Семинар Воспитание и школа в античном мире icon

Семинар Воспитание и школа в античном мире




НазваниеСеминар Воспитание и школа в античном мире
Дата10.02.2014
Размер59.49 Kb.
ТипСеминар

Раздел 4. История образования и педагогической мысли



Семинар 1. Воспитание и школа в античном мире


План

  1. Спартанская система воспитания.

  2. Афинская система воспитания.

  3. Цели и классовый характер воспитания в античном государстве.

Дискуссионное обсуждение проблемы: «Какие идеи древних афинских философов в области воспитания актуальны сегодня?»

Темы для докладов и выступлений

  1. Мифы и легенды древней Греции о воспитании.

  2. Педагогическая система Сократа.

  3. Педагогические идеи Квинтилиана.

  4. Педагогические идеи ранних христиан.

Литература

  1. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.

  2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1998.

  3. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. Глава 3.

  4. Жураковский Е.Г. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

  5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч.1

  6. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй. М., 1979.


Семинар 2. Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского (1592-1670)


План

  1. Философские взгляды Я.А. Коменского.

  2. Принцип природосообразности воспитания.

  3. Классно-урочная система.

  4. Вклад Я.А. Коменского в развитие дидактики.

  5. Демократический и гуманистический характер педагогической системы Я.А. Коменского, её значимость для современности.

Темы для докладов и выступлений

  1. Жизнь Я.А. Коменского – служение всему человечеству.

  2. Возрастная периодизация и система школ.

  3. Нравственное воспитание (дисциплина).

  4. Учебные книги, составленные Я.А. Коменским.

  5. Роль учителя и требования к нему.

Литература

  1. Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2 т.М., 1982.

  2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

  3. Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения. М., 1955.

  4. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1955.

  5. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чеш. М., 1991.


Семинар 3. Развивающее и воспитывающее обучение

в теориях И.Г.Песталоцци, А.Дистервега и И.Ф.Гербарта.


План

  1. Цели и задачи обучения и воспитания в педагогических теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.

  2. Принципы обучения и воспитания в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.

  3. Содержание, ход и методы обучения по И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.

  4. Значение педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта для современной школы.

Задание: заполните таблицу


Автор

Цели образования и обучения

Принципы обучения и воспитания


Темы докладов и выступлений

  1. Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике И.Г. Песталоцци.

  2. Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение.

  3. А. Дистервег о формальном и материальном образовании.

  4. Идея развития многостороннего интереса в трудах И.Ф. Гербарта.

  5. Философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания в трудах И.Ф. Гербарта.

Литература

Основная литература

  1. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике; Общая педагогика выведенная из целей воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

  2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

  3. Ответы на девять вопросов Гербарта // Изб. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1

  4. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода; Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

  5. Песталоцци И.Г. Метод (Памятная записка) // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1 Как Гертруда учит своих детей // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1

Дополнительная литература

  1. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940. 292с.

  2. Главнейшие педагогические сочинения И. Гербарта о систематическом извлечении / Пер. с нем. А.Ф. Адольфа. С очерком жизни и деятельности Гербарта. М., 1966. 365с.

  3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; Общая ред. Е.Н. Медынского. М., 1956. 374с.

  4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М., 1981. Т. 1 . 336 с. Т.2. 416с.

  5. Пинкевич А.И., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. М., 1927. 116с.

  6. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XIX – начале XX в. М., 1976. 296с.


Семинар 4. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей (1824-1870).


План

  1. Философские и естественно-научные основы мировоззрения К.Д. Ушинского.

  2. Разработка педагогической антропологии.

  3. Идея народности воспитания.

  4. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского.

Темы докладов и выступлений

  1. Жизненный путь К.Д. Ушинского, ярославский и петербургский периоды.

  2. Приоритет нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского.

  3. Труд в его психическом и воспитательном значении.

  4. Учебные книги К.Д. Ушинского.

  5. К.Д. Ушинский об учителе и его подготовке.

Литература

  1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1-11. М., 1948-1950.

  2. Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 2 т. М., 1974.

  3. Струменский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография). М., 1960.

  4. Иванов А.Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле. Ярославль, 1963.


Семинар 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века за рубежом.


План

  1. Общественно-политические предпосылки появления большого количества реформаторских педагогических концепций и характеристика их общих позиций.

  2. «Гражданское воспитание» в трудовых школах немецкого педагога Георга Кершенштейнера.

  3. Прагматическая педагогика американского педагога и философа Джона Дьюи.

  4. Педагогика действия немецкого педагога Вильгельма Августа Лайя.

Темы докладов и выступлений

  1. Педагогика вальфдорских школ Рудольфа Штайнера.

  2. Теория свободного воспитания Марии Монтессори.

Литература

  1. Дьюи Дж. Школа и общество: Пер. с англ. М., 1907.

  2. Калгерн Ф. Воспитание к свободе. Пер. с нем. М., 1993.

  3. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации: Пер. с нем. СПб., 1911.

  4. Краник Э. Свободные вальфдорские школы. М., 1992.

  5. Лай А. Школа действия: Пер. с нем. СПб., 1914.

  6. Монтессори-материал. Школа для малышей: Пер. с нем. М., 1992.

  7. Обучение в вальфдорской школе: Пер. с нем. М.1995

  8. Трясков А., Хилтунен Е. Монтессори – школа. М., 1992.

  9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки: Пер. с нем. М., 1993.


Семинар 6. Отечественная педагогическая мысль и школа 20-х – 30-х годов XX века.


План

  1. Взгляды С.Т. Шацкого и П.П. Блонского на трудовую школу.

  2. А.С. Макаренко об организации детской жизни в воспитательном учреждении.

  3. Учение А.С. Макаренко о коллективе.

Темы докладов и выступлений

  1. «Первая опытная станция по народному образованию» С.Т. Шацкого.

  2. Вклад П.П. Блонского в разработку концепции трудовой школы.

  3. Проблемы коллектива и личности в творчестве А.С. Макаренко.

  4. А.С. Макаренко об основах семейного воспитания.

  5. Школа имени Достоевского (опыт В.Н. Сороки-Росинского).

Литература

  1. Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979.

  2. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983-1986.

  3. Сорока – Росинский В.Н. Пед. соч. М., 1991.

  4. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Сост. М.И. Анисов. М., 1972.

  5. Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. М., 1963-1965.


Семинар 7. Педагогический поиск в Российском образовании в 60-х – 80-х годах XX века.


План

  1. Сухомлинский о сущности и задачах воспитания.

  2. Нравственное воспитание в педагогической системе В.А.Сухомлинского.

  3. Эстетическое воспитание в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского.

  4. Взгляды В.А. Сухомлинского на умственное воспитание.

  5. Развитие идей педагогики сотрудничества в отечественном образовании и их реализация педагогами-новаторами.

Темы докладов и выступлений

  1. Развитие творческого потенциала учащихся в школе (Из опыта работы И.П.Волкова).

  2. Уроки «человековедения» Е.Н.Ильина.

  3. Система воспитательной работы В.А.Караковского.

  4. Ш.А.Амонашвили о безотметочном обучении.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.

  2. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.

  3. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1979.

  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1977.

  5. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1971.

  6. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.

  7. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезла тройка: Из опыта работы школ г. Донецка. М., 1986.



Похожие:

Семинар Воспитание и школа в античном мире iconСеминар на тему: «Воспитание = семья + школа»
Л. Н. Толстой Главное назначение семьи воспитание детей. Семья персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется...
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconПоложение о конкурсе «Цифровая школа 2010 2011» Концепция «Цифровая школа»
России и важнейшим элементом построения нового общества. Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика,...
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconПрограмма «Совершенствование системы работы с одаренными детьми»
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика,...
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconСеминар «Русский язык и культура в современном мире»
Организатор Высшая школа перевода (факультет) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconОтчет мбоу «Кадетская школа- интернат п г. т. Куйбышевский Затон»
Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,...
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconПубличный отчет мбоу «Кадетская школа- интернат п г. т. Куйбышевский Затон»
Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,...
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconИтоги работы моу «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Мензелинска рт в 2009-2010 учебном году в свете национальной образовательной инициативы
Рф д. Медведевым национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед современной школой главные задачи – раскрытие...
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconСеминар на тему: «Воспитание = семья + школа»
Цель: Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию и развитию личности
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconПубличный отчет по подготовке оу к введению и реализации фгос ноо май 2012 года
России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной...
Семинар Воспитание и школа в античном мире iconПубличный отчет по подготовке оу к введению и реализации фгос ноо сентябрь, 2011 года
России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты