Программа. Первый год обучения icon

Программа. Первый год обучения




НазваниеПрограмма. Первый год обучения
Дата27.03.2014
Размер147.37 Kb.
ТипЗанятия

Шахматы в начальной школе.


Пояснительная записка.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Занятия по шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр.

ПРОГРАММА.

Первый год обучения.

Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Примерная тематика курса.

  1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  1. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.


«Угадай-ка». Учитель словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Учитель загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Учитель берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят её в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания.

«Мешочек». Ученики вынимают по одной из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Учитель берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Учитель произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  1. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение». Слоны белого и чёрного поля, одноцветные и разноцветные слоны. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Учитель играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом чёрных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом чёрных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведётся не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определённое поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.


«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на чёрную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищённую фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе чёрных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «Игра на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

  1. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Дидактические игры и задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защищаться от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат чёрному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  1. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактическая игра и задание.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с учителем следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.


К концу учебного года дети должны знать:

- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.


К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать, объявлять шах, ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.


^ ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТРИАЛА

(занятия 1 – 33).

Занятие 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Занятие 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».

Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическое задание «Диагональ».

Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чёрнопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 11. ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжёлая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»,


«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзёвая, королевская пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки). «Ограничение подвижности».

Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

Занятие 24. МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Занятие 25. МАТ. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

Занятие 26. МАТ. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Занятие 27. НИЧЬЯ. ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Занятие 29. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».


Занятие 30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 32 и 33. Повторение программного материала.


Календарно-тематический план занятий по шахматам

с учащимися 1-го года обучения.




п/п

Название

темы

Количество

часов

Дата проведения.

Практ.

Факт.

1.

Шахматная доска.

1







2.

Шахматная доска.

1







3.

Шахматная доска.

1







4.

Шахматные фигуры.

1







5.

Начальное положение.

1







6.

Ладья.

1







7.

Ладья.

1







8.

Слон.

1







9.

Слон.

1







10.

Ладья против слона.

1







11.

Ферзь.

1







12.

Ферзь.

1







13.

Ферзь против ладьи и слона.

1







14.

Конь.

1







15.

Конь.

1







16.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1







17.

Пешка.

1







18.

Пешка.

1







19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1







20.

Король.

1







21.

Король против других фигур.

1







22.

Шах.

1







23.

Шах.

1







24.

Мат.

1







25.

Мат.

1







26.

Мат.

1







27.

Ничья, пат.

1







28.

Рокировка.

1







29.

Шахматная партия.

1







30.

Шахматная партия.

1







31.

Шахматная партия.

1







32,33

Повторение

2









Похожие:

Программа. Первый год обучения iconПрограмма дополнительного образования детей (12-14 лет)
Программа предназначена для учеников 5-7 классов и рассчитана на 3 года. Первый год (если речь идёт о первом годе, как начальном...
Программа. Первый год обучения icon2 Ритмика и танец для детей дошкольного возраста разработала: Алимова Т. Н. педагог дополнительного образования [Введите название документа] содержание
Первый год обучения. Требования к первому году обучения
Программа. Первый год обучения iconТема: «Первый раз в первый класс»
Цели: познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников
Программа. Первый год обучения iconЗдоровые первоклашки: первый школьный год без болезней и стрессов
Первый раз в первый класс и родители каждый день с нетерпением и волнением ожидают своего первоклашку. Спрашивают о пройденном, о...
Программа. Первый год обучения iconЦели : Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения
Цели: Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения
Программа. Первый год обучения iconПлан кружка «волшебная кисточка» Воспитатель васильева анастасия владимировна первый год обучения средняя группа Задачи на год
Развивать творческий интерес к изобразительной деятельности путем нетрадиционных методов продуктивной деятельности
Программа. Первый год обучения iconОтчет о работе мо учителей естественного, физического и эстетического циклов за 2007-2008 учебный год
Управление качеством образования в условиях разноуровневого дифференцированного обучения ”. По данной теме мо работает первый год,...
Программа. Первый год обучения iconТематический план (первый год обучения) № п/п Раздел Всего часов Теоретические занятия Практические занятия

Программа. Первый год обучения iconЕлена Валентиновна Милованова мбоу дод «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»
Цель занятия: закрепление знаний, умений и навыков приобретённых за первый год обучения
Программа. Первый год обучения iconКоррекционные занятия
Примерный вариант перспективного планирования коррекционной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты