Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины icon

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины




НазваниеПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Дата14.03.2014
Размер309.38 Kb.
ТипПояснительная записка

Содержание программы


1.

Выписка из ГОС СПО




2.

Пояснительная записка




3.

Цели и задачи дисциплины




4.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины




5.

Объем дисциплины и виды учебной работы




6.

Разделы (темы) дисциплины




7.

Учебно – методические обеспечение дисциплины




8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины




9.

Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов





1.Выписка из ГОС СПО

ОПД.00
^

Общепрофессиональные дисциплины


ОПД.14

Безопасность жизнедеятельности:

общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы: основы обороны государства; Вооруженные Силы Российской Федерации; боевые традиции, символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака; охрана труда: воздействие негативных факторов на человека; идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; экобиозащитная техника; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации (на предприятии); особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности

^ 2. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальностям СПО: Прикладная информатика Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебный цикл общеобразовательных дисциплин.

В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требует изучения вопросов безопасности жизнедеятельности (БЖД) на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.

БЖД - это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека, основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности.

Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. "Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественно-научной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека" (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).

Нормативная учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны и др.

Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она основана на представлении о целостности системы "человек - среда его обитания - применяемая техника". Безопасность жизнедеятельности обеспечивается охраной труда, техникой безопасности в производственной и бытовой сферах и охраной окружающей среды и предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

^ 3.Цели и задачи дисциплины

Содержание программы устанавливает следующие задачи:

формирование  учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им:

формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено надостижение следующих целей:

-освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

-воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и к государственной символике страны; патриотизма и долга по защите Отечества;

-развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

-овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

^ 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

иметь представление:

  • о взаимодействии человека со средой обитания, о результатах воздействий опасных и поражающих факторов;

  • об организации основных мер по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  • структурно-функциональную организацию человека с точки зрения взаимодействия и окружающей средой;

  • техногенные, природные, социальные, комбинированные опасности, их источники и порождаемые ими опасные, вредные и поражающие факторы;

знать и уметь использовать:

  • основы применения экобиозащитной техники и рациональных условий труда, идентификации опасных и поражающих факторов в условиях ЧС;

  • принципы организации единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций;

  • основные задачи единой государственной системы предупреждения в чрезвычайных ситуациях;

  • роль и место гражданской обороны по защите населения в чрезвычайных ситуациях;

  • порядок оповещения и информирования населения об угрозе аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • особенности радиоактивного заряжения местности, воздуха и воды;

  • бактериологическое оружие, способы и признаки его применения, химическое оружие;

  • современные обычные средства поражения;

  • борьбу с пожарами;

  • грамотное поведение населения в чрезвычайных ситуациях по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • Положение военной доктрины как составной части комплекса нормативных, правовых, концептуальных и программных политических документов;

  • Федеральный Закон о воинской обязанности и воинской службе;

  • строение Вооруженных Сил РФ, их боевые традиции и символы воинской чести;

  • основы медицинских знаний и охраны здоровья.

  • пользоваться теоретическими знаниями для решения практических вопросов в сложных чрезвычайных ситуациях;

  • выбирать системы и средства защиты, применяемые в отрасли;

  • оказывать помощь при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, ожогах, обморожениях, электротравмах;

  • извлекать раненых и пострадавших из полуразрушенных зданий, защитных сооружений при чрезвычайных ситуациях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты;

  • использовать защитные свойства местности.

владеть навыками:

  • измерения уровня радиации;

  • наложение жгута при кровотечении;

  • наложение бинтовых повязок при ушибах, ранах и переломах на различные части тела;

  • искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы: основы обороны государства; Вооруженные Силы Российской Федерации; боевые традиции, символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека вредных привычек.
^

5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

^ Всего часов

Семестры

7

8






^ Общая трудоемкость дисциплины

104

42

62







^ Аудиторные занятия

80

32

48







Теоретическое обучение

64

22

32







Лабораторные и практические занятия

26

10

16







^ Самостоятельная работа

24

10

14







Подготовка к зачету

12

5

7







Подготовка к контрольной работе

12

5

7







^ Вид итогового контроля

К.р.

зачет

К.р

зачет






^

6. Разделы (темы) дисциплины


темы



Наименование темы

Аудиторные занятия

^ Самостоятельная работа

Всего часов по курсу

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические занятия

Комбинированные

^ 7-й семестр

1

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера их последствия.

4







5

9

2

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

8

4







12

3

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

4

4




5

13

4

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

6

2







8




^ Итого за 7-й семестр

22

10




10

42

^ 8-й семестр

5

Основы обороны государства

8

4




4

16

6

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы.

8

4




4

16

7

Основы военно-патриотического воспитания

8

4




4

16

8

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

8

4




2

14




^ Итого за 8-й семестр

32

16




14

62

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера их последствия.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий.

^ Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствия. Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории России в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий. Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера - современные средства поражения.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Теоретические основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование природных и техногенных катастроф. Порядок выявления и оценки обстановки. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

^ Назначение и задачи гражданской обороны. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

^ Основы военной службы: основы обороны государства. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

^ Тема 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Средства защиты

Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Охрана труда: воздействие негативных факторов на человека.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (АСДНР). Основа организации АСДНР. Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях. Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

^ Тема 4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надежности инженерно-технического комплекса, обеспечение надежности и оперативности управления производством, подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства.

^ Тема 5. Основы обороны государства

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы России. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России. Правовые, нормативные и организационные основы труда в организации (на предприятии).

Военная доктрина Российской Федерации. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации, военная организация государства, руководство военной организацией государства.

^ Вооруженные Силы Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Другие войска, их состав и предназначение.

^ Тема 6. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы.

Боевые традиции, символы воинской чести. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, ее основные составляющие. Прохождение военной службы по призыву и по контракту.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы. Идентификация травмирующих и вредных факторов.

^ Тема 7. Основы военно-патриотического воспитания

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений.

Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов. Экобиозащитная техника.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

^ Тема 8. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Негативное воздействие на организм человека курение табака.

Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье - одна из основных жизненных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье.

Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.

^ Основы медицинских знаний. Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при травмах.

7. Учебно – методические обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие СПО. Под редакцией А.Т.Смирнов, М.А.Шахраманьян, Н.А. Крючек. М.2005.

  2. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студентов средних спец. учеб.заведений / С. В. Белов, В. А. Девисилов. - 4-е изд.,испр. и доп. - М. : Высш.школа, 2004.

Дополнительная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности. Методическое пособие. СПО. Под редакцией А..Т.Смирнов, Р.А.Дурнев, С.К.Миронов.М.2005.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10кл. под редакцией А.Т. Смирнова. М. 2008.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11кл. под редакцией А.Т. Смирнова. М. 2008.

^ 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета:

• Кабинет основы безопасности жизнедеятельности Оборудование учебного кабинета:

• Компьютер с выходом в интернет;

• 7 стендов отражающие тематику учебной дисциплины;

• Приборы: ВПХР, ДП - 24, ДП - 5 А;

• Комплект муляжей ОВ и средств их дегазации.— Индивидуальные средства защиты кожи: Л-1, ОЗК, защитный комбинезон;

• Средства защиты органов дыхания:

• Противогазы ГП-5, ГП-7ВМ, ПДФ-7, ПДФ-Ш, изолируемый противогаз ИП-4;

• Респираторы: У-2К(Р-2), Ф-62ш, РПА-1, РМ-2, РПГ-67, РУ-бОм;

• Противопыльная тканевая маска;

• Ватно-марлевые повязки;

• Аптечка индивидуальная АИ-2;

• Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8;

• Средства для оказания первой медицинской помощи:

• Носилки санитарные

• Щит для оказания помощи при травме позвоночника

• Сумка санитарная

• Шины для иммобилизации при переломах

• Жгут для остановки кровотечения

• Набор перевязочного материала

• Домашняя медицинская аптечка

^ 9.Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

Вопросы выносимые на зачет

1.Общее понятие и определение чрезвычайной ситуации.

2.Чрезвычайные ситуации природного характера ,причины их возникновения и возможные последствия.

3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера характеристика объектов экономике представляющих опасность для населения и окружающей среды.

4.Анализ наиболее характерных для региона чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

5.Классификация чрезвычайных ситуаций по типам и видам в связи с явлениями и процессами, лежащими в основе их происхождения и причинами возникновения.

6.Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжестей последствий.

7.Черезвычайные ситуации военного характера и их особенности.

8.Характеристика современных средств поражения, как источников чрезвычайных ситуаций военного характера.

9.Между народный и внутригосударственный терроризм ,его классификация и влияние на национальную безопасность России.

Ю.Факторы определяющие необходимость совершенствования системы гражданской обороны для защиты населения ,материальных и культурных ценностей страны в условиях современных вооруженных конфликтов.

11.Основные мероприятия проводимые в стране для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

12.Мероприятия,проводимые на объектах экономики по повышению их физической стойкости к воздействию природных и техногенных катастроф.

13.Организация оповещения населения, персонала объектов экономики и органов управления о возникновении чрезвычайных ситуаций.

14.Предназначение и содержание планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

15.Структура и предназначение МЧС России.

16.Основные задачи ,решаемые МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

17.Предназначение РСЧС и основные задачи ,возложенные на нее по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18.Структура РСЧС и основные режимы функционирования.

19.Состав и основные задачи ,возложенные на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на объектах экономики.

20.Гражданская оборона ,ее предназначение и основные задачи.

21.Особенности гражданской обороны в современных условиях и возложенные на нее задачи.

22.Организация гражданской обороны на объекте экономики и ее основные задачи с учетом профиля обучения.

Вопросы для контрольной работы

1.Основные принципы обеспечения безопасности личности ,общества и государства реализуемые в Российской Федерации.

2.Роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.3аконадательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

4.Организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

5.Основные защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение.

6.Организация эвакуационных мероприятий ,основные виды эвакуации.

7.Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

8.Организация хранения и выдачи средств индивидуальной защиты на объекте экономики.

9.Назвать основные средства индивидуальной защиты ,имеющиеся на объекте экономики.

10.Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

11.Основные мероприятия, направленные на сохранение и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

12.Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайной ситуации военного времени.

^ 3. Учебно – методические материалы для студентов

Методические рекомендации и материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

Рабочей программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрены аудиторные занятия в виде аудиторных занятий объеме 80 часа, а также самостоятельная работа студентов в объеме 24 часа.

^ Работа на теоретических занятиях. На теоретических занятиях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебник. Умение сосредоточено слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

Внимательное слушание и конспектирование материала предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.

Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ним.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «Хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращение слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только основную литературу, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

^ Лабораторные и практические занятия. Лабораторные и практические занятия подразумевает решение практических задач, подготовку сообщения на заданную тему и участие в осуждении проблемы, затронуто сообщением. Сообщение должно занимать по времени не более 3 – 5 минут. Основной вид работы на семинаре – решение расчетно-графических задач.

Подготовка к практическому (лабораторному) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т.е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наиболее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Следует иметь в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потом задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена на лекциях в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Тщательная подготовка к лабораторным и практическим занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдет так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа – столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью.

^ Правила поведения на лабораторных и практических занятиях:

  • на занятия желательно являться с запасом сформулированных идей и знаниями методик для расчетно-аналитического анализа.

  • если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее – не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

  • выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончанию текущего выступления.

На семинаре идет не проверка подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы или методики решения задачи. Поэтому беседа идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не се из которых могут прямо относиться к обработанной литературе.

^ Самостоятельная работа. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добываниями.

Самостоятельная работа проводиться с целью углубления знания по дисциплине и предусматривает:

  • изучение отдельных разделов тем дисциплины;

  • чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

  • подготовку к практическим занятиям;

  • работу с Интернет-источниками, базами данных;

  • подготовку к различным формам контроля;

  • решение расчетно-графических работ;

  • написание реферата по выбранной тематике.

Последовательность всех контрольных мероприятий изложена в календарном плане, который доводится до сведения каждого студента в начале семестра.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе.

Для расширения знаний по дисциплине необходимо использовать Интернет ресурсы и специализированные базы данных: проводить поиск в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем на лекционных занятия.

^ Подготовка к сессии. Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно-экзаменационной сессией

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены – долг каждого студента. Рекомендуется так организовать учебную работу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все практические работы, предусмотренные графиком учебного процесса.

Основное к подготовке к сессии – это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдать зачет. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции и семинары, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую, оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.

При подготовке к сессии следует весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.


^ 4. Методические рекомендации для преподавателя

Преподавание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется с учетом уже имеющихся у студентов знаний по философии, социологии. Практическую направленность дисциплины определяет знакомство с теоретическими и практическими методами оценки эффективности проектов. Основными формами проведения занятий с целью осмысления дисциплины являются аудиторные занятия. Для организации эффективного процесса усвоения материала студентами возможно использование различных форм: лекций, дискуссий, решение расчетных заданий, игровых форм, современных мультимедийных технологий и др.

Внеаудиторные занятия осуществляются путем организации и руководством самостоятельной работы студентов.

Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования по разделам дисциплины Интернет – ресурсов.

При наличии академических задолженностей по практическим занятиям, связанных с их пропусками преподаватель должен выдать задание студенту в виде контрольных заданий по пропущенной теме занятия.

Для контроля знаний студентов по данной дисциплине необходимо проводить текущий и промежуточный контроль.

Текущий контроль проводиться с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его проведение в письменной форме – по контрольным вопросам, тестам, расчетным заданиям и т.п. Контроль проводиться в виде сдачи всеми без исключения студентами контрольных заданий. В материалы письменных опросов студентов включаются и темы, предложенные им для самостоятельной подготовки. В течение работы над освоением дисциплины студенты, руководствуясь календарным планом, выполняют контрольные работы и практические задания.

^ Система оценки успеваемости

Рекомендуется использование бальной накопительной системы, которая предусматривает постепенное накопление баллов студентами в результате участия в различных формах занятий.

Данная система базируется, во-первых, на праве преподавателя самостоятельно определять содержание и методику своего курса и, во-вторых, на праве студента выбирать свой путь достижения желаемого результата.

Подразумевается, что научная работа студента является неотъемлемой частью образовательного процесса, смыслом становится не столько его ориентирование на усвоение готовых истин, а совместный с преподавателем и другими студентами поиск решения реальных жизненных проблем. Что в значительной степени определяет содержание и методы процесса обучения.

Может предусматриваться сначала входной тестовый контроль базовых знаний студентов и им же может заканчиваться курс обучения. Таким образом, определяется результативность обучения.

^ 5. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций.

Вопросы выносимые на зачет

1.Общее понятие и определение чрезвычайной ситуации.

2.Чрезвычайные ситуации природного характера ,причины их возникновения и возможные последствия.

3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера характеристика объектов экономике представляющих опасность для населения и окружающей среды.

4.Анализ наиболее характерных для региона чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

5.Классификация чрезвычайных ситуаций по типам и видам в связи с явлениями и процессами, лежащими в основе их происхождения и причинами возникновения.

6.Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжестей последствий.

7.Черезвычайные ситуации военного характера и их особенности.

8.Характеристика современных средств поражения, как источников чрезвычайных ситуаций военного характера.

9.Между народный и внутригосударственный терроризм ,его классификация и влияние на национальную безопасность России.

Ю.Факторы определяющие необходимость совершенствования системы гражданской обороны для защиты населения ,материальных и культурных ценностей страны в условиях современных вооруженных конфликтов.

11.Основные мероприятия проводимые в стране для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

12.Мероприятия, проводимые на объектах экономики по повышению их физической стойкости к воздействию природных и техногенных катастроф.

13.Организация оповещения населения, персонала объектов экономики и органов управления о возникновении чрезвычайных ситуаций.

14.Предназначение и содержание планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

15.Структура и предназначение МЧС России.

16.Основные задачи ,решаемые МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

17.Предназначение РСЧС и основные задачи ,возложенные на нее по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18.Структура РСЧС и основные режимы функционирования.

19.Состав и основные задачи ,возложенные на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на объектах экономики.

20.Гражданская оборона ,ее предназначение и основные задачи.

21.Особенности гражданской обороны в современных условиях и возложенные на нее задачи.

22.Организация гражданской обороны на объекте экономики и ее основные задачи с учетом профиля обучения.

Вопросы для контрольной работы

1.Основные принципы обеспечения безопасности личности ,общества и государства реализуемые в Российской Федерации.

2.Роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.3аконадательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

4.Организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

5.Основные защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение.

6.Организация эвакуационных мероприятий ,основные виды эвакуации.

7.Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

8.Организация хранения и выдачи средств индивидуальной защиты на объекте экономики.

9.Назвать основные средства индивидуальной защиты ,имеющиеся на объекте экономики.

10.Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

11.Основные мероприятия, направленные на сохранение и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

12.Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайной ситуации военного времени.



Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» является повышение методологической культуры социальных...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка к учебно-методическому комплексу цели и задачи изучения курса Цель изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по методологии, организации...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка цели, задачи, изучение дисциплины, ее место в подготовке специалиста
Изучение настоящего курса базируется на знаниях, полученных при предварительном изучении следующих дисциплин: «Общей экономической...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи учебного курса
В процессе обучения по курсу «Синяя птица» «L’oiseau bleu» 7-8 реализуются следующие цели
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка к учебно-методическому комплексу цели и задачи изучения курса Цель изучения дисциплины
Курс «Анализ финансовой отчетности» является составной частью комплекса прикладных финансовых дисциплин и в процессе его изучения...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
«Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» предназначена для реализации государ­ственных требований к минимуму содержания и уровню...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПрограмма по русскому языку пояснительная записка
Цели и задачи курса. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 1 Введение 4 2
Положения о территориальном планировании. Цели и задачи территориального планирования
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты