Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» icon

Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства»




НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства»
Дата09.04.2014
Размер125.26 Kb.
ТипОбразовательная программа

Ольга Леонидовна Масленникова

МБОУ ДОД «Детская школа искусств», г.Зея

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства»

Цели: Программа является необходимой частью в изучении хореографии как вида искусства и способствует формированию целостности освоения данного вида искусства.

Задачи:

  1. Дать общие сведения о развитии хореографического искусства в странах Европы, в России и др., начиная с древнейших времён и до наших дней.

  2. Научить учащихся видеть взаимосвязь между явлениями общественной жизни и искусства, понимать закономерность появления различных художественных течений и направлений в искусстве балета, развития или обновления его выразительных средств. Связать материал по ИХИ с занятиями по хореографии.

  3. Развитие памяти и кругозора учащихся.

  4. Эстетическое развитие учащихся и воспитание культуры поведения.

^ Методы обучения: словесный, музыкально-ритмический, наглядно-слуховой, анализ, сравнение, обобщение.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для отделений хореографии детских школ искусств. Составлена на основе Экспериментальной программы по истории хореографического искусства Министерства культуры РСФСР 1986г. Программа рассчитана на 3 года обучения (96 часов). 1 год – знакомство с историей развития зарубежной хореографии; 2 год – знакомство с русской танцевальной культурой; 3 год – современная хореография и балет (20-21 век). Начинать освоение данной программы лучше с учащимися в возрасте 9-10 лет. Занятия проводятся в форме уроков с изложением программного материала с применением наглядного материала, аудио- и видеозаписей, др. Для проверки усвоения материала программы проводятся промежуточные (по полугодиям) и итоговые (в конце обучения) аттестации в форме контрольных зачетных уроков с письменной работой (тесты, кроссворды и др.).

За время обучения учащиеся должны усвоить виды и жанры хореографии, суть профессиональной работы балетмейстера, исполнителя, педагога-хореографа, театрального художника; выразительные средства балетного спектакля и его главные компоненты: драматургию, музыку, хореографию; познакомиться с историей возникновения и развития танцевального искусства.

Учащиеся должны знать имена известных балетмейстеров и исполнителей балетного театра, названия балетных спектаклей разного содержания, композиторов 19-20 веков, писавших балетную музыку, современные балетные коллективы, содержание известных балетов.

^ Календарно-тематический план

1 год обучения

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Первые танцы древности

4 ч.

2

Танец эпохи Средневековья

3 ч.

3

Танцевальная культура эпохи Возрождения. Первые балеты

3 ч.

4

Хореографическое искусство 17 века. Новые бытовые танцы

4 ч.

5

Балетный театр эпохи Просвещения (18 век)

4 ч.

6

Балетный театр эпохи Французской буржуазной революции. Основные балетные школы Европы

2 ч.

7

Романтизм в балетном искусстве (19в.). Бытовая хореография 19 века

4 ч.

8

Кризис балетного жанра 2-ой половины 19 века

2 ч.

9

Развитие балетного искусства в 20 веке

6 ч.




Итого

32 ч.

2 год обучения

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Истоки русского танцевального искусства (скоморохи; театры 17 века)

4 ч.

2

Возникновение и становление балетного театра в России (до конца 18 века). Бытовая хореография

8 ч.

3

Балетный театр России начала 19 века. Бальные танцы

6 ч.

4

Особенности русского балетного романтизма

2 ч.

5

Кризис балетного романтизма. Русский балетный театр в 60-е гг. 19века

3 ч.

6

Балетный театр России второй половины 19 века

4 ч.

7

Русский балет на рубеже конца 19 – начала 20 веков

3 ч.

8

«Русские сезоны» в Париже (1909 – 1914гг.)

2 ч.




Итого

32 ч.

3 год обучения

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Балетный театр России в послереволюционные годы (1917-1927)

6 ч.

2

Балетный театр 30-х годов и ансамбли народного танца

6 ч.

3

Отечественный балет в годы войны 1941-1945 годов

4 ч.

4

Развитие балетного искусства России и союзных республик в послевоенное время (до 60-х годов). Бытовая хореография 1пол. 20 века

5 ч.

5

Основные направления в развитии балетного театра и хореографическое образование в нашей стране в 60-80-е годы

5 ч.

6

Современный балет России (с 90-х годов). Развитие бытовой хореографии во 2-ой пол. 20 века

4 ч.

7

Особенности развития мирового хореографического искусства в 20 веке

2 ч.




Итого

32 ч.

Содержание программы

1 год обучения

1 полугодие

  1. Введение. Предмет история хореографического искусства. Виды танцев, значение танцевального искусства в жизни современного общества.

  2. Танец первобытного общества. Связь с трудом и бытом людей. Значение танца в жизни первобытного общества.

  3. Танцевальная культура Древней Греции. Виды танцев: священные, военные, спортивные, общественно-бытовые.

  4. Значение театра в жизни Древней Греции. Сценические танцы. Танцы у других народов.

  5. Танец эпохи Средневековья. Влияние церковной идеологии на философию, литературу, искусство. Священные пляски.

  6. Бытовые танцы Средневековья (бранли). Танцевальная культура города, разнообразие танцевальных форм. Творчество бродячих артистов.

  7. Аристократические танцы Средневековья (бас-дансы). Связь с придворным этикетом.

  8. Общественно-бытовые танцы эпохи Возрождения. Различие народной и аристократической танцевальной культуры.

  9. Новые танцевальные формы Возрождения. Первые танцевальные школы, учебники о танце, профессия – учитель танцев.

  10. Первые балеты. Родина балета (Италия, 15в.). Балет во Франции 16век («Комедийный балет королевы»).

  11. Театральное и танцевальное искусство Франции 17 века. Основание Королевской академии танца. Деятельность Ш. Бошана, Ж.Б. Люлли. Балеты-комедии Ж.Б. Мольера.

  12. Бытовые танцы 17 века: куранта, гавот, менуэт, сарабанда, ригодон. Манера исполнения.

  13. Танцевальное искусство Англии 17 века. Танец в произведениях В. Шекспира. Новые театральные жанры – «маски» и «антимаски».

  14. Бытовые танцы Англии: мореска, контрданс, джига, броль (характеристика).

  15. Хореографы эпохи Просвещения, 18 век. Роль литературы и театра в 18 веке. Борьба хореографов-новаторов за самостоятельность балетного искусства.

2-е полугодие

  1. Жан Жорж Новер – реформатор балетного искусства. Связь реформ Новера с идеями просветителей.

  2. Жан Доберваль – создатель жанра балета-комедии. Балет «Тщетная предосторожность». Значение творчества Ж. Доберваля.

  3. Танцовщицы 18 века: М. Камарго и М. Салле. Связь исполнительского искусства с преобразованием балетного костюма.

  4. Балетный театр эпохи Французской буржуазной революции (1789г.).

  5. Основные балетные школы Европы итальянская (К. Блазис, С. Вигано) и французская (Ш. Дидло).

  6. Романтизм как художественное направление в искусстве 1-ой половины 19 века. Балет «Сильфида» - романтический балет Ф. Тальони (содержание, видео).

  7. Филипп и Мария Тальони. Становление исполнительских традиций в их творчестве..

  8. Жюль Перро (кратко о творчестве). Балет «Жизель» - вершина романтического репертуара (содержание, видео).

  9. А. Бурнонвиль и романтические танцовщицы Карлотта Гризи и Фанни Эльслер. Влияние романтического балета на дальнейшее развитие хореографии. Бытовая хореография.

  10. Кризис балетного жанра во 2-ой половине 19 века. Типичные черты кризиса.

  11. Артур Сен-Леон (кратко о творчестве). Отношение к фольклору. Балет «Коппелия».

  12. Танцевальное искусство Западной Европы начала 20 века. Ритмопластические танцы и новые течения в хореографии.

  13. Айседора Дункан – представительница танца модерн. Экспрессионизм (особенности, представители).

  14. Влияние русского балета на возрождение классического танца в странах Европы. Деятельность русских мастеров балета в странах Европы и Америки.

  15. Особенности развития балета в разных странах.

  16. Основные направления в развитии хореографического искусства в странах Восточной Европы.

  17. Особенности развития мирового балета в 20 веке (США, Франция, Англия и др.).

2 год обучения

1 полугодие

  1. Повторение материала 1 года обучения. Введение, основные черты русского балета.

  2. Народные истоки русского балета. Древние русские народные пляски, праздники и обряды. Виды народной пляски.

  3. Искусство скоморохов.

  4. Народный театр 17 века.

  5. Возникновение и становление балетного театра в России. Придворный театр 17 века.

  6. Реформы Петра I. Ассамблеи, «потехи» (правила придворного этикета). Бытовые танцы.

  7. Развитие русской балетной школы. Открытие Шляхетского кадетского корпуса и танцевальной школы в Петербурге в начале 18 века. Деятельность Ж.Б. Ланде.

  8. Аллегорические балеты придворного театра 18 века. Деятельность иностранных хореографов в России.

  9. Сотрудничество театра с русскими композиторами, актёрами, драматургами. Русский танец на профессиональной сцене. Тимофей Бубликов (кратко о творчестве).

  10. Открытие общедоступных театров в Москве и Петербурге. В. Балашов и Г. Райков.

  11. Крепостной балет, его значение в развитии русского танцевального искусства. Театр графа Шереметьева.

  12. Танцевальные учебные заведения в Москве (Воспитательный дом), выдающиеся исполнители. Деятельность иностранных учителей.

  13. Сентиментализм как художественное направление в русском искусстве конца 18 века.

  14. Иван Иванович Вальберх (кратко о творчестве) – русский балетмейстер представитель сентиментализма.

  15. Повторение и закрепление пройденного материала.

2 полугодие

  1. Народно-патриотические дивертисменты 1812 года в постановке русских балетмейстеров.

  2. Шарль Луи Дидло (кратко о творчестве). Роль Ш. Дидло в развитии русского балета.

  3. А.П. Глушковский и А.И. Истомина – лучшие ученики Ш. Дидло (кратко о творчестве).

  4. Бальные танцы 19 века (манера исполнения).

  5. Особенности русского балетного романтизма. Е.А. Санковская и Е.И. Андреянова – выдающиеся русские романтические танцовщицы.

  6. Кризис балетного романтизма. Деятельность А. Сен-Леона в России («Конёк-Горбунок»).

  7. Попытка решения народной темы в постановках С.П. Соколова (Балет «Папоротник»).

  8. Борьба русских артистов балета за сохранение лучших традиций русской хореографии. М. Муравьёва, В. Гельцер и др. (кратко о творчестве).

  9. Русский балет второй половины 19 века. Мариус Петипа, начало деятельности в России (первый и второй период).

  10. 3-ий период творчества М. Петипа в России. Творческие встречи с П.И. Чайковским и А.К. Глазуновым (содержание балетов «Спящая красавица», «Раймонда», видео). Работа над балетом «Лебединое озеро».

  11. Лев Иванович Иванов (кратко о творчестве). Работа над балетами П.И. Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» (содержание и видеофильм). Значение балетной музыки П.И. Чайковского для дальнейшего развития балетного театра.

  12. Педагоги Петербургского хореографического училища И. Иогансон и Э. Чеккетти.

  13. Русский балет на рубеже двух эпох. Творческие поиски А. Горского (кратко).

  14. М. Фокин – реформатор балетного искусства. Значение творческого наследия М.Фокина для русской и мировой хореографии (видео «Умирающий лебедь» и др.).

  15. Выдающиеся мастера русского балета: А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский, О. Спесивцева (кратко о творчестве).

  16. «Русские сезоны» в Париже (1909-1914), участие в них ведущих исполнителей русского балета.

  17. Влияние «Русских сезонов» на возрождение балетного искусства в странах Европы и Америки. Повторение и закрепление пройденного материала.

3 год обучения

1 полугодие

  1. Введение. Балетный театр России в 17-19 годы 20 века. Трудности, задачи, поиски.

  2. Вклад А. Горского в развитие балета в 20-е годы 20 века. Поиски Ф. Лопухова. Балет «Ледяная дева» (кратко).

  3. Эксперименты К. Голейзовского. Балет «Иосиф Прекрасный».

  4. А. Ваганова – первый профессор хореографии. Значение педагогической деятельности А. Вагановой.

  5. Ведущие исполнители 20-х гг.: Е. Гельцер и В. Тихомиров (кратко о творчестве).

  6. Балет «Красный мак» (музыка Р.М. Глиэра) – первый героико-романтический балет.

  7. Балетный театр 30-годов, задачи. Реставрация балетов классического наследия. Создание балетов на современную тему (видеофрагмент балета «Футболист»).

  8. Героические балеты 30-х гг. 20 века. Балет «Пламя Парижа» (видеофильм).

  9. Балеты на литературные сюжеты, хореодрамы. «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (содержание, видеофильм).

  10. Балет «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева – спектакль шекспировского масштаба (содержание, видеофильм).

  11. Балетмейстеры 30-х гг. 20 века: Р. Захаров, В. Чабукиани, Л. Лавровский и др.

  12. Выдающиеся исполнители 30-х годов: М. Семёнова, Г. Уланова, Т. Вечеслова, О. Иордан, Н. Дудинская, А. Шелест А. Ермолаев, К. Сергеев и др.

  13. Ансамбли народного танца – новый жанр в отечественной хореографии. И. Моисеев – руководитель Государственного ансамбля народного танца (общие сведения, видео).

  14. Отечественный балет в годы войны 1941-1945гг. Деятельность ансамблей нар. танца.

  15. Повторение и закрепление пройденного материала.

2 полугодие

  1. Работа балетного театра в военные годы в эвакуации и в осаждённом Ленинграде и в Москве.

  2. И. Бельский, Б. Брегвадзе, Р. Стручкова, М. Плисецкая – новые исполнители 40-х годов (кратко о творчестве).

  3. Задачи, основные направления развития и новые постановки балетных театров страны в послевоенные годы (40-50-е годы). Бытовая хореография 1 половины 20 века.

  4. Творческие поиски национальных балетных театров. Выдвижение талантливых композиторов, балетмейстеров, танцовщиков.

  5. Творчество М. Эсамбаева, М. Лиепы, Р. Нуреева (видеофрагменты).

  6. Балеты классического наследия на сценах театров Москвы, Ленинграда (Петербурга) и периферийных театров (значение).

  7. Новые исполнители Московского и Ленинградского балета в послевоенные годы: В. Бовт, Э. Власова, А. Осипенко, И. Колпакова, Н. Тимофеева и др. (общие сведения).

  8. Поиски в области балетной режиссуры, новые постановки отечественного балетного театра 60-80-х годов 20 века.

  9. Творчество Л. Якобсона. Ансамбль «Хореографические миниатюры».

  10. Поиски и открытия Ю. Григоровича. Создание новых балетов и новых редакций классических балетов (видео).

  11. В. Василёв и Н. Касаткина, создание хореографического ансамбля «Московский классический балет» (видеофрагмент балета «Весна священная»).

  12. Обогащение традиций и дальнейшее развитие отечественной школы танца. Выдающиеся исполнители 60-80-х годов: Е. Максимова, В. Васильев, А. Сизова, Н. Бессмертнова, М. Лавровский, Л. Семеняка и др.

  13. Развитие современной бытовой хореографии во второй половине 20 века. Основные направления и отличительные черты.

  14. Творческие поиски балетмейстеров Б. Эйфмана, Л. Лебедева, др. (общие сведения, видеофрагменты балетов).

  15. Новые балетные коллективы и новые исполнители балета (видеофрагменты выступлений).

  16. Основные тенденции развития балетного и танцевального искусства в конце 20-ого – начале 21-ого века. Танцевальные коллективы нашего города и области.

  17. Повторение и закрепление пройденного материала. Зачёт.



Литература:

  1. Асафьев Б. Балет «Бахчисарайский фонтан», DVD.

  2. Асафьев Б. Балет «Пламя Парижа», видеофильм.

  3. Великие чудеса света // Ридерз Дайджест, видеокассета 2.

  4. Детская энциклопедия, т. 12. – М.: Просвещение, 1985.

  5. Звёзды русского балета, т. 1,2,3,4,5,6, DVD.

  6. Карп П. «Младшая муза» - М.: «Детская литература», 1986.

  7. Лепешинская О. Видеозапись.

  8. Моисеев И. Видеофильм.

  9. Музыкальная жизнь – 1995. - №1,2,4,6,7,8,10,11.

  10. Музыкальная жизнь – 1996. - №2,3,5.6,9,10,12.

  11. Наше наследие - 1998. - №1,2,3,4.

  12. Отблески – М.: Молодая гвардия, 1976.

  13. Пасютинская В. «Волшебный мир танца» - М.: Просвещение, 1985.

  14. Петровская В. Санкт-Петербургский мужской балет // Молодая привлекательная. – 1996. - №10.

  15. Пионерский музыкальный клуб – М.: Музыка, 1989. – вып.3.

  16. Плисецкая М. Видеофильм.

  17. Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта», DVD/

  18. Тодес-балет. Видеозапись.

  19. Уланова Г. Видеозапись.

  20. Хачатурян А. Балет «Спартак», видеофильм.

  21. Чайковский П. Балет «Лебединое озеро», DVD.

  22. Чайковский П. Балет «Спящая красавица», видеофильм.

  23. Чайковский П. Балет «Щелкунчик», DVD.

  24. Щедрин Р. Балет «Конёк-Горбунок», видеофильм.

  25. Экспериментальная программа по истории хореографического искусства // Министерство культуры РСФСР. – 1986.

  26. Энциклопедический словарь юного музыканта – М.: Педагогика, 1985.

  27. Эсамбаев М. Видеозапись.

  28. Я познаю мир: Детская энциклопедия/ Под ред. О.Г.Хинн. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.



Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconПлан учебно-воспитательной работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств Лунинского района Пензенской области» на 2012- 2013 учебный год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconР п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconМуниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств р п. Сосьва»
Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconПояснительная записка Образовательная программа «Хореографическое искусство» предназначена для хореографического отделения Далматовской детской школы искусств
Образовательная программа «Хореографическое искусство» разработана на основе примерных учебных планов мк РФ 2001, 2003 г г и учебных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconПлан работы на 2012-2013 учебный год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Добрянская детская школа искусств»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconЦели, задачи и виды деятельности Учреждения
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconПоложение о межрегиональном открытом фестивале-конкурсе
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2 им. С. С. Прокофьева»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconПрограмма для солистов, дуэтов и трио: 2 разнохарактерных произведения, одно из них a"capella. Программа для фольклорного ансамбля: 3 произведения, одно из них a"capella
Управление культуры администрации города Кирова; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconПоложение о III открытом западносибирском конкурсе юных исполнителей
Администрация муниципального образования, Управление культуры и искусства администрации, Детская школа искусств
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства» iconРегламент муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Яранского района Кировской области по предоставлению муниципальной услуги
«Занятия в творческих объединениях, мастерских, студиях, кружках, клубах на базе школы»
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты