Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» icon

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника»




НазваниеКонсультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника»
Дата16.03.2014
Размер51.46 Kb.
ТипЗанятия

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника»

Основой для развития одаренности, творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности. В контексте нашего разговора отметим, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игровая. Давно отошло в прошлое мнение отдельных психологов, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Любой вопрос дошкольной педагогики и психологии должен решаться с точки зрения развития и воспитания ребенка, природосоответствия, ориентированности на конкретную детскую личность. Что касается подвижной игры, то она является деятельностью активной, разнообразной и творческой, а значит способна обеспечить приобретение малышом жизненных впечатлений, формирование его личности.

Раскрытие творческого потенциала, познание ребенком себя и своих возможностей начинаются с чувств. Подвижная игра способствует этому, ведь все дети любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра традиционно является самоценной для них, потому что в ней процесс движения — уже ценность. Поэтому понятно что:

1) очень важно воспитать у детей желание играть в подвижную игру, чтобы благодаря ей каждый ребенок мог учиться самореализовываться, осуществлять творческий поиск, развиваться, приобретать жизненную компетентность;

2) подвижная игра быстрее будет способствовать всему этому, если будет для детей интересной.

Интерес к подвижной игре (а значит и к играм, и к движениям целом) повышает ее взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников, в частности с изобразительной деятельностью, ручным трудом. Подрастая, дети становятся более требовательными к предметам игры. Поэтому и следует поддерживать стремление ребенка самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это своеобразная психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная возможность для развития творческих способностей. Полезно также практиковать совместное планирование подготовки к игре. Ход его направляется вопросами воспитателя: «Как это можно интереснее сделать? Кто это сделает? С кем вместе?».

Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывания игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к ее содержанию.

Бесспорно, здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим — в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а еще другим — в бессюжетные игры-соревнования, эстафеты, игры-забавы с предметами (кегли и т.д. ). Итак, должны учитывать: 1) склонности и интересы конкретного ребенка (например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры); 2) возможности ребенка, уровень его способностей (в организованных играх ребенок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости — найти компромисс при выборе игры, распределения ролей и т.п.). Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребенок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами.

Если цель игры, сама перспектива активной двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку, и организацию игры (как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.

Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх — вариативность их содержания и формы организации. Воспитатель сначала сам, а дальше, постепенно привлекая к этому детей, подает им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать, создавая проблемно-поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариантности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введение дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т.д.

Каждый раз применяя разные, соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирование интереса к ней, распределения ролей, приемы оценки и подведения итогов по ее окончании, педагог создает у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр творческого самовыражения в них во время произвольной (самостоятельной) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр (коллективным, групповым, индивидуальным и вводить их не только в процесс организованного обучения (занятия), но и в самостоятельную двигательную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.

Не забывайте, что подвижные игры способствуют также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст (строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение; по данному воспитателем образцу, с его помощью, а затем и сами составляют загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для распределения ролей, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков и т.п.) .

Потенциал подвижной игры в формировании творческой направленности детской личности может быть широко использованный при реализации методик ТРИЗ, поскольку такая игра:

  • развивает творческие способности на основе обогащения жизненного опыта детей, в частности двигательного;

  • дает ребенку возможность в разных видах деятельности — двигательной, художественной, игровой, речевой и др. — организовать исследовательский поиск;

  • делает воспитателя мудрым наставником, который не только учит, но и помогает найти правильное решение, сделать маленькое открытие.

По методике ТРИЗ детей следует учить:

  • комбинировать полученные знания и навыки, создавать новые ситуации, образы, игровые задания и т.п.;

  • «входить» в образ персонажа, воплощая его в игре разными выразительными средствами;

  • использовать природный и другой материал для изготовления игровых средств и атрибутов;

  • определять идеальный конечный результат и достигать его;

  • моделировать, придумывая свою игру или вариант игры, изготавливать к ней разметку, играя наедине с мнимыми партнерами и т.п.;

  • как и методы ТРИЗ, опирается на игру ума, а не только мышц, на воспитание внутреннего «тормоза» (услышь другого — говори сам, дай выполнить другим — потом делай сам).

Как средство, метод, форма работы в системе ТРИЗ подвижная игра требует от педагога:

  • умение выслушать каждого, признавать право каждого ребенка на собственное мнение и ошибку;

  • оценок положительного типа («интересная мысль», «замечательная идея»);

  • обеспечение условий для успеха в игре всех детей (учитывая уровень общего развития, специальную двигательную подготовку);

  • организации коллективного обсуждения итогов детской творческой деятельности со всеми ее участниками.



Похожие:

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconПрактикум для педагогов
«подвижная игра как средство здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка»
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconКонсультация «Проблемное обучение средство развития творческого потенциала личности дошкольника»
«Проблемное обучение средство развития творческого потенциала личности дошкольника»
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconКонсультация для родителей «подвижные игры в системе коррекционной работы»
Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно ска­зывается...
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconКонсультация для родителей старшей подготовительной группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника» Задачи
Консультация для родителей старшей подготовительной группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника»
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconКонсультация для воспитателей «подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи»
Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Плани­руя работу, воспитатели должны четко представлять реальность и подбирать подвижные...
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconПодвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников
Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности,...
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconДидактическая игра как средство развития речи дошкольника
Автор: Э. Х. Захарова, учитель – логопед мдоу «Детского сада комбинированного вида №155» г. Магнитогорска
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» icon«дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника»
В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают...
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» icon«Подвижная игра – развивает и обучает»
Подвижная игра не является врожденным явлением, но предпосылки к развитию осмысленной деятельности, в том числе и игровой, имеются...
Консультация для родителей «Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника» iconКонсультация для родителей игра как средство
Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, кому подражает. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты