Программа «Здоровье» г. Благовещенск icon

Программа «Здоровье» г. Благовещенск




НазваниеПрограмма «Здоровье» г. Благовещенск
Дата09.02.2014
Размер294.06 Kb.
ТипПрограмма

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68


Программа «Здоровье»


г.Благовещенск

2011 год

Содержание

  1. Проблемно-ориентированный анализ состояния работы по охране и укреплению здоровья детей……………………………………………...2

  2. Цели и задачи программы «Здоровья»…………………………………..4

  3. Законодательно-нормативное обеспечение программы………………..5

  4. Основные принципы программы…………………………………………5

  5. Функции участников педагогического процесса………………………..7

  6. Работа с детьми……………………………………………………………9

  7. Работа с педагогами……………………………………………………...16

  8. Работа с родителями……………………………………………………..18

  9. Ожидаемые результаты………………………………………………….19

  10. Портрет идеально здорового ребёнка…………………………………..20



Постановка проблемы

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, сре­ди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно ус­тановлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успе­хов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья.

Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Именно разработка этой программы привела коллектив д/сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.

Также при разработки программы мы исходим из понимания того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный аспекты здоровья.

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.

Под интеллектуальным – как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией.

^ Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве лич-ности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.

^ Духовный аспект здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим.

В настоящее время ДОУ посещают 638 детей/

Результаты исследований в нашем детском саду свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей нашего ДОУ характеризуются следующими тенденциями:

  • распространенность функциональных отклонений (общее недоразвитие речи) 74 человека – 12%

  • хронические заболевания 6,1 %,

  • имеют дефицит массы тела 1.6 % детей.

  • нарушения опорно-двигательного аппарата 16.3%,

  • нарушения сердечно- сосудистой системы 12,1 %,

  • аллергические проявления 1.1%,

  • заболевания органов дыхания 7%.

Среди хронической патологии: 0,5 % заболевания мочеполовой системы. У 8,2% детей отмечается кариес зубов, имеют сниженную остроту зрения 2,3%. Также результаты исследования показали, что 5.5 % детей относятся к категориям часто болеющих.

В ДОУ созданы определенные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Это традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.

В ДОУ есть: физкультурный зал, оснащённый современным оборудованием; площадки на улице; центры здоровья во всех возрастных группах; медицинский, процедурный кабинеты; сенсорная комната.

Медицинское обслуживание осуществляют: врач-педиатр, старшая медсестра, диетсестра. В течение учебного года реализуется оздорови-тельная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, профилактические прививки, оздоровительный массаж, витаминизиро-ванное питание, организованы регулярные осмотры детей подготовительных групп врачами-специалистами. В течение всего года родителей информируем о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей.

Система обеспечения безопасной жизнедеятельности предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности.

Физическое воспитание в ДОУ осуществляют воспитатели. Два раза в год детей обследует врач ЛФК, которая дает рекомендации по коррекции здоровья ребенка. В детском саду разработана система корригирующих упражнений по формированию правильной осанки.

В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как, только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка.

Кроме этого, в каждой группе создана система по укреплению физического здоровья детей: во всех возрастных группах организация двигательной активности сочетается с закаливающими мероприятиями.

Мы считаем, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-пер­вых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок про­водит большую часть своего активного времени, т.е. те социальные струк­туры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

В результате мониторинга была выстроена система оздоровительной работы, включающая в себя комплекс медицинских, педагогических мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительных режимов в разных возрастных группах, что послужило основой для формирования культуры здоровья у детей.

Исследования опроса родителей показали, что большинство семей (78 %) обеспокоены здоровьем детей и методами их оздоровления, 43% родителей оценивают работу детского сада по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий на хорошо. 57% - на отлично. Но в то же время 100 % респондентов отметили, что их устраивает работа по физическому воспитанию в условиях детского сада.

Анкетирование, с целью выявления особенностей физического воспитания в семье показало, что 10 % родителей систематически занимаются физическим воспитанием, 60 % - в выходные дни, 30 % - во время отпуска; На вопрос «Что мешает заниматься с ребёнком» 100 % респондентов отметили, что дефицит времени.

Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Основой реализации здоровьесберегащих мероприятий и программы будет являться годовой план ДОУ.

^ Цели, задачи, направления программы

Цель программы – создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов.

^ Задачи программы “Здоровье”

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

  3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.

  4. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, плавание, футбол, волейбол, ритмика).

  5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость,выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.

  6. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.

  7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

  8. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни.

  9. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

3. Программа развития МДОУ ДС № 68.

4. Устав МДОУ ДС № 68.

Сроки реализации программы: 2010 - 2015 г.г.


Основные принципы программы

  1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых меро­приятий, направ-ленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробиро-ванными методиками.

  2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллек­тива педаго-гов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной дея-тельности по оздоровлению себя и детей.

  3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоро­вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятель-ности.

  4. Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.

Ожидаемые результаты

1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.

2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в д/с. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.

3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладеют навыками самооздоровления.

И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.


^ Оценка результатов

1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.

2. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.

3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.

3. В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период.


С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического развития, реализации программы дошкольного учреждения, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в ДОУ созданы все необходимые условия.

  • имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, “бегущая дорожка”, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопии, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для “игровых дорожек”, оборудование для вестибулярного аппарата (диски “здоровья”), имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;




  • спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: “ямой” для прыжков в длину, “полосой препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой .

  • имеется картотека для подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;

  • имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

  • на территории д/сада имеется экологическая тропа с обширной лесной зоной, где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники в увлекательной форме, экологические досуги и развлечения.

  • в каждой возрастной группе имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения.

Пропаганда и организация образа жизни в ДОУ – целенаправленная деятельность всего коллектива. К этому привлечены медицинский персонал детского сада, заместитель заведующего по ВМР, музыкальные руководители, воспитатели и родители воспитанников.

Были определены функции каждого участника педагогического процесса по физическому воспитанию детей:




Деятельность

Функции медицинских работников

1. Организация и контроль соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима;

2. Контроль уровня здоровья детей: определяют и оценивают показатели заболеваемости, физического, функционального и моторного развития, динамику групп здоровья;

3. Контроль выполнения двигательного режима и физических нагрузок на утренней гимнастики и физических занятиях;

4. Проводят профилактику ОРВИ: контролируют проведение и анализируют эффективность закаливающих процедур;

5. Осуществляют гигиеническое воспитание детей и санитарное просвещение персонала и родителей;

6. Осуществляют сотрудничество ДОУ с узкими специалистами из детской поликлиники;

7. Витаминизация блюд;

8. Составление индивидуального календаря профилактических прививок. Вакцинация;

9. Первая помощь при травмах.

Функции заместителя заведующего по ВМР

1. Контролирует организацию мероприятий по физическому воспитанию детей;

2. Оказывает методическую помощь воспитателям;

3. Осуществляет наблюдение за организацией двигательного режима.

Функции воспитателей

1.Обеспечивают состояние психологического комфорта каждому ребёнку в группе;

2. Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ОБЖ;

3. Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учётом индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов);

4. Строит занятие на принципах здоровьесбережения;

5. При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребёнка, осуществляет индивидуальный подход;

6. Проводит диагностику уровня знаний по разделам программы «Детство» и анализ результатов;

7. Вносит в календарный план индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию;

8. Участие в мероприятиях с применением различных форм физического воспитания детей;

9. Консультации, беседы, родительские собрания.

Функции медицинского руководителя

1. Проводит диагностику эмоционально-музыкального развития детей;

2. Обеспечивает развитие эмоциональной сферы детей, развивает певческое дыхание, все стороны речи детей;

Включает в содержание занятий музыкальный материал о здоровье;

3. Проводит консультации для педагогов и родителей, на которых раскрывает влияние музыки на здоровье детей, даёт рекомендации по использованию музыки в семье для снятия напряжения нервной системы, при проведении утренней гимнастики;

4. Подбирает для интегрированных занятий песни о здоровье.

Функции родителей

1. Ознакомление с результатами диагностики физической подготовленности;

2. Участие в спортивных мероприятиях, присутствие на Днях открытых дверей;

3. Обмен опытом работы с детьми в домашних условиях.


Основные направления программы

1. Работа с родителями

2. Работа с педагогами.

3. Работа с детьми.
^

Работа с детьми


Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизни

и отношения к своему здоровью


Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, муз. руководителем. Она включает в себя 10 разделов:

  1. Диагностика;

  2. Полноценное воспитание;

  3. Система эффективного закаливания;

  4. Организация рациональной двигательной активности;

  5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;

  6. Создание представлений о здоровом образе жизни;

  7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;

  8. Коррекционная работа;

  9. Лечебно-профилактическая работа;

  10. Летне-оздоровительные мероприятия.

I раздел – Диагностика

Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья.

Медицинские работники: врач-педиатр и медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.

Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой “Детство”, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

^ II раздел – Полноценное питание

Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на рост и состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Рационально составленное меню в детском саду представляет собой такой подбор блюд, который удовлетворяет потребность детей в основных пищевых веществах и энергетических компонентах.

Принципы организации питания:

  • Выполнение режима питания;

  • Гигиена приёма пищи;

  • Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания, в т.ч. и от родителей (спонсорская помощь);

  • Эстетика организации питания (сервировка);

  • Индивидуальный подход к детям во время питания;

  • Правильность расстановки мебели.

III раздел – Система эффективного закаливания

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.

Основные факторы закаливания:

  • Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

  • Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

  • Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в других режимных моментах;

  • Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

  • Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В д/саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима в течение дня;

  2. Правильная организация прогулки и её длительность;

  3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;

  4. Облегчённая одежда для детей в д/саду;

  5. Дыхательная гимнастика после сна;

  6. Мытьё прохладной водой рук по локоть(индивидуально);

  7. Полоскание рта прохладной водой;

  8. Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке “здоровья” (Игровые дорожки);

Методы оздоровления:

  • Ходьба по песку (летом), коврику (в межсезонье);

  • Контрастное обливание ног (летом);

  • Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в т.ч. по дорожкам препятствий;

  • Хождение босиком летом по спортивной площадке.

  • Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);

  • Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;

^ IV раздел – Организация рациональной двигательной активности

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

  • Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

  • Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

  • Повышение физической работоспособности;

  • Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития;

  • Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду

  1. Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики. Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые).

  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

  5. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации физического воспитания

  • Физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

  • Туризм (прогулки-походы);

  • Дозированная ходьба;

  • Оздоровительный бег;

  • Физкультминутки;

  • Физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;

  • Утренняя гимнастика;

  • Индивидуальная работа с детьми;

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные;

  2. Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;

  3. Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления.

  4. Тематические занятия

  5. Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

  6. Занятия в форме оздоровительного бега;

  7. Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений.



V раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей

  1. Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.

  2. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

  3. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

  4. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.

^ VI раздел - Создание представлений о здоровом образе жизни

Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;

  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

  • формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;

  • выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;

  • обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;

  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Для решения этих задач в д/саду созданы условия.

Каждая группа д/сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность, как педагогам, так и родителям уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и помощник воспитателя учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию.

В группах имеются: отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки.

Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом. Для этого имеются в группах отдельные комнаты гигиены.

Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении органов педагоги формируют через занятия, беседы, игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач д/сада, сотрудники ГИБДД, ведут беседы об опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности.

^ VII раздел - применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов

Принципы по разделу программы

  1. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей.

  2. Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссёрских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии.

  3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.

  4. Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.

  5. Организация уголка психологической разгрузки в группе (“уединения”).

  6. Использование психоаналитических и личностноориентированных бесед с детьми с аффективными и невротическими проявлениями.

  7. Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции.

  8. Использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

Для осуществления вышесказанных принципов в д/саду созданы необходимые условия:

  • Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.

  • Отношения между работниками д/сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

  • Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых комнат, раздевальных комнат, спальных, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.

  • В группах д/сада силами воспитателей оборудованы уголки “уединения”, где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

  • Эмоциональное благополучие ребёнка в д/саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Снижение утомляемости ребёнка на занятиях является мотивация к занятию, построение занятия на интересе ребёнка и индивидуальных подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.

  • Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник-актёр.

^ VIII раздел – Лечебно-профилактическая работа

Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей.

В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.

Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в д/сад через анкету и личную беседу После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. Лечебно-профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в д/саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами. Лечебно-профилактическую работу осуществляют: педиатр д/сада, медицинская сестра, врачи-специалисты ЦРБ.

  1. ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопия.

  2. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные напитки.

  3. Иммуномодуляторы: дибазол, элеутерококк.

  4. Оксолиновая мазь.

IX раздел – Летне-оздоровительные мероприятия.

Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.

^ Формы организации оздоровительной работы:

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

  • физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках, на экологической тропе, спортивной площадке);

  • туризм;

  • физкультурные досуги и развлечения;

  • утренняя гимнастика на воздухе;

  • интенсивное закаливание стоп;

  • витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
^

Работа с педагогами.


Цель: Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения ДОУ.


Работа с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах:

  • просветительная работа по направлениям программы “Здоровье” и т.д.

  • консультации воспитателей по сохранению здоровья;

  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

  • Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

  • Разработка систем физического воспитания основанных на индивидуально-психологическом подходе.

  • Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

  • Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.

  • Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

  • Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.

  • Внедрение сбалансированного разнообразного питания.

  • Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.

  • Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).

  • Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

^ Методические рекомендации по оздоровлению.

Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

  • Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях физкультуры, в перерывах между занятиями, использовать физкультурные минутки, элементы психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

  • Необходимо более широко использовать игровые приёмы, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

  • Привитие дошкольникам чувство ответственности за своё здоровье.

  • Обучение дошкольников здоровому образу жизни.

  • Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.

  • Беседы, валеологические занятия.

  • Психологические тренинги.

Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связаны с социальными аспектами жизни детей, в том числе:

  • внедрение сбалансированного разнообразного питания;

  • организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.
^

Работа с родителями.


Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения


Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: семья, д/сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.

  2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

  3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

  4. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.

  5. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары.

  6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

  7. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Использовать следующие формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.

  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

  3. Дни открытых дверей.

  4. Экскурсии по д/саду для вновь прибывших.

  5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).

  6. Совместные занятия для детей и родителей.

  7. Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

  1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).

  2. Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.

  3. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.

Методы, используемые педагогами в работе:

  1. Анкета для родителей.

  2. Беседы с родителями.

  3. Беседы с ребёнком.

  4. Наблюдение за ребёнком.

  5. Изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.

  6. Посещение семьи ребёнка.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

  3. Обеспечение статистического учёта, контроля, и анализа на всех уровнях.

  4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

  5. Повышение заинтересованности работников д/сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

  6. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

  7. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.



^ Портрет идеально здорового ребенка.

Прежде всего, если он и болен, то очень редко и ни в коем случае не тяжело.

Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относиться к окружающим его людям - взрослым и детям.

Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переносятся им стойко и без вредных последствий.


Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходят гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен.


Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена, здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах.


Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.

Ю.Ф. Змановский


^ Основные направления работы по физическому воспитанию в ДОУ и семье


^ Реализация задач в ДОУ

Реализация задач в семье

Координирование совместной работы инструктора по физическому воспитанию и медицинской сестры по физическому совершенствованию функций организма

Обеспечение полной информацией о состоянии здоровья ребёнка

Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории ДОУ

Соблюдать режим прогулок,

давать возможность ребёнку много свободно двигаться

Вызывать у детей интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями

Ввести семейную традицию занятий спортом, спортивными играми

Формировать элементарные знания о своём организме, способах укрепления собственного здоровья

Закреплять знания,

Поддерживать режим, самостоятельное выполнение физических упражнений

Демонстрировать передовой опыт семейного воспитания

Участвовать в совместных досугах, днях здоровья.









Похожие:

Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconГенерального директора гуп амурской области «Аэропорт Благовещенск» №30
Положение о закупках государственного унитарного предприятия Амурской области «Аэропорт Благовещенск»
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconТема: Моё здоровье
Карточки со словами: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, стресс
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconЦель: способствовать формированию у детей здорового образа жизни. Оборудование
«Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье дороже богатства»
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconСеминар по теме «Управление малыми и средними предприятиями» (Дальневосточная часть России) Организатор
Благовещенск (проводит Японский центр в Хабаровске): 13. 10 (вт) – 16. 10 (пт.) 2009 г
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconПаспорт программы «Здоровье» моу сош №4
Программа, содержащая меры поддержания и улучшения здоровья обучающихся в моу сош №4 – «Здоровье»
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconВоспитатель: Степанова Светлана Владиленовна Благовещенск 2010 Цель занятия
Бабушка: я пока, загадки загадаю ребятам, может вспомню, что хотела вам сказать
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconПлан мероприятий, направленный на сохранения и укрепления здоровья учащихся маоу «Гимназия» на 2013 2014 учебный год
...
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconЛ. В. Петухова № от 20 г. Приказ № 20 г. Целевая комплексная программа
Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться...
Программа «Здоровье» г. Благовещенск icon«Здоровье. Какого человека называют здоровым?» Цели и задачи: познакомить детей с общими планами по предмету: раскрыть содержание понятий «здоровье»
«здоровье» и «здоровый человек»; в игровой форме познакомить с составными здорового образа жизни; разучить новую физминутку
Программа «Здоровье» г. Благовещенск iconЗадачи воспитательной работы на 2009 -2010 учебный год. Воспитательная работа в 3 «А» классе строится на основе школьной программы «Здоровье как комплексная система воспитания здоровых людей»
«Здоровье как комплексная система воспитания здоровых людей». Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему воспитания...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты