Конфуцианское icon

Конфуцианское




НазваниеКонфуцианское
Дата23.03.2014
Размер53.68 Kb.
ТипЗанятия

Среди различных способов классификации направлений и методик цигуна есть довольно условная, но показательная во многих отношениях схема. Она позволяет в общих чертах уяснить, какие задачи ставили перед собой те, кто применял психофизиологический тренинг в старом Китае, и соответственно понять, чего можно ждать от подобных систем в наши дни.
     Согласно этой схеме традиционная практика цигуна подразделяется на пять основных направлений: конфуцианское, даосское, буддийское, медицинское и "боевых искусств".
     Конфуцианское направление цигуна подразумевает применение психофизиологического тренинга для воспитания психологических и нравственных качеств, ценных с точки зрения конфуцианства - официальной идеологической доктрины императорского Китая. Ее этические основы заложил мыслитель VI-V веков до новой эры Конфуций (Кун-цзы). Впоследствии в сочетании с культами Неба - высшей природной силы, предков и самого Конфуция конфуцианство фактически стало государственной религией Китая. Для конфуциански ориентированной личности методы психического саморегулирования служили главным образом средством подготовки к "правильному" социальному поведению. В личной и общественной жизни предписывалось не поддаваться эмоциям, точно следовать определенным нормам, которые должны были ощущаться как внутренний долг. В то же время считалось необходимым быть способным к творческой деятельности, соотнесенной с определенным пониманием общественной пользы. Как и в философии конфуцианства, в сопряженной с ней практике психотренинга преобладало этическое начало. Ее неотъемлемой частью считались усилия, направленные на совершенствование ниспосланной каждому существу и каждой вещи "благой силы" дэ. Она рассматривалась как проявление Дао, а применительно к человеку имела этическую трактовку - "добродетель".
     Даосское направление цигуна выделяется по признаку обращения к установкам главным образом даосизма. Это философско-религиозное течение сложилось в Китае на рубеже новой эры. Оно явилось результатом синтеза ряда древних натурфилософских учений, культов, практики шаманов и магов. Центральной категорией учений всех направлений даосизма было понятие Дао - "Путь". Его основное свойство - естественность, спонтанность (цзьгжань), непреднамеренность. Оно "исходит из самого себя" - цзыжань, "действует не действуя", лишь производя миропорядок, которому подчиняется все сущее. Поэтому высшим законом для мудреца является "недеяние" (увэй) - отсутствие произвольной деятельности, не согласной с этим миропорядком. Главной целью даосизма было слияние с Дао, которого способен достичь лишь подвижник, живущий в полном соответствии с принципами "естественности" и "недеяния". Считалось, что мудрец, преуспевший в следовании Дао, мог стать "святым бессмертным" (шэн сянь) - его тело "одухотворяется" и приобретает сверхъестественные свойства.
     В русле теории и практики "достижения бессмертия" развивалась в Китае алхимия - внешняя (вай дань) и внутренняя (нэй дань). Внешняя алхимия была нацелена на создание эликсира - "пилюли бессмертия" (сянь дань) из киновари и ее соединений с другими веществами или путем изготовления "искусственного золота". В позднем средневековье внешняя алхимия воспринималась как лженаука, полностью уступив место внутренней. Она заключалась в практике создания "пилюли бессмертия", или "бессмертного зародыша", в самом организме путем психофизиологического тренинга. Эта практика включала "совершенствование духа", т. е. созерцание (медитацию), а также "совершенствование тела" - дыхательные и гимнастические упражнения. Внутренняя алхимия в значительной степени сохранила терминологию внешней. Термин "дань" - "киноварь", "пилюля" - входит в название и внешней, и внутренней алхимической традиции. Этому же термину обязаны своим названием области даньтянь - "киноварные поля", в которых проходит различные стадии развития "бессмертный зародыш".
     С идеей бессмертия и приобщения к Дао связано множество дыхательных и гимнастических упражнений, созданных в Китае.
     Буддийское направление цигуна по побудительным мотивам практики близко даосскому. Оно обязано своим возникновением буддизму, начавшему проникать в Китай из Индии примерно на рубеже новой эры. Буддисты также стремились к единению с абсолютным законом и всеобщей истиной мироздания. В таком качестве для них выступали "единое тело Будды", "абсолютная истина" - татхагата, воплощенная в вечном покое нирваны. В отличие от даосов, буддисты рассматривали жизнь как цепь страданий, освободиться от которых и от бесконечного "колеса перерождений" - сансары - поможет только моральное и психическое самосовершенствование. Его необходимость обусловливалась идеей кармы - воздаяния в последующей жизни за поступки, совершенные в жизни прошлой. Но человек может достичь "просветления" - бодхи, самадхи, прийти в "состояние Будды" и вырваться из круга перерождений.
     В большинстве направлений буддизма существование вещей и явлений толкуется как относительное, или иллюзорное. Поэтому главными объектами буддийской практики совершенствования стали сознание и психика, которые необходимо привести к "правильному", "истинному" видению мира. Как высшее состояние сознания рассматривается нирвана.
     Согласно учениям различных буддийских школ, "просветление" может быть постепенным или внезапным. На его достижение нацелены методы психотехники. Некоторые из них близки даосским. Но если даосы, добиваясь "самозабытья", лишь подчиняли свое "я" единому потоку Дао, то буддисты стремились полностью растворить свое сознание в "абсолютной истине". Это обусловило особую изощренность форм психотренинга. Для таких целей применялись, например, созерцание или мысленное представление, "визуализация" мандал - священных графических изображений, образов божеств, чтение священных текстов - сутр, произнесение особых фраз - мантр и отдельных звукосочетаний - дхарани. Все это способствовало созданию нужного состояния сознания.
     Особый вклад в совершенствование психотехники в китайском буддизме и культуре Китая в целом внесла школа чань. Входящий в ее название слог чань - транскрипция санскритского слова дхьяна (созерцание, медитация). Создание этой школы, которая получила известность на Западе в японском варианте - дзэн, приписывается южно-индийcкому миссионеру Бодхидхарме (V век). Но многие исследователи сомневаются в его реальном существовании.
     Главенствующее направление в рамках чань-буддизма придерживалось идеи "внезапного просветления", которое наступает как мгновенное озарение. Это положение не исключало подготовки к такому озарению. Процесс психотренинга мог проходить в пассивной форме - цзо чань (сидячая медитация) и в активной - диалоги, в ходе которых ученику задавались вопросы, не находящие правильного ответа в границах рационального мышления, занятия "боевыми искусствами" и т. п.
     Медицинское направление цигуна представляет собой лечебно-оздоровительный аспект практики психофизиологической регуляции, присущий каждому из перечисленных трех направлений. Такие методы использовались получившими конфуцианское образование врачами, даосскими и буддийскими монахами, специально осваивавшими искусство врачевания, народными знахарями.
     ^ Цигун "боевых искусств"
     Множество систем лечения и оздоровления, которые ныне именуются "китайскими гимнастиками", возникло в народной среде. Большинство таких методик создано на пересечении конфуцианской, даосской и буддийской традиций, а также на стыке "книжной" и народной культур. Потому и использовались они очень широко, на всех "этажах" медицинской практики. Распространены они были и в народных сектах даосского и буддийского толка, а также в не менее многочисленных "тайных обществах", которые нередко носили сектанский характер и рассматривались населением как форма защиты от произвола властей, обретения особого покровительства высших сил. Авторитет руководителей сект и "тайных обществ" в немалой степени опирался на их способности к врачеванию. Но главные задачи психофизиологического тренинга в таких коллективах были теми же, что в его конфуцианском, даосском и буддийском направлениях. Это воспитание в духе определенных идеологических и нравственных установок, определенного отношения к окружающему миру. В ритуалы "тайных обществ" и сект входили отработка приемов психофизиологического тренинга, занятия "боевыми искусствами" - ушу, неотъемлемой частью которых были такие приемы.
     Под ними и подразумевается цигун "боевых искусств".



Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты