономического развития Республики Карелия, Северного экономического региона России. Для этого будет продолжена работа по выполнению межвузовских и региональных научно-технических программ "Университеты России", "Вузовская наука - регионам", "Экспортные технологии и международное научное сотрудничество", "Сохранение научных школ", "Приграничная Карелия", "Информатизация Республики Карелия" и другие.

С целью повышения эффективности научных исследований планируется:

  • осуществление поддержки ведущих научных школ ПетрГУ и Карелии;

  • создание и развитие системы факультетских и межфакультетских научно - производственных центров и комплексов;

  • активизация участия ученых ПетрГУ в конкурсах грантов, проводимых Минобразованием РФ, российскими и международными научными фондами.

Большие задачи в области развития малого бизнеса и предпринимательства, внедрения наукоемких технологий возлагаются на Карельский инновационный центр Бизнес-инкубатор, созданный в ПетрГУ.
^

4.3.7. Создание Инновационно-производственного комплекса


Начало создания Инновационно-производственного комплекса ПетрГУ было положено организацией в 1996 году Карельского инновационного центра – бизнес-инкубатора – подразделения ПетрГУ, специализированного на поддержке инновационной деятельности как на университетском, так и на республиканском уровнях, а также поддержке малого предпринимательства и продвижении новых технологий на территории РК.

Целями создания Инновационно-производственного комплекса ПетрГУ являются:

  • заполнение существующего разрыва между вузовской наукой и реальным производством;

  • создание полного спектра структур, необходимых и достаточных для успешного развития инновационной деятельности ПетрГУ и обеспечивающих:

ускорение продвижения инновационных проектов,

поиск тем исследований, востребованных рынком,

повышение качества прикладных исследований,

доводку и внедрение разработок ученых и специалистов,

поиск источников инновационного финансирования;

  • развитие международного сотрудничества в области обмена новыми технологиями и «ноу-хау»;

  • внедрение инновационного обучения среди студентов и аспирантов, научных сотрудников и специалистов;

  • привязка обучения студентов и аспирантов, а также разработок ученых и специалистов ПетрГУ к решению практических проблем.

Инновационно-производственный комплекс ПетрГУ представляет собой комплекс различных взаимодополняющих структур инновационной направленности и включает в себя следующие базовые структуры:

  • Карельский инновационный центр – бизнес-инкубатор (функционирует)

  • Учебно-деловой компьютерный центр (функционирует)

  • Виртуальная кафедра изобретательства (планируется открытие в 2000 г.)

  • Инновационно-технологический центр (планируется открытие в 2001 г.)

  • Научно-технологический парк (планируется открытие в 2003 г.)

  • Промышленный парк (планируется открытие в 2004 г.)

Инновационно-производственный комплекс ПетрГУ станет основой для формирования единого инновационного пространства в Республике Карелия и на Европейском Севере России, а также головной структурой региональной системы поддержки и развития инновационного предпринимательства, которая способна стать одной из новых моделей экономического роста и привлечения внутренних и, что особенно важно, внешних инвестиций.
^

4.3.8. Развитие телекоммуникаций и информационных технологий


Работы по развитию телекоммуникаций и информационных технологий будут осуществляться параллельно в двух направлениях:

  1. Развитие и модернизация корпоративной сети ПетрГУ (рис. 7) как базового сегмента информационной научно-образовательной сети Республики Карелия, что предполагает:

    1. Развитие инфраструктуры корпоративной сети университета

  • развитие телекоммуникаций в ПетрГУ на базе систем с гарантированным качеством доступа (АТМ, Frame Relay);

  • организацию и подключение локальных сетей вновь создаваемых удаленных корпусов к сети университета;

  • организация и развитие локальных сетей филиалов (Сортавала, Беломорск, Костомукша), обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам университета;

  • создание информационной инфраструктуры Северо-Европейского Открытого Университета;

  • увеличение количества включенных в сеть университета рабочих мест на кафедрах, в научных лабораториях, в подразделениях;

  • развитие студенческого Центра Интернет (проект Сороса);

  • развитие системы общеуниверситетских серверов, в том числе серверов приложений;

  • создание общеуниверситетского ГИС-сервера, обеспечивающего использование информационных ГИС-ресурсов в учебном процессе и научных исследованиях вуза;

  • модернизация старых и организация новых учебных компьютерных классов и подключение их к корпоративной сети университета;

  • модернизация компьютерного парка кафедр и подразделений университета;

  • создание центра мульти-медиа и видеостудии;

  • создание лаборатории мультимедиа;

  • оборудования компьютерных классов для дистанционного обучения;

  • создание рабочих мест для использования мультимедиа-технологий в научно-образовательном процессе, в том числе для дистанционного обучения (рис. 8);

  • создание автоматизированных рабочих мест для студентов в общежитиях с подключением их к сети университета.


Р
ис. 7.





Рис. 8.

    1. Развитие и сопровождение информационного наполнения корпоративной сети ПетрГУ:

  • создание и поэтапное внедрение интегрированной информационно-аналитической системы (ИИАС) управления вузом на базе СУБД ORACLE;

  • создание и сопровождение общедоступных предметно-ориентированных университетских баз данных;

  • развитие WWW-сервера ПетрГУ;

  • создание и внедрение средств дистанционного обучения и контроля знаний с использованием ORACLE, Lotus Notes, Learning Space;

  • развитие сетевой инфраструктуры научной библиотеки, дальнейшая автоматизация библиотечных процессов, создание "цифровой" научной библиотеки;

  • приобретение лицензионного программного обеспечения;

  • испытания и сертификация программных средств.

  1. Развитие работ по наполнению телекоммуникационной сети в интересах образования, науки, культуры и туризма в РК, что предполагает:

  • отработка технологий предоставления информационного и сетевого сервиса ПетрГУ учреждениям науки, образования, культуры и туризма;

  • формирование и ведение на базе ГИС-сервера региональных геоинформационных ресурсов на основе развития справочно-информационной системы «Атлас Карелии»;

  • развитие сети тематических Web серверов Карелии;

  • корпоративная каталогизация в библиотеках РК.

Выполнение работ будет осуществляться поэтапно по мере финансирования (рис. 9).


Р
ис. 9.


Создание информационной среды вуза на базе корпоративной сети обеспечит студентам и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышая эффективность работы, предоставит студентам новые возможности для творчества, приобретения и закрепления современных профессиональных навыков, позволит преподавателям реализовать принципиально новые формы и методы обучения, в том числе дистанционные.

Поэтапное внедрение интегрированной информационно-аналитической системы на базе СУБД ORACLE обеспечит информационную поддержку принятия своевременных решений на всех уровнях управления ВУЗом, а также позволит предоставить преподавателям, студентам и всем лицам, заинтересованным в развитии университета, доступ к информации о состоянии и ходе учебного процесса в ВУЗе.

Создание сети образования науки и культуры РК и ее информационное наполнение обеспечит интеграцию научно-образовательных ресурсов республики и позволит отработать технологии телекоммуникационной поддержки учебного процесса довузовского образования Карелии (школы, колледжи, лицеи, техникумы), сформировать обучающие среды, необходимые для учебного процесса, обеспечить информационные потребности учебных заведений Карелии за счет активного использования научного и образовательного потенциала вузов Карелии и предоставит возможность как учебным заведениям, так и отдельным учащимся, проживающим в удаленных районах, получить доступ к информационным ресурсам и специальным знаниям, которые отсутствуют на местном уровне, что обеспечит повышение качества образования.

Научно-образовательная сеть послужит основой для формирования единого образовательного пространства Карелии с интеграцией в российское и мировое информационное пространство.

^

4.3.9. Международное сотрудничество


Дальнейшее развитие международной деятельности ПетрГУ будет направлено на реализацию указанных в п.2.7 направлений. В определенной степени международная деятельность ПетрГУ будет организована через создаваемый СЕОУ, поэтому планируемые результаты международной деятельности представлены в п.4.3.1. В дополнение к последнему следует добавить следующее.

Будет продолжена работа по поиску новых партнеров ПетрГУ для сотрудничества с подписанием двусторонних (рис. 10) и многосторонних договоров. Планируется к 2004 году заключить соглашения более чем с 40 международными и зарубежными организациями о совместной деятельности.

Большое внимание будет уделено подготовке и реализации международных проектов развития туризма в РК и на Северо-Западе РФ совместно с Госкомспорттуризмом РК.


Р
ис. 10. Число двусторонних соглашений ПетрГУ


Общее число представителей студенчества и профессорско-преподавательского состава ПетрГУ выезжающих за рубеж будет постепенно расти и составит около 500 человек ежегодно к 2004г. Число иностранных граждан, посещающих ежегодно ПетрГУ составит к этому времени около 400 человек (рис. 11).

Р
ис. 11. Взаимный обмен студентами и преподавателями
ПетрГУ с зарубежными странами

^

4.3.10. Развитие национальных языков, изучение истории и культуры


В ПетрГУ будет активизирована работа по подготовке специалистов с высшим образованием по языкам, культуре, истории финно-угорских народов для реализации Программы возрождения языков и культуры коренных народов Республики Карелия.

Планируется:

  • открытие диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности "Финно-угорские и самодийские языки", расширение обменов и стажировок преподавателей с вузами Финляндии;

  • проведение на базе факультета прибалтийско-финской филологии и культуры курсов повышения квалификации по финскому, карельскому и вепсскому языкам для преподавателей языков финно-угорской группы России (совместно с Министерством образования Финляндии);

  • создание учебно-научно-методического центра финно-угорских языков и культур;

  • издание учебников и учебных пособий по учебным планам факультета прибалтийскофинской филологии и культуры;

  • создание авторских коллективов для обновления учебников по национальным языкам для национальных школ республики.
^

4.3.11. Развитие новых форм и методов обучения


Планируется предоставление возможностей выбора студентами курсов по желанию, самостоятельного выбора "траектории" обучения, увеличение доли самостоятельной работы студентов, использование рейтинговых систем в учебном процессе. Возрастет число студентов, занимающихся по индивидуальному плану по заказам предприятий и организаций. Получат дальнейшее развитие очно-заочная форма образования, система открытого образования, практика цикловых методов подготовки специалистов на разных факультетах. Предполагается расширение практики совместного обучения с иностранными вузами и получения выпускниками дипломов двух университетов. Планируется развитие издательской базы университета с целью научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований.

Большое внимание в ПетрГУ будет уделено вопросам обеспечения доступности образования в различных его формах (переподготовка, повышение квалификации, самообразование). В связи с этим большое значение придается развитию дистанционного образования, использованию новых информационных технологий в учебном процессе.

Ведется активная работа по развитию структуры дистанционного образования. В 1996 году Госкомвузом России сформирована Российская программа дистанционного образования, куда ПетрГУ вошел как основной исполнитель по Северному региону России (Карелия, Апатиты, Мурманск), с участием Финляндии (Хельсинки с центром в Лахти, Тампере, Турку, Рованиеми), Швеции (Умео) и Англии (Лондонский открытый университет). В настоящее время в ПетрГУ создан Центр дистанционного обучения.

Основными направлениями в работе университета в области информатизации учебного процесса на ближайшие годы станут применение мультимедиа систем, использование телекоммуникаций в непрерывном образовании и создание общедоступных образовательных баз данных и банков знаний для обучения и управления образованием.
^

4.3.12. Целевая подготовка специалистов


В соответствии с поручением Председателя Правительства РК ПетрГУ выполняет в 2000-2004 гг. целевой прием и подготовку специалистов (высшее образование) для решения задачи кадрового обеспечения реализации "Концепции социально-экономического развития Республики Карелия" (200 специалистов ежегодно). Перечень специальностей и количество обучаемых по каждой специальности ежегодно определяется Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия по согласованию с Председателем Правительства РК и ректором ПетрГУ. Целевой прием студентов, направленных Председателем Правительства РК, осуществляется в пределах общего плана приема.

Средства на целевую подготовку специалистов в 2000-2004 гг. выделяются из республиканского бюджета, в пределах сумм, утвержденных в республиканском бюджете на соответствующие годы, и используются на укрепление материально-технической базы ПетрГУ в соответствии с настоящей Программой.
^

4.3.13. Совершенствование системы управления университетом


В современных условиях важное значение приобретают гибкость, адаптивность и сбалансированность системы управления университетом. В 2000-2001 годах предполагается выполнить ряд мероприятий по развитию системы управления ПетрГУ, в частности:

  • совершенствование структуры управления ПетрГУ с целью нахождения оптимального баланса между централизацией и децентрализацией на различных уровнях управления;

  • расширение функций и совершенствование структуры Ученого Совета;

  • совершенствование механизма взаимодействия между ректоратом, Ученым Советом и факультетами, повышение уровня самостоятельности факультетов и их ответственности за качество подготовки специалистов;

  • дальнейшее развитие автоматизированной системы управления вузом, системы поддержки принятия управленческих решений, контроля за исполнением принимаемых решений;

  • развитие системы переподготовки управленческих кадров.
^

4.4. Мероприятия по развитию высшего профессионального образования в Карелии


Учитывая исключительно важную роль высших учебных заведений в экономическом и социально-культурном развитии Республики Карелия, Петрозаводский государственный университет предлагает следующие мероприятия по развитию высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
^

4.4.1. Управление профессиональным образованием и региональной наукой
в Республике Карелия


С целью повышения эффективности управления системой профобразования в РК предлагается:

  • Создать на базе отдела профобразования Управление профобразования с увеличением численности, расширением функций и сферы ответственности, с четким разграничением функций с Министерством труда и занятости РК, Министерством здравоохранения РК и Министерством социальной защиты РК. Управление совместно с советами всех уровней профобразования, заинтересованными министерствами должно проводить анализ рынка труда и формирование республиканского заказа в сфере профобразования.

  • Активизировать работу Совета директоров ПТУ.

  • Ввести председателя Совета директоров ПТУ в Советы директоров ССУЗов и ректоров вузов РК, представителей педагогических колледжей в Совет ректоров вузов РК.

  • Ежегодно в июне проводить совместное совещание Советов директоров ПТУ, ССУЗов и ректоров вузов РК, посвященное итогам работы за год и плану работы на следующий учебный год.

  • Разработать и утвердить совместно с Карельским научным центром Российской Академии Наук и другими научно-образовательными учреждениями региональную модель интеграции академической, вузовской и отраслевой науки.
^

4.4.2. Повышение квалификации и переподготовка кадров
для Республики Карелия


Успешная система повышения квалификации и переподготовки специалистов невозможна без координации действий всех субъектов сферы непрерывного профессионального образования в регионе. Для этого необходимо преодолеть узковедомственные подходы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в РК в интересах работников, их предприятий и организаций и с целью эффективного использования средств для проведения этой работы. С этой целью предлагается:

1) Создать Координационный Совет РК по повышению квалификации и переподготовки кадров под руководством Заместителя Председателя Правительства РК, в который бы вошли представители заинтересованных министерств и ведомств, Законодательного Собрания РК, администрации г. Петрозаводска, вузов, института повышения квалификации, других образовательных учреждений.

2) Поручить Координационному Совету:

  • разработать план работы Совета на 2000-2002 г.г.;

  • провести анализ состояния дел в области повышения квалификации и переподготовки в РК с учетом существующей нормативно-правовой базы, наличия лицензий и выполнения лицензионных требований;

  • разработать Программу развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в РК с учетом основных направлений развития федеральной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, а также - регионально-национальных особенностей;

  • разработать предложения по реорганизации системы аттестации работников образования и специалистов других отраслей;

  • внести предложения в Правительство РК об источниках и объемах финансирования Программы в 2000-2004г.г.
^

4.4.3. Развитие финансовой и материально-технической базы ПетрГУ


Для реализации Программы развития ПетрГУ требуется увеличение финансирования и укрепление материально-технической базы учебного процесса и научных исследований в ПетрГУ. При этом предполагается использовать многоканальную систему финансирования:

  • бюджетное финансирование со стороны учредителя - Министерства образования РФ;

  • бюджетное финансирование отдельных региональных научных и образовательных программ со стороны Правительства Республики Карелия;

  • ресурсная поддержка капитального строительства ПетрГУ Правительством Республики Карелия;

  • внебюджетные средства, получаемые за обучение студентов;

  • дополнительное финансирование за счет выполнения хоздоговорных работ, международных проектов, грантов и т.п.

В приложениях 1, 2 к Программе приводятся требуемые объемы финансирования для развития материально-технической базы и дополнительной поддержки научных исследований.


Приложение 1

к Программе

^ I. Финансирование целевой программы подготовки специалистов в ПетрГУ из республиканского бюджета


2000 г.

2001 г

2002 г.

2003 г

2004 г.

15 млн. руб.



15 млн. руб.

15 млн. руб.

15 млн. руб.

15 млн. руб.


Приложение 2

к Программе

^ II. Финансирование мероприятий по реализации программы

2.1 Основные направления финансирования на 2000 - 2004 гг.


№ п/п

Статья расходов

ИТОГО

(млн. руб.)

1.

Капитальный ремонт и реконструкция зданий

136,0

2.

Укрепление МТБ учебного процесса и научных исследований:




2.1.

Компьютерная и оргтехника

33,3

2.2.

Учебно-научное лабораторное оборудование

17,0

2.3.

Совершенствование МТБ учебно-производственных баз

17,5

3.

Издание и приобретение учебно-методической литературы

14,0

4.

Развитие научных исследований и инновационной деятельности

74,2

5.

Спортивно-оздоровительные мероприятия для студентов и сотрудников ПетрГУ

7,0

ИТОГО:

299,0




^ 2.2 График освоения денежных средств, запланированных на капитальный ремонт зданий ПетрГУ на период 2000-2004 гг.

№ п/п

Наименование объектов

Сумма, тыс. руб.

1999-2000 г., тыс. руб.

2001 г., тыс. руб.

2002 г., тыс. руб.

2003 г., тыс. руб.

2004 г., тыс. руб.

2005 г., тыс. руб.

1

Главный корпус

31 127

9 887

9 460

4 680

6 100

-

1 000

2

Теоретический корпус

16 454

2 604

5 250

5 100

-

-

3 500

3

Виварий

5 028

1 828

-

1 700

-

-

1 500

4

Учебный корпус по ул. Анохина, 20

2 253

1 753

-

-

-

-

500

5

Общежитие № 2, пр. Ленина, 31

7 428

6 928

-

-

-

-

500

6

Ботсад

3 790

-

2 290

-

-

-

1 500

7

Морфологический корпус

5 220

-

-

3 220

-

-

2 000

8

Учебные помещения в здании
по наб. Гюллинга, 11

1 300

-

-

1 300

-

-

-

9

Учебный корпус № 2, ул. Правды, 1

12 080

-

-

-

-

9 580

2 500

10

Учебная база в с. Кончезеро

1 550

-

-

1 550

-

-

-

11

Учебная база в п. Шуя

4 050

-

-

1 550

-

-

2 500

12

Гараж

4 720

-

-

-

4 220

500

-

13

Общежитие № 3

8 000

-

6 000

-

-

-

2 000

14

Общежитие № 4

6 700

-

-

-

-

5 700

1 000

15

Общежитие № 5

2 400

-

-

-

1 900

-

500

16

Общежитие № 6

7 100

-

-

-

6 100

-

1 000

17

Общежитие № 7

4 900

-

-

3 900

-

-

1 000

18

Общежитие № 8

5 680

-

-

-

4 680

-

1 000

19

Спортивно-оздоровительная база
в д. Шотозеро

1 300

-

-

-

-

1 300

-

20

Ремонт асфальтовых покрытий и благоустройство вокруг зданий ПетрГУ

2 500

-

-

-

-

2 500

-

21

Учебная база в п. Матросы

1 200

-

-

-

-

1 200

-

22

Учебная база в с. Шолтозеро

1 220

-

-

-

-

1 220

-




ИТОГО (тыс. руб.):

136 000

23 000

23 000

23 000

23 000

22 000

22 000




В т.ч. долевое финансирование из республиканского бюджета (тыс. руб.)

50 000

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

-

^ 2.3 Развитие информационных технологий и телекоммуникаций в ПетрГУ на 2000-2004 гг.


№ п/п

^ Наименование направлений работ

2000 г.,
тыс. руб.


2001 г.,
тыс. руб.


2002 г.,
тыс. руб.


2003 г.,
тыс. руб.


2004 г.,
тыс. руб.


источник финан.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Развитие телекоммуникаций в ПетрГУ на базе систем с гарантированным качеством доступа (АТМ, Frame Relay)

1.1

Создание узла АТМ университета в главном корпусе

25000













внебюд.

проекты

1.2

Установка граничных коммутаторов по корпусам университета

10000

10000

10000

20000

20000

внебюд.

1.3

Увеличение пропускной способности каналов связи между корпусами

5000

5000

5000

5000

5000

внебюд.

проекты

1.4

Создание центра мульти-медиа и видеостудии

0

30000

20000







внебюд.

1.5

Создание локальной АТМ-сети ПетрГУ. Подключение рабочих мест

4000

16000

24000

40000

40000

внебюд.

проекты




^ Итого по п.1.

44000

61000

59000

65000

65000




2.

^ Развитие инфраструктуры корпоративной сети



















2.1

Развитие системы общеуниверситетских серверов, в том числе серверов приложений.

36000

20000

20000

20000

30000

проекты
внебюд.

2.2

Организация ГИС-сервера и рабочих мест для разработчиков и пользователей

21000

20500

10800

24000

14000

проекты

2.3

Организация и подключение и модернизация подключения локальных сетей удаленных корпусов к сети университета

2000

2000

2000

2000

2000

внебюд.

2.4

Увеличение количества включенных в сеть университета рабочих мест на кафедрах, в научных лабораториях, в подразделениях

2000

1000

1000

1000

1000

проекты,

ХДТ

2.5

Создание рабочих мест для студентов в общежитиях с подключением их к сети университета

0

8000

8000

8000

8000

внебюд.

2.6

Аренда канала в Internet

15000

15000

15000

15000

15000

проекты,

внебюд.

2.7

Лицензирование сетевого ПО

2000

0

3000

0

3000

проекты

2.8

Модернизация кабельной системы, техническое сопровождение, ремонт сетевого оборудования

5000

5000

5000

5000

9000

внебюд,

проекты




1

2

3

4

5

6

7

8

2.9

Техническое сопровождение, ремонт компьютерного парка

8000

8000

8000

10000

12000

внебюд.




^ Итого по п.2.

91000

79500

72800

85000

94000




3.

^ Совершенствование управления вузом на базе ИТ



















3.1

Модернизация АРМ для управления вузом (ректорат, отдел кадров, бухгалтерия, канцелярия, учебный отдел, деканаты и др.))

5000

5000

5000

5000

5000

внебюд.

3.2

Cоздание интегрированной информационно-аналитической системы для управления вузов средствами СУБД Oracle

10000

5000

5000

5000

5000

ХДТ

проекты




^ Итого по п.3.

15000

10000

10000

10000

10000




4.

^ Научная библиотека



















4.1

Развитие сетевой инфраструктуры и дальнейшая автоматизация библиотеки

5000

5000

5000

5000

5000

проекты, внебюд.

4.2

Создание "цифровой" научной библиотеки

10000

10000

10000

10000

5000

проекты




^ Итого по п.4.

15000

15000

15000

15000

10000




5.

^ Информационная поддержка учебного процесса и научных исследований

5.1

Создание и модернизация учебных компьютерных классов

22000

16000

15000

10000

10000

внебюд.

5.2

Создание классов для использования мультимедиа-технологий в научно-образовательном процессе, в том числе для дистанционного обучения

15000

15000

15000

15000

30000

проекты,

внебюд.

5.3

Создание и модернизация рабочих мест на кафедрах и в лабораториях университета

12000

12000

12000

12000

12000

внебюд.

фонды

проекты

5.4

Приобретение лицензионного программного обеспечения Microsoft для учебного процесса и научных исследований

4000

5000

5000

5000

5000

проекты

внебюд.

5.5

Приобретение лицензионного обеспечения для учебного процесса и научных исследований

7000

10000

10000

10000

10000

внебюд.




1

2

3

4

5

6

7

8

5.6

Приобретение лицензионного программного обеспечения IBM (Lotus Notes, Lotus Domino, Learning Space, DB2) для организации дистанционного образования

3000

0

2000

0

2000

внебюд.

5.7

Создание и сопровождение общедоступных предметно-ориентированных университетских баз данных

6500

12000

15000

11000

8000

внебюд.

5.8

Cоздание и внедрение средств дистанционного обучения и контроля знаний с использованием ORACLE, Lotus Notes, Learning Space

4500

4000

3000

3000

3000

проекты




^ Итого по п.5.

74000

74000

77000

66000

80000




6.

Наполнение информационной сети образования, науки и культуры РК

6.1

Развитие сети тематических Web-серверов Карелии

5000

6000

12000

8000

6000

ХДТ,

проекты

6.2

Развитие работ по созданию и внедрению информационно-правовых систем, баз данных "Законодательство РК"

5000

5000

4000

4000

4000

ХДТ, проекты

6.3

Формирование и ведение тематических справочно-информационных разделов региональной системы "Атлас Карелии" на базе ГИС- и INTRANET-технологий

2000

2000

2000

2000

2000

ХДТ, проекты

6.4

Предоставление учреждениям образования, науки и культуры РК информационного и сетевого сервиса ПетрГУ

2000

2000

2000

2000

2000

проекты

6.5

Корпоративная каталогизация в библиотеках Карелии

2000

2000

2000

2000

2000

проекты




^ Итого по п.6.

16000

17000

22000

18000

16000







^ ВСЕГО (в у.е.):

255000

256500

255800

259000

275000







^ ВСЕГО (в млн.руб.)

6,63

6,4

6,4

6,73

7,15







^ В т.ч. долевое финансирование из республиканского бюджета (млн. руб.)

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0





^ 2.4 Проект развития научных исследований
Петрозаводского государственного университета



п/п

Наименование программы

Объем финансирования, тыс. рублей (число проектов)

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

1.

Фундаментальные исследования в рамках единого заказ-наряда


1200,0(20)


1400,0


1700,0


2100,0


2500,0


3000,0

2.

Гранты, в том числе

  • Минобразования РФ

  • Российский гуманитарный научный фонд

  • Российский фонд фундаментальных исследований

673,0(23)

160,0(10)

248,0(5)


265,0 (8)

800,0

190,0

300,0


310,0

1000,0

230,0

360,0


410,0

1200,0

280,0

430,0


490,0

1400,0

330,0

500,0


570,0

1700,0

400,0

600,0


700,0

3.

Межвузовские научно-технические программы Минобразования


1300,0 (11)


1600,0


1900,0


2200,0


2700,0


3200,0

4.

Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг."(ФЦП "Интеграция")


1500,0(22)


1800,0


2200,0


2600,0


3100,0


3700,0

5.

Федеральная целевая программа Миннауки РФ "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения"


125,0(1)


150,0


180,0


200,0


260,0


300,0

6.

Региональные хоздоговорные исследования


1700,0(42)


2100,0


2500,0


3000,0


3500,0


4200,0

7.

Региональные инновационные проекты по развитию новых технологий и предпринимательства


655,0(2)


800,0


900,0


1100,0


1400,0


1600,0

8.

Проекты Института открытое общество (фонд Сороса)





















^ 2.5 Проект развития инновационной деятельности

Петрозаводского государственного университета на 2000 год



п/п

Наименование объектов

Объем финансирования (тыс. руб.)

Министерство образования РФ

Другие источники

1.

Проект «Создание Регионального инновационного комплекса вузовской и академической науки» (в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция»)

65,0

65,0

(Министерство науки и технологий РФ)

2.

Активизация деятельности Карельского инновационного центра – бизнес-инкубатора (в рамках межвузовской научно-технической программы "Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот"

150,0

150,0

3.

Создание Инновационно-производственного комплекса ПетрГУ




$200 000

(USIA)

4.

Создание Технополиса Республики Карелия




6 000,0

(Федеральные фонды и программы)

5.

Программа поддержки, финансирования и внедрения инновационных проектов, направленных на развитие новых технологий, науки и предпринимательства в интересах народного хозяйства Республики Карелия

750,0

750,0




ВСЕГО:

965,0

6 815,0

$200 000









Похожие:

Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconУтверждаю директор имц ступинского управления образования согласовано
Информационно-методического центра Ступинского управления образования, факультета физической культуры и спорта Московского государственного...
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconУтверждаю директор имц ступинского управления образования согласовано
Информационно-методического центра Ступинского управления образования, факультета физической культуры и спорта Московского государственного...
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconОтчет директора Учебно-творческого центра Малютина Андрея Евгеньевича «О работе Учебно-творческого центра Московского государственного университета культуры и искусств за 2012/13 учебный год»
Кий центр на правах структурного подразделения университета осуществляет свою работу в соответствии с принятым Ученым советом «Положением...
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconСеминар «методы оценки технологических свойств минералов и их поведение в технологических процессах»
Г. Петрозаводске на базе Института геологии Карнц ран и Петрозаводского государственного университета. Семинар организовали Комиссия...
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconСеминар «Стратегия развития компании: от замысла к воплощению» Время проведения
«Премиум Тренинг» при участии экспертов Центра корпоративного управления Государственного университета – Высшая школа экономики....
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconУтверждаю утверждаю начальник Директор Регионального центра
Всероссийской акции «Я – гражданин России» (далее Акция), который проводится в Томской области на основании положения о XII всероссийской...
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconПоложение о третьем межрегиональном фестивале инновационных проектов
«Институт развития образования Ивановской области», при поддержке Ивановского регионального отделения «Всероссийское педагогическое...
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconПрограмма развития саратовского государственного технического университета на 2006-2010 г г
Рассмотрено на заседании Ученого Совета Саратовского государственного технического университета 25 марта 2005г. Протокол №3
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconОтчет о деятельности центра «Муниципальный консалтинг» за 2008 год
Карелия», который реализуется как составная часть совместного проекта Программы развития Организации объединенных наций (проон) в...
Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на Европейском Севере России iconКонцепци я развития кафедры социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы на 2008 – 2013 гг. Утверждена на заседании кафедры
Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, прошла пятилетний путь своего становления и развития, планомерно...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты