|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68 Программа «Здоровье» г.Благовещенск 2011 год Содержание
Постановка проблемы Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья. Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Именно разработка этой программы привела коллектив д/сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Также при разработки программы мы исходим из понимания того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный аспекты здоровья. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным – как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. ^ здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве лич-ности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. ^ здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим. В настоящее время ДОУ посещают 638 детей/ Результаты исследований в нашем детском саду свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей нашего ДОУ характеризуются следующими тенденциями:
Среди хронической патологии: 0,5 % заболевания мочеполовой системы. У 8,2% детей отмечается кариес зубов, имеют сниженную остроту зрения 2,3%. Также результаты исследования показали, что 5.5 % детей относятся к категориям часто болеющих. В ДОУ созданы определенные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Это традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми. В ДОУ есть: физкультурный зал, оснащённый современным оборудованием; площадки на улице; центры здоровья во всех возрастных группах; медицинский, процедурный кабинеты; сенсорная комната. Медицинское обслуживание осуществляют: врач-педиатр, старшая медсестра, диетсестра. В течение учебного года реализуется оздорови-тельная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, профилактические прививки, оздоровительный массаж, витаминизиро-ванное питание, организованы регулярные осмотры детей подготовительных групп врачами-специалистами. В течение всего года родителей информируем о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей. Система обеспечения безопасной жизнедеятельности предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Физическое воспитание в ДОУ осуществляют воспитатели. Два раза в год детей обследует врач ЛФК, которая дает рекомендации по коррекции здоровья ребенка. В детском саду разработана система корригирующих упражнений по формированию правильной осанки. В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как, только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка. Кроме этого, в каждой группе создана система по укреплению физического здоровья детей: во всех возрастных группах организация двигательной активности сочетается с закаливающими мероприятиями. Мы считаем, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. В результате мониторинга была выстроена система оздоровительной работы, включающая в себя комплекс медицинских, педагогических мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительных режимов в разных возрастных группах, что послужило основой для формирования культуры здоровья у детей. Исследования опроса родителей показали, что большинство семей (78 %) обеспокоены здоровьем детей и методами их оздоровления, 43% родителей оценивают работу детского сада по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий на хорошо. 57% - на отлично. Но в то же время 100 % респондентов отметили, что их устраивает работа по физическому воспитанию в условиях детского сада. Анкетирование, с целью выявления особенностей физического воспитания в семье показало, что 10 % родителей систематически занимаются физическим воспитанием, 60 % - в выходные дни, 30 % - во время отпуска; На вопрос «Что мешает заниматься с ребёнком» 100 % респондентов отметили, что дефицит времени. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. Основой реализации здоровьесберегащих мероприятий и программы будет являться годовой план ДОУ. ^ Цель программы – создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов. ^
Законодательно-нормативное обеспечение программы 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. 3. Программа развития МДОУ ДС № 68. 4. Устав МДОУ ДС № 68. Сроки реализации программы: 2010 - 2015 г.г. Основные принципы программы
Ожидаемые результаты 1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья. 2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в д/с. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья. 3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладеют навыками самооздоровления. И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности. ^ 1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий. 2. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования. 3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости. 3. В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период. С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического развития, реализации программы дошкольного учреждения, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в ДОУ созданы все необходимые условия.
Пропаганда и организация образа жизни в ДОУ – целенаправленная деятельность всего коллектива. К этому привлечены медицинский персонал детского сада, заместитель заведующего по ВМР, музыкальные руководители, воспитатели и родители воспитанников. Были определены функции каждого участника педагогического процесса по физическому воспитанию детей:
Основные направления программы 1. Работа с родителями 2. Работа с педагогами. 3. Работа с детьми. ^ Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизни и отношения к своему здоровью Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, муз. руководителем. Она включает в себя 10 разделов:
I раздел – Диагностика Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. Медицинские работники: врач-педиатр и медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности. Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой “Детство”, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития. При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму. ^ Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на рост и состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Рационально составленное меню в детском саду представляет собой такой подбор блюд, который удовлетворяет потребность детей в основных пищевых веществах и энергетических компонентах. Принципы организации питания:
III раздел – Система эффективного закаливания Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка. Основные факторы закаливания:
В д/саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
Методы оздоровления:
^ Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду
Формы организации физического воспитания
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
V раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
^ Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Для решения этих задач в д/саду созданы условия. Каждая группа д/сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность, как педагогам, так и родителям уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и помощник воспитателя учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию. В группах имеются: отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки. Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом. Для этого имеются в группах отдельные комнаты гигиены. Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении органов педагоги формируют через занятия, беседы, игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач д/сада, сотрудники ГИБДД, ведут беседы об опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности. ^ Принципы по разделу программы
Для осуществления вышесказанных принципов в д/саду созданы необходимые условия:
^ Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей. В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма. Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в д/сад через анкету и личную беседу После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. Лечебно-профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в д/саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами. Лечебно-профилактическую работу осуществляют: педиатр д/сада, медицинская сестра, врачи-специалисты ЦРБ.
IX раздел – Летне-оздоровительные мероприятия. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций. ^
Цель: Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения ДОУ. Работа с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах:
Организационные методические мероприятия:
^ Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связаны с социальными аспектами жизни детей, в том числе:
Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: семья, д/сад, общественность. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Использовать следующие формы работы с родителями:
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:
Методы, используемые педагогами в работе:
Ожидаемые результаты реализации программы:
^ Прежде всего, если он и болен, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относиться к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходят гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена, здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Ю.Ф. Змановский ^
|
![]() | Генерального директора гуп амурской области «Аэропорт Благовещенск» №30 Положение о закупках государственного унитарного предприятия Амурской области «Аэропорт Благовещенск» | ![]() | Тема: Моё здоровье Карточки со словами: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, стресс |
![]() | Цель: способствовать формированию у детей здорового образа жизни. Оборудование «Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье дороже богатства» | ![]() | Семинар по теме «Управление малыми и средними предприятиями» (Дальневосточная часть России) Организатор Благовещенск (проводит Японский центр в Хабаровске): 13. 10 (вт) – 16. 10 (пт.) 2009 г |
![]() | Паспорт программы «Здоровье» моу сош №4 Программа, содержащая меры поддержания и улучшения здоровья обучающихся в моу сош №4 – «Здоровье» | ![]() | Воспитатель: Степанова Светлана Владиленовна Благовещенск 2010 Цель занятия Бабушка: я пока, загадки загадаю ребятам, может вспомню, что хотела вам сказать |
![]() | План мероприятий, направленный на сохранения и укрепления здоровья учащихся маоу «Гимназия» на 2013 2014 учебный год ... | ![]() | Л. В. Петухова № от 20 г. Приказ № 20 г. Целевая комплексная программа Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться... |
![]() | «Здоровье. Какого человека называют здоровым?» Цели и задачи: познакомить детей с общими планами по предмету: раскрыть содержание понятий «здоровье» «здоровье» и «здоровый человек»; в игровой форме познакомить с составными здорового образа жизни; разучить новую физминутку | ![]() | Задачи воспитательной работы на 2009 -2010 учебный год. Воспитательная работа в 3 «А» классе строится на основе школьной программы «Здоровье как комплексная система воспитания здоровых людей» «Здоровье как комплексная система воспитания здоровых людей». Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему воспитания... |