А. мамед-заде цели и задачи практики icon

А. мамед-заде цели и задачи практики




НазваниеА. мамед-заде цели и задачи практики
Дата25.02.2014
Размер169.24 Kb.
ТипПрограмма

Программа организационно-экономической практики

Составители


кандидат экономических наук, профессор Л.В. ИВАНОВСКАЯ*

кандидат экономических наук, доцент Г.А. МАМЕД-ЗАДЕ


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ


Организационно-экономическая практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов: «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Мотивация трудовой деятельности», «Организация труда персонала», «Экономика и социология труда», «Микроэкономика» и др.; развитие и накопление творческих навыков по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом.

Задачи практики состоят в следующем:

  • изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;

  • разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

  • сбор необходимых материалов и документов для выполнения в 6-м семестре курсового проекта по дисциплине «Управление персоналом организации» в соответствии с выбранной темой.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой, применительно к особенностям конкретных баз практики.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра управления персоналом. Директор Учебного центра несет ответственность за уровень организации практики и ее результаты. Непосредственное руководство практикой студентов возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей, имеющих необходимый практический опыт, утвержденных приказом проректора на конкретный вид практики.

Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации – базы практики возлагается на высококвалифицированных специалистов и руководителей указанных подразделений.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются программа практики и «Дневник студента по практике». По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.

^ 2. СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ


Организационно-экономическая практика для студентов специальности «Управление персоналом» – 080505 проводится на III курсе (5-й семестр) очно-заочной формы обучения. Продолжительность практики – 8 недель (после осенней сессии).


^ 3. БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ


В соответствии с поставленными задачами базами практики являются места работы студентов: промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые, инвестиционные и иные компании, службы по труду и занятости, кадровые рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем составе кадровые службы или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п.

При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего, моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.

При прохождении практики студент обязан:

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями практики от организации и от университета.

^

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ



В ходе прохождения практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить систему управления персоналом и ее особенности в зависимости от масштабов и организационно-правовой формы предприятия, а также собрать материалы и документы, необходимые для подготовки отчета по практике и аналитической части выполняемого в 6-м семестре курсового проекта по дисциплине «Управление персоналом организации».

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом десяти заданий. Руководитель практики от университета, учитывая особенности организации – базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.

Задание 1. Изучить общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка. Основное содержание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность). Место и роль предприятия (организации) в структуре национальной экономики России (мирового хозяйства). Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности.

Организация производства продукции и (или) выполнения работ, услуг. Номенклатура и объем производства (оказываемых услуг). Конкурентоспособность. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.

Планирование, организация, осуществление маркетинговой деятельности. Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.

Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб.

Краткий анализ технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года: объем производства и реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, объем продаж, затраты (себестоимость). Анализ финансового положения: прибыль, рентабельность (с указанием необходимой бухгалтерской и статистической отчетности). Взаимоотношения с другими предприятиями (организациями), бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страховыми организациями и др. Благотворительность.

Характеристика эколого-экономического состояния. Экологический паспорт. Соответствие экологическим стандартам. Планирование, финансирование осуществляемых мероприятий по охране окружающей среды и анализ их влияния на деятельность предприятия (организации).

Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске повреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

Для выполнения «Задания 1» следует использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду (Форма № 2-Т); отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.

Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени. Провести анализ численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

Изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года. Изучить динамику численного состава кадров организации: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; процесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.

Изучить функции службы управления персоналом по трудоустройству высвобождаемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию. Составить оперограммы указанных управленческих процедур.

Для выполнения «Задания 2» следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом.

Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом. Изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц; их иерархическую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персоналом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию. Изучить функции отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение между бюро, группами и работниками отдела; функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации.

Составить таблицы функционального разделения труда (см. форму табл. 1); провести их анализ с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций; рассчитать трудоемкость основных функций отдела; дать оценку состава и трудоемкости функций с помощью ФСА.

Изучить должностные инструкции работников отдела.


Таблица 1

Таблица функционального разделения труда в отделе ____________________




п/п

Наименование

функции

Исполнители

Трудоемкость функции (чел.-ч)

Нач. отдела управления персоналом

Нач. бюро найма персонала

Менеджер по персоналу

Техник



1

2

3

4

5

6



n

Условные обозначения:

Р – руководит,

С – согласовывает,

И – исполняет,

А – анализирует,

О – организует,

П – передает, получает информацию и т.д.


Провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом: дать характеристику количественного и качественного состава работников кадровой службы на основе штатного расписания и отчета организации по труду (Форма № 2-Т); определить наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должностные инструкции); изучить состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения; состав и использование технических средств службы управления персоналом.

Задание 4. Изучить систему найма и отбора персонала в организации; источники привлечения персонала; организацию найма и приема персонала; порядок найма и увольнения работников; ознакомиться с наличием регламентирующей документации по найму и приему персонала.

Изучить систему проведения отбора персонала в организации: процедуру отбора, состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей отбора, состав документов, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, методы оценки и отбора персонала, мероприятий по введению в должность, функции работников, ответственных за найм, отбор и прием персонала.

Задание 5. Изучить организацию адаптации новых работников. Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.). Изучить методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адаптации новых работников и т.п.

Задание 6. Изучить систему обучения персонала.

Изучить систему подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации: организационно-методические документы (постановления, положения, приказы и т.п.); планы повышения квалификации; формы и методы переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников.

Задание 7. Изучить организацию и планирование деловой карьеры и формирование кадрового резерва: организационно-методические документы (положение о кадровом резерве, приказ и т.п.); подразделения и должностные лица, выполняющие эти функции; процедуру формирования резерва на руководящие должности разных уровней; методы оценки кандидатов, использование результатов оценки; организацию работы с кадровым резервом.

Составить оперограммы (схемы) формирования кадрового резерва; дать оценку.

Задание 8. Изучить систему проведения периодической аттестации работников организации (отдельно – руководителей и специалистов): нормативно-методические документы по аттестации руководителей и специалистов; планы-графики ее проведения; процедуру аттестации; состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей и направлений аттестации работников, состав документов (аттестационный лист и др.), использование результатов аттестации.

Составить оперограммы основных управленческих процедур по аттестации работников.

Изучить использование деловой оценки персонала при замещении вакантной должности, при формировании резерва кадров на выдвижение и т.п.; методы деловой оценки (тестирование, собеседование и т.п.).

Задание 9. Изучить используемые в организации формы и системы оплаты труда рабочих, специалистов и руководителей (тарифные, бестарифные, должностные оклады); порядок (алгоритм) формирования фонда потребления организации, его структуру: фонд оплаты труда, фонд выплаты дивидендов и процентов по вкладам, фонд социальных и трудовых льгот; методы распределения фонда оплаты труда между работниками организации; систему стимулов и льгот, используемых для мотивации труда работников; систему участия работников организации в прибылях; систему социального, медицинского страхования и обслуживания работников.

Составить оперограммы (таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали – перечень исполнителей этих операций) процессов управления по перечисленным выше видам работ, выполняемым в ОТиЗе, ПЭО, финансовом отделе (см. форму табл. 2).

Для выполнения «Задания 9» следует использовать план и отчет по труду, справки о составе средств на оплату труда, отчет о результатах финансовой деятельности и др.

Таблица 2

Оперограмма процедуры ______________________________




п/п

Наименование

функции

Исполнители

Трудоемкость операции (мин)

Нач. отдела управления персоналом

Менеджер по персоналу

Зам. директора по персоналу



1

2

3

4

5



n


Задание 10. Дать оценку кадровой политики организации, ее места в общей политике организации; изучить ее связь с финансовой, маркетинговой, производственной политикой и т.п.; формы, методы и принципы формирования кадровой политики. Дать характеристику стратегии управления персоналом с учетом стратегии организации, анализа ее внешней и внутренней среды.


За время прохождения практики студент обязан собрать необходимые материалы и документы для выполнения курсового проекта по дисциплине «Управление персоналом организации»:

  • схему оргструктуры управления организацией;

  • штатные расписания;

  • организационные структуры подразделений подсистемы управления персоналом;

  • формы документов службы управления персоналом;

  • планы повышения квалификации;

  • положения по оплате труда;

  • положения по аттестации работников;

  • планы социального развития предприятия;

  • положения о подразделениях службы управления персоналом;

  • должностные инструкции работников службы управления персоналом;

  • оперограммы основных процедур управления в подразделении;

  • схемы информационных взаимосвязей подразделений и др.


^ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


За время практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более глубокому изучению отдельных функций подразделений организации, выполняющих функции по управлению персоналом, решению конкретных управленческих задач в интересах базы практики и процесса обучения, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового проекта.


^ 6. ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)


Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и организации – базы практики, носить в основном исследовательский, поисковый характер.

Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом, который должен состоять из разделов:

  • цель научной работы;

  • предмет исследования;

  • методика проведения исследования;

  • анализ полученных результатов;

  • выводы и предложения;

  • список использованных источников.


Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов

  1. Разработка целей системы управления персоналом.

  2. Применение программно-целевого подхода при построении организационной структуры службы управления персоналом.

  3. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом с внешними организациями (консультативными фирмами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

  4. Проектирование вариантов оргструктуры службы управления персоналом в зависимости от вида, масштабов и возможностей организации.

  5. Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.

  6. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом в общей оргструктуре управления организацией.

  7. Разработка организационно-экономических условий развития творческой активности и самоутверждения личности.

  8. Разработка организационных, социальных и экономических проблем взаимоотношений руководителя с коллективом.

  9. Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителя в рамках различных оргструктур.

  10. Направления развития организационного проектирования системы управления организацией.

  11. Развитие системного подхода в организационном проектировании систем управления организацией.

  12. Использование программно-целевых методов в организационном проектировании систем управления организацией.

  13. Направления развития методов анализа и проектирования систем управления организацией.

  14. Развитие форм отображения материалов обследования и анализа систем управления организацией.

  15. Комплексное проектирование систем управления организацией (различных уровней).


^ 7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ


В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе. В конце практики дневник заверяется руководителем организации (подпись, печать).

На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю.

Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2-3 дня организационно-экономической практики. Отчет студента по практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстративный материал. Объем отчета – 35-40 страниц рукописного текста с приложением таблиц, схем, документов, форм и других материалов.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:

1) титульный лист (см. приложение);

2) оглавление;

3) Задание 1. Общая характеристика организации и анализ производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности.

4) Задание 2. Анализ численности и структуры персонала.

5) Задание 3. Характеристика и анализ системы управления персоналом организации.

6) Задание 4. Анализ найма отбора персонала.

и т.д.

n) Выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом и отдельных функций по управлению персоналом.

Список использованных источников.

Приложения.

Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне рукописно или машинописно с оставлением полей; все страницы отчета нумеруют арабскими цифрами; сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 12 или № 14 (параметры страницы (поля): верхнее – 3 см, нижнее – 2,5 см, левое – 2,5 см, правое – 1 см).

Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.


^ 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ


По окончании практики студент должен сдать зачет.

Основанием для допуска студента к зачету по практике являются полностью оформленные отчет и дневник по практике.

Защита отчета по практике (зачет) проводится в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике перед комиссией, назначаемой директором Учебного центра.

В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитывается содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета.

Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен из университета за академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.


Приложение

^

Типовая форма титульного листа отчета по практике



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


Институт социологии и управления персоналом

Учебный центр дополнительного профессионального образования

«Управление персоналом»


ОТЧЕТ



по организационно-экономической практике


на (в) ________________________________

(название организации (предприятия))


Выполнил(а) студент(ка)

очно-заочной формы обучения

специальности «Управление персоналом»

III курса ___ группы _____________ _____________________

(подпись) (инициалы и фамилия)


Руководитель практики

от кафедры

__________________ _____________ _____________________

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)


Москва – 200_





*






Похожие:

А. мамед-заде цели и задачи практики icon1 Цели и задачи практики 1 Цель практики
Цели ознакомительной учебной практики – подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин,...
А. мамед-заде цели и задачи практики iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» Санкт-Петербург 2013 I. Цели и задачи преддипломной практики
Настоящая программа устанавливает общие требования к организации практики, определяет цели и задачи преддипломной практики, рассматривая...
А. мамед-заде цели и задачи практики icon1 цели и задачи практики
Целью проведения преддипломной практики является закрепление навыков, полученных в период производственной практики, а также сбор,...
А. мамед-заде цели и задачи практики icon1. цели и задачи практики
Реализация цели и задач практики должна осуществляться с уче­том сферы деятельности финансово-кредитной организации или предприятия,...
А. мамед-заде цели и задачи практики icon1 Цели и задачи практики 1 Цель практики
Цель производственной практики – усиление связи теоретической подготовки студентов с практической деятельностью предприятий торговли,...
А. мамед-заде цели и задачи практики iconЦели и задачи практики
Целью преддипломной практики по практике является выявление современных проблем развития рынка негосударственных пенсионных фондов...
А. мамед-заде цели и задачи практики icon1. Цели и задачи практики База практики
Электрорадиомонтажная практика является частью учебного процесса и имеет свою цель: дать первичные навыки и знания по рабочей профессии...
А. мамед-заде цели и задачи практики iconЦели и задачи производственной практики
Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование следующих компетенций
А. мамед-заде цели и задачи практики icon1 цели и задачи практики
Целью производственной практики является формирование в условиях производства профессиональных способностей студента на основе использования...
А. мамед-заде цели и задачи практики iconАннотация к учебной программе научно-педагогической практики курса магистрантской ооп «Историко-регионоведческое образование» Цели и задачи научно-педагогической практики
Кроме того, целью научно-педагогической практики магистров является выработка навыков педагога высшей школы, которые приобретаются...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты