Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. icon

Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А.




НазваниеСборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А.
страница1/5
Дата14.04.2014
Размер0.88 Mb.
ТипСборник задач
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


Костромской государственный технологический университет


Кафедра высшей математики


Т.А. Андревкина, Е.А. Борисова, Н.А.Иванова,

О.В. Назарова, А.К. Однодворцева





Учебно-методическое пособие


Кострома

2007


УДК 519.8 (075)


Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т.А. Андревкина, Е.А. Борисова, Н.А.Иванова, О.В. Назарова, А.К. Однодворцева. – Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2007. – 38 с.


Пособие содержит задачи для самостоятельного решения по основным разделам теории вероятностей, предусмотренным программой дисциплины, и предназначено для студентов инженерных специальностей очной формы обучения. Большой объем заданий направлен на формирование навыков решения вероятностных задач и умений проводить анализ распределений случайных величин.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам вузов для аудиторной и самостоятельной работы, а также для подготовки к контрольным работам и экзаменам.


Рецензенты:


канд. техн. наук, доцент кафедры ТХОМиТС А.Г. Безденежных


Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ


© Костромской государственный технологический университет, 2007


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..

……………4

Раздел 1. Вероятность случайных событий…………………….

……………5

1.1.

Классическое определение вероятности. Теоремы о вероятности суммы и произведения событий……………………………………………



……………5

1.2.

Формула полной вероятности. Формула Байеса...

……………10

1.3.

Повторные независимые испытания……………..

……………12




^ Формула Бернулли....................................................

……………12




Формула Пуассона………………………………...

……………13




^ Локальная формула Муавра-Лапласа…………....

……………13




Интегральная формула Муавра-Лапласа………..

……………14

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Случайные события»...

……………15

Раздел 2.

Случайные величины……………………………..

……………17

2.1.

Дискретная случайная величина………………....

……………17

2.2.

Непрерывная случайная величина……………….

……………19

2.3.

Начальные и центральные моменты……………..

……………21

2.4.

Основные законы распределения………………...

……………23




^ Биномиальный закон. Распределение Пуассона

……………23




Равномерное распределение………………………

……………24




^ Случайная величина с нормальным законом распределения…………………………………….


……………24

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Случайные величины»...

……………26

ОТВЕТЫ к разделу 1…………………………………………….

……………30

ОТВЕТЫ к разделу 2……………………………………………..

……………31

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..

……………36





ВВЕДЕНИЕ


Базовый курс математики, изучаемый в высших учебных заведениях, традиционно разделялся на высшую математику, включающую разделы: линейная алгебра, аналитическая геометрия, векторный анализ, математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисления, теория рядов и дифференциальных уравнений, и специальные курсы, к числу которых относится и теория вероятностей. Сборники задач также в большинстве случаев подчиняются этому делению. Однако, в последнее время в связи с сокращением часов на изучение математики, теория вероятностей не выделяется в самостоятельный курс и включается в дисциплину «математика» в виде отдельных элементов. В этой связи сборники задач по теории вероятностей, содержащие задачи, рассчитанные на широкое и достаточно глубокое изучение курса, не вполне соответствуют успешному усвоению отдельных его элементов (содержат небольшое число типичных задач).

Заметим, что изучение теории вероятностей обязательно должно сопровождаться решением задач. Только при этом условии вырабатывается теоретико-вероятностная интуиция специалиста, умение строить математические модели реальных процессов. Типичные задачи, как правило, разбираются в лекционных курсах, образцы решений приводятся в учебниках. Однако, известно, что «не возможно научиться решать задачи, если только смотреть, как это делают другие». Для того чтобы студенты могли не только познакомиться с основными типами задач и методами их решения, но и самостоятельно применять знания, необходима практика в решении задач.

В настоящем сборнике представлены задачи по разделам теории вероятностей в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов для инженерных и экономических специальностей. Задачи подобраны и скомплектованы таким образом, чтобы студенты могли освоить методы решений заданий разного типа. Объем материала достаточен для формирования навыка решения вероятностных задач и умения анализировать распределения случайных величин.

По разделам «Случайные события и их вероятности» и «Случайные величины, их законы распределения и числовые характеристики» в сборнике приводятся варианты контрольных работ. Для большинства задач, включенных в сборник, указаны ответы. Все это позволяет использовать пособие для подготовки к контрольным работам и к практической части экзамена или зачета по разделам теории вероятностей.


^

Раздел 1. Вероятность случайных событий

1.1. Классическое определение вероятности.

Теоремы о вероятности суммы и произведения событий





  1. В магазин поступили футболки: 60% производства Ярославской фабрики; 25% – Рижской и 15% – Ивановской фабрики. Какова вероятность того, что купленная наугад футболка изготовлена:

а) на Ярославской фабрике;

б) на Ивановской фабрике?

  1. В ящике находятся катушки четырех цветов: белых катушек – 50%; красных – 20%; зеленых – 20%, остальные – синие. Какова вероятность того, что взятая наугад катушка окажется зеленой или синей?

  2. Мастер обслуживает 5 станков. 20% рабочего времени он проводит у первого станка, 10% – у второго, 15% – у третьего, 25% – у четвертого и 30% – у пятого. Найти вероятность того, что в наугад выбранный момент времени он находится:

    1. у 1-го или 3-го станка;

    2. у 2-го или 5-го станка;

    3. у 1-го или 4-го станка;

    4. у 1-го, или 2-го, или 3-го станка;

    5. у 4-го или 5-го.

  1. На 30-ти одинаковых жетонах написаны 30 двузначных чисел от 11 до 40. Жетоны помещены в пакет и тщательно перемешаны. Какова вероятность вынуть жетон с номером кратным: а) 2; б) 3; в) 2 или 3?

  2. На предприятии брак составляет в среднем 2% общего выпуска изделий. Среди годных изделия первого сорта составляют 95%. Какова вероятность того, что наудачу взятое изделие окажется первого сорта, если изделие взято:

а) из числа прошедших проверку;

б) из общей массы изготовленной продукции?

  1. На полке лежат 12 учебников, из них 7 – по математике. Студент берет наудачу 5 учебников. Какова вероятность того, что взяты учебники по математике?

  2. Из колоды в 36 карт наудачу выбирают 3 карты. Какова вероятность того, что среди них два туза?

  3. У сборщика 10 деталей, мало отличающихся друг от друга. Из них четыре – первого вида, по две – второго, третьего и четвертого видов. Какова вероятность того, что среди шести одновременно взятых деталей три окажутся первого вида, две – второго и одна – третьего вида?

  4. В группе 15 юношей и 10 девушек. По жребию выбирают 5 студентов. Какова вероятность того, что среди них окажутся две девушки?

  5. Контролер ОТК, проверив 20 пальто, установил, что 16 из них первого сорта, а остальные – второго сорта. Найти вероятность того, что среди взятых наудачу из этой партии 3 пальто одно будет второго сорта.

  6. Собрание, на котором присутствует 25 человек, среди которых 5 женщин, выбирает делегацию из 3 человек. Какова вероятность того, что среди отобранных 2 женщины и 1 мужчина?

  7. В коробке 5 одинаковых изделий, причем 3 из них окрашены. Наудачу извлекают 2 изделия. Найти вероятность того, что среди извлеченных изделий:

а) одно окрашенное;

б) два окрашенных;

в) хотя бы одно окрашенное.

  1. В урне имеются 8 черных и 5 белых шаров. Найти вероятность двукратного извлечения черного шара, если:

а) первый вынутый шар возвращают обратно в урну;

б) первый вынутый шар не возвращают в урну.

  1. В урне 4 синих, 7 черных шаров. Случайным образом из урны извлекают сразу 2 шара. Какова вероятность того, что:

а) оба шара – синие;

б) оба шара – черные;

в) шары разного цвета;

г) шары одного цвета?

  1. Среди 15 лампочек 4 – стандартные. Одновременно берут наудачу 2 лампочки. Найти вероятность того, что хотя бы одна из них стандартная.

  2. На электростанции 15 сменных инженеров, из них 3 женщины. В смену дежурят 3 человека. Найти вероятность того, что в случайно выбранную смену будет занято не менее 2-х мужчин.

  3. Среди 20 поступающих в ремонт часов 8 нуждаются в общей чистке механизма. Какова вероятность того, что среди наудачу взятых 3 часов, по крайней мере, 2-е нуждаются в общей чистке механизма?

  4. На полке стоят 10 книг, среди которых 3 книги по теории вероятностей. Наудачу берутся 3 книги. Какова вероятность того, что среди них хотя бы 1 книга по теории вероятностей?

  5. На 100 лотерейных билетов приходится 5 выигрышных. Какова вероятность выигрыша хотя бы по одному билету, если приобретено:

а) 4 билета; б) 2 билета?

  1. Из партии, в которой 31 деталь без дефектов и 6 с дефектами, берут наудачу 3 детали. Чему равна вероятность того, что:

а) все 3 детали без дефектов;

б) по крайней мере, одна деталь без дефектов?

  1. В коробке 10 красных, 3 синих и 7 желтых карандашей. Наудачу вынимают 3 карандаша. Какова вероятность того, что они:

а) разных цветов;

б) одного цвета?

  1. Из 20 сбербанков 10 расположено за чертой города. Для обследования случайным образом отобрано 5 сбербанков. Какова вероятность того, что среди отобранных в черте города окажется:

а) 3 сбербанка; б) хотя бы один сбербанк?

  1. В первой урне 5 красных, 3 белых и 2 черных шара, во второй – 3 белых и 2 черных шара. Из первой урны наудачу взяли 2 шара, а из второй – 1 шар. Какова вероятность того, что среди отобранных:

а) все шары одного цвета; б) все шары разного цвета?

  1. Найти вероятность того, что наудачу взятое двузначное число кратно 2 или 5.

  2. В коробке смешаны электролампы одинакового размера и формы мощностью 100 Вт – 7 штук, 75 Вт – 13 штук. Вынуты наудачу 3 лампы. Какова вероятность того, что:

а) все лампы одинаковой мощности;

б) хотя бы 2 из них по 100 Вт?

  1. Для того чтобы сдать коллоквиум, студент должен ответить не менее двух из трех вопросов, предложенных преподавателем. Студент не знает 8 вопросов из 40, которые могут быть предложены. Какова вероятность того, что студент сдаст коллоквиум?

  2. Студент из 40 экзаменационных билетов выучил только 30. Каким выгодней ему зайти на экзамен – первым или вторым?

  3. Брошены две игральные кости. Чему равна вероятность того, что хотя бы на одной из них выпадет 5 очков?

  4. Какова вероятность того, что при бросании трех игральных кубиков хотя бы на одном из них появится цифра 3?

  5. В мастерской два мотора работают независимо друг от друга. Вероятность того, что в течение часа первый мотор не потребует внимания мастера, равна 0,9; для второго мотора эта вероятность равна 0,85. Найти вероятность того, что в течение часа ни один из моторов не потребует внимания мастера.

  6. Консультационная фирма получила приглашение для выполнения двух работ от двух компаний. Руководство фирмы оценивает вероятность получения заказа от фирмы А (событие А) равной 0,45. Также, по мнению руководителей фирмы, в случае, если фирма заключит договор с компанией А, то с вероятностью в 90% компания В даст фирме консультационную работу. С какой вероятностью фирма получит оба заказа?

  7. Производится бомбометание в военный объект. Вероятность попадания в цель при сбрасывании бомбы равна 0,7, а вероятность того, что бомба не взорвется, равна 0,08. Найти вероятность разрушения объекта, если будет сброшена одна бомба.

  8. Детали проходят три операции обработки. Вероятность получения брака на первой операции равна 0,02; на второй – 0,03; на третьей – 0,02. Найти вероятность получения детали без брака после трех операций, предполагая, что получение брака на отдельных операциях является независимым событием.

  9. Прибор, работающий в течение суток, состоит из трех узлов, каждый из которых, независимо друг от друга, может выйти из строя. Вероятность безотказной работы в течение суток первого узла равна 0,9; второго – 0,95; третьего – 0,85. Найти вероятность того, что в течение суток прибор будет работать безотказно.

  10. При изготовлении детали заготовка должна пройти 4 операции. Предполагая появление брака на отдельных операциях событием независимым, найти вероятность изготовления стандартной детали, если вероятность брака на первой операции – 0,02; на второй – 0,01; на третьей – 0,02; на четвертой – 0,03.

  11. Два стрелка стреляют в цель независимо друг от друга. Вероятность попадания в цель для первого стрелка равна 0,6; для второго – 0,7. Какова вероятность, по крайней мере, одного попадания в цель, если каждый сделает по одному выстрелу?

  12. Произведен залп из двух орудий по мишени. Вероятность попадания из первого орудия равна 0,85; из второго – 0,9. Найти вероятность поражения цели.

  13. Первый студент из 20 вопросов программы выучил 17, второй – 12. Каждому студенту задают по одному вопросу.

Найти вероятность того, что:

а) оба студента правильно ответят на вопрос;

б) хотя бы один ответит верно;

в) правильно ответит только первый студент.

  1. В первой команде 6 спортсменов, во второй – 9. В каждой команде одна девушка. Из каждой команды выбирают спортсмена.

Какова вероятность того, что:

а) выбраны оба юноши;

б) выбрана одна девушка;

в) из второй команды выбран юноша?

  1. Произведено три выстрела по цели из орудия. Вероятность попадания при первом выстреле равна 0,75; при втором – 0,8; при третьем – 0,9. Определить вероятность того, что будет:

а) три попадания;

б) хотя бы одно попадание.

  1. Вероятность своевременного выполнения студентом контрольной работы по каждой из трех дисциплин равна соответственно 0,6; 0,5 и 0,8. Найти вероятность своевременного выполнения контрольной работы студентом: а) по двум дисциплинам; б) хотя бы по двум дисциплинам.

  2. Вероятность того, что студент сдаст первый экзамен, равна 0,9; второй – 0,9; третий – 0,8. Найти вероятность того, что студентом будут сданы:

а) только второй экзамен;

б) только один экзамен;

в) три экзамена;

г) по крайней мере, два экзамена;

д) хотя бы один экзамен.

  1. Рабочий обслуживает 3 станка. Вероятность того, что в течение часа станок не потребует внимания рабочего, равна для первого станка 0,9; для второго – 0,8 и для третьего – 0,85. Найти вероятность того, что в течение часа:

а) ни один станок не потребует внимания рабочего;

б) все станки потребуют внимания рабочего.

  1. Прибор, работающий в течение времени t, состоит из трех узлов, каждый из которых независимо от других может за это время выйти из строя. Неисправность хотя бы одного узла выводит прибор из строя целиком. Вероятность безотказной работы в течение времени t первого узла равна 0,9; второго – 0,95; третьего – 0,8. Найти вероятность того, что в течение времени t прибор выйдет из строя.

  2. Студент ищет нужную ему формулу в трех справочника. Вероятность того, что формула содержится в первом, втором и третьем справочниках равна соответственно 0,6; 0,7 и 0,8. Найти вероятность того, что формула содержится не менее чем в двух справочниках.

  3. Экспедиция издательства отправила газеты в 3 почтовых отделения. Вероятность своевременной доставки газет в первое отделение равна 0,95; во второе отделение – 0,9; а в третье отделение – 0,8. Найти вероятность того, что:

а) только одно отделение получит газеты вовремя;

б) хотя бы одно отделение получи газеты с опозданием.

  1. Вероятность получить высокие дивиденды по акциям первого предприятия равна 0,2; второго – 0,35; третьего – 0,15. Определить вероятность того, что акционер, имеющий акции всех предприятий получит высокие дивиденды:

а) на всех предприятиях;

б) только на одном предприятии;

в) хотя бы на одном предприятии.

  1. Читатель в поисках нужной книги обходит три библиотеки. Вероятность того, что книга имеется в очередной библиотеке, равна 0,3. Что вероятнее: найдет читатель книгу или не найдет?

  2. На предприятии имеется три автомобиля. Вероятность безотказной работы в течение времени t первого из них равна 0,9; второго – 0,7; третьего – 0,8. Найти вероятности всех возможных значений числа автомобилей, работающих безотказно в течение времени t.

  3. Вероятность поражения первой мишени для данного стрелка равна 0,6. Если при первом выстреле зафиксировано попадание, то стрелок получает право на следующий выстрел по второй мишени. Вероятность поражения обеих мишеней при двух выстрелах равна 0,3. Найти вероятность поражения второй мишени.

  4. Вероятность одного попадания в цель при одновременном залпе из двух орудий равна 0,44. Найти вероятность поражения цели при одном выстреле первым орудием, если для второго орудия эта вероятность равна 0,8.

  5. Вероятность хотя бы одного попадания в мишень при трех выстрелах равна 0,784. Найти вероятность одного промаха при трех выстрелах.



^

1.2. Формула полной вероятности. Формула Байеса





  1. Литье в болванках поступает из двух заготовительных цехов: 70% – из первого и 30% – из второго. При этом материал первого цеха имеет 10% брака, а второго – 20%. Найти вероятность того, что одна взятая наугад болванка окажется без дефектов.

  2. Прибор может работать в двух режимах: нормальном и ненормальном. Нормальный режим наблюдается в 90% случаев работы прибора, ненормальный – в 10%. Вероятность выхода прибора из строя за время T в нормальном режиме равна 0,1; в ненормальном – 0,6. Найти вероятность выхода прибора из строя за время T.

  3. Число пассажирских пароходов, проплывающих по реке мимо навигационного знака, относится к числу грузовых пароходов как 2:5. Вероятность того, что знак будет сбит пассажирским пароходом, равна 0,01; а грузовым пароходом – 0,03. Найти вероятность того, что знак не будет сбит проходящим пароходом.

  4. Два стрелка сделали по одному выстрелу в мишень. Вероятность попадания в мишень для первого стрелка равна 0,6; а для второго – 0,3. В мишени оказалась одна пробоина. Найти вероятность того, что она принадлежит первому стрелку.

  5. По результатам проверки контрольных работ оказалось, что в первой группе получили положительную оценку 20 студентов из 30, а во второй – 15 из 25. Найти вероятность того, что наудачу выбранная работа, имеющая положительную работу, написана студентом первой группы.

  6. Известно, что 20% всех приборов собирает специалист высокой квалификации, а 80% – средней квалификации. Надежность прибора, собранного специалистом высокой квалификации, равна 0,9; надежность прибора, собранного специалистом средней квалификации, равна 0,7. Взятый прибор оказался надежным. Найти вероятность того, что он собран специалистом высокой квалификации.

  7. На сборку попадают детали с 3-х автоматов. Известно, что первый автомат дает 0,3% брака, второй – 0,2%, третий – 0,4%. Найти вероятность попадания на сборку бракованной детали, если с первого автомата поступило 1000, со второго – 2000 и с третьего – 2500 деталей.

  8. Студент, явившийся на экзамен последним, берет наугад один из оставшихся шести билетов. Вероятности того, что он получит положительную оценку, отвечая на каждый из этих билетов, следующие: 0,5; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9. Какова вероятность того, что студент получит положительную оценку?

  9. Электролампы изготавливаются на 3-х заводах. Первый завод производит 45% общего количества электроламп, второй – 40%, третий – 15%. Продукция первого завода содержит 70% стандартных ламп, второго – 80%, третьего – 81%. В магазин поступает продукция всех трех заводов. Какова вероятность того, что купленная в магазине лампа окажется стандартной?

  10. Для сигнализации о том, что режим автоматической линии отклоняется от нормального, используется индикатор. Он принадлежит с вероятностями 0,2; 0,3 и 0,5 к одному из трех типов, для которых вероятности срабатывания при нарушении нормальной работы линии равны соответственно 1,0; 0,75 и 0,4. От индикатора получен сигнал. К какому типу вероятнее всего принадлежит индикатор?

  11. Для участия в отборочных соревнованиях выделено 5 студентов из первой группы, 4 – из второй, 6 – из третьей группы. Вероятности того, что студент первой, второй и третьей группы попадет в сборную команду, соответственно равны 0,7; 0,9 и 0,7. Выбранный наудачу студент в итоге соревнования попал в сборную. Определить, к какой из групп вероятнее всего принадлежит этот студент.

  12. На склад поступает продукция трех фабрик. Причем продукция первой фабрики составляет 20%, второй – 46%, третьей 34%. Известно также, что средний процент нестандартных изделий для первой фабрики равен 3%, для второй – 2% и для третьей – 1%. Найти вероятность того, что наудачу взятое изделие произведено на первой фабрике, если оно оказалось нестандартным.

  13. Страховая компания разделяет застрахованных клиентов по классам риска: I класс – малый риск, II класс – средний риск, III класс – большой риск. Среди этих клиентов 50% – первого класса риска, 30% – второго, 20% – третьего. Вероятность необходимости выплачивать страховое вознаграждение для первого класса равна 0,01; второго – 0,03; третьего – 0,08. Какова вероятность того, что:

    1. застрахованный клиент получит денежное вознаграждение за период страхования;

    2. застрахованный клиент, получивший денежное вознаграждение, относится к группе малого риска?

  1. В данный район изделия поставляются тремя фирмами в соотношении 5:8:7. Среди продукции первой фирмы стандартные изделия составляют 90%, второй – 85%, третьей – 75%. Найти вероятность того, что:

а) приобретенное изделие окажется нестандартным;

б) приобретенное изделие оказалось стандартным.

Какова вероятность того, что стандартное изделие изготовлено третьей фирмой?


^

1.3. Повторные независимые испытания


Формула Бернулли


  1. Производится 6 выстрелов по цели. Вероятность попадания в цель при каждом выстреле равна 0,4. Найти вероятность того, что произойдет:

а) одно попадание в цель;

б) не менее 4-х попаданий;

в) хотя бы одно попадание.

  1. Вероятность выигрыша по одному билету лотереи равна 1/7. Какова вероятность того, что лицо, имеющее 6 билетов:

а) выиграет по 2-м билетам;

б) не выиграет по двум билетам?

  1. Что вероятнее, выиграть у равносильного противника: одну партию из двух или две из четырех?

  2. Монету подбрасывают 6 раз. Какова вероятность того, что она упадет гербом вверх не больше 3-х раз?

  3. На автобазе имеется 12 автомашин. Вероятность выхода на линию каждой из них равна 0,8. Найти вероятность нормальной работы автобазы в ближайший день, если для этого необходимо иметь на линии не менее 10 автомашин.

  4. Отмечено, что в городе А в среднем 10% заключенных браков в течение года заканчиваются разводом. Какова вероятность того, что из 8 случайно отобранных пар, заключивших брак, в течение года:

а) ни одна пара не разведется;

б) разведутся 2 пары?

  1. В течение гарантийного срока 20% телевизоров требуют ремонта. Найти вероятность того, что в течение гарантийного срока из 6 телевизоров:

а) не более одного потребует ремонта;

б) хотя бы один потребует ремонта.

  1. В семье 10 детей. Считая вероятности рождения мальчика и девочки равными между собой, определить вероятность того, что в данной семье:

а) не менее 3-х мальчиков;

б) не более 3-х мальчиков.

  1. Вероятность попадания в цель при стрельбе из орудия равна 0,6. Производится по одному выстрелу одновременно из 3-х орудий. Цель поражена, если в нее попадут не менее двух орудий. Найти вероятность:

а) поражения цели;

б) промаха одним или двумя орудиями.

  1. Вероятность выбора отличника на факультете равна 1/7; из 28 студентов группы наудачу вызывают троих студентов. Определить вероятность всех возможных значений числа отличников, которые могут оказаться среди вызванных трех студентов.



Формула Пуассона


Если число испытаний n велико, а вероятность p наступления события A в каждом испытании достаточно мала (p<0,1), причем их произведение np=λ незначительно ( λ=np≤10), то вероятность Pn(k) можно приближенно найти по формуле Пуассона

.

Замечание. Значения функции Пуассона находятся по таблице (см. Приложение 1).



  1. На потоке обучаются 1460 студентов. Какова вероятность того, что 1 мая – день рождения 8 студентов вуза?

  2. Вероятность того, что пассажир опоздает на поезд, равна 0,01. Найти вероятность того, что опоздает 8 пассажиров из 500.

  3. АТС в среднем за час получает 300 вызовов. Найти вероятность того, что за данную минуту она получит точно 2 вызова.

  4. Радиоаппаратура состоит из 1000 электроэлементов. Вероятность отказа одного элемента в течение одного года работы равна 0,001 и не зависит от состояния других элементов. Какова вероятность отказа не менее 2-х элементов?

  5. В банк отправлено 4000 пакетов денежных знаков. Вероятность того, что пакет укомплектован неверно, равна 0,0001. Найти вероятность того, что при проверке будет обнаружено:

а) 3 ошибочно укомплектованных пакета;

б) не более 3-х пакетов.

  1. Вероятность допустить ошибку при наборе текста из 1200 знаков, равна 0,004. Найти вероятность того, что при наборе будет допущена хотя бы одна ошибка.


Локальная формула Муавра-Лапласа


Если вероятность p наступления события A в каждом испытании постоянна и отлична от 0 и 1, то вероятность Pn(k)




Замечание. Имеются таблицы для функции φ(x) (см. Приложение 2).


  1. Приняв вероятность рождения мальчика равной 0,515, найти вероятность того, что среди 80 новорожденных 42 мальчика.

  2. Известно, что из каждых 100 студентов вуза 85 костромичи. Какова вероятность того, что из 400 студентов 340 – костромичи?

  3. Вероятность отказа каждого прибора при испытании равна 0,2. Приборы испытываются независимо друг от друга. Что вероятнее: отказ 10 приборов при испытании 80 или отказ 15 при испытании 120?

  4. Бюффон бросил монетку 4040 раз. При этом герб выпал 2048 раз. С какой вероятностью можно было ожидать этот результат?

  5. Средний процент нарушения работы кинескопа телевизора в течение гарантийного срока равен 12. Найти вероятность того, что из 46 наблюдаемых телевизоров более 36 выдержат гарантийный срок.


Интегральная формула Муавра-Лапласа


Если вероятность p наступления события А в каждом испытании постоянна и отлична от 0 и 1, то вероятность того, что число k наступления события А в n независимых испытаниях при достаточно большом числе n приближенно равна




Формула применима при npq≥20.


Замечание. Значения функции Φ(x) берутся из таблицы (см. Приложение 3). Φ(-x) = -Φ(x).


  1. Найти вероятность того, что в партии из 1000 изделий число изделий высшего сорта заключено между 580 и 630, если известно, что доля изделий высшего сорта продукции завода составляет 69%.

  2. Найти вероятность того, что число мальчиков среди 1200 новорожденных содержится в промежутке от 550 до 650 включительно. Вероятность рождения мальчика p=0,515.

  3. Игральную кость бросают 800 раз. Какова вероятность того, что число очков, кратное 3, выпадет не меньше 260 и не больше 274 раз?

  4. При штамповке металлических клемм получается в среднем 90% годных. Найти вероятность того, что среди 900 клемм будет от 790 до 820 (включительно) годных.

  5. С вероятностью 0,8 орудие при выстреле поражает цель. Произведено 1600 выстрелов. Какова вероятность того, что при этом произошло не менее 1200, но не более 1300 попаданий?



^




Контрольная работа по теме «Случайные события»



Вариант I

  1. В организации работают 12 мужчин и 8 женщин. Для них выделено 3 премии. Определить вероятность того, что премию получат:

а) двое мужчин и одна женщина;

б) только женщины;

в) хотя бы один мужчина.

  1. Три студента сдают экзамен. Вероятность того, что отдельный студент сдаст экзамен на «отлично» равна для первого студента 0,7; для второго – 0,6; для третьего – 0,2. Какова вероятность того, что экзамен будет сдан на «отлично»:

а) только одним студентом;

б) двумя студентами;

в) хотя бы одним студентом;

г) ни одним студентом?

  1. Перед посевом 95% семян обрабатывается специальным раствором. Всхожесть семян после обработки составляет 99%, необработанных – 85%. Случайно выбранное семя проросло. Какова вероятность того, что оно обработанное?

  2. Вероятность выигрыша по облигациям займа равна 0,25. Найти вероятность того, что из 5-ти взятых облигаций выиграют более 3-х облигаций.



Вариант II

  1. В коробке из 25 изделий 15 повышенного качества. Наудачу извлекается 3 изделия. Определить вероятность того, что:

а) одно из них повышенного качества;

б) все три повышенного качества;

в) хотя бы одно изделие повышенного качества.

  1. Вероятность того, что студент сдаст первый экзамен, равна 0,9; второй – 0,8; третий – 0,7. Найти вероятность того, что студентом будут сданы:

а) только один экзамен;

б) только второй экзамен;

в) три экзамена;

г) по крайней мере два экзамена;

д) хотя бы один экзамен.

  1. В группе 70% юношей, остальные – девушки. 20% юношей и 40% девушек имеют сотовые телефоны. После занятий в аудитории был найден кем-то забытый телефон. Какова вероятность того, что он принадлежал:

а) юноше;

б) девушке?


  1. Вероятность изготовления стандартной детали равна 0,9. Какова вероятность того, что среди 10 деталей окажется не более одной нестандартной?

Вариант III

  1. Из 40 деталей в ящике 5 бракованных деталей. Какова вероятность того, что взятые одновременно две детали окажутся:

а) небракованные;

б) одна – бракованная, другая – небракованная.

  1. На предприятии имеются три автомобиля. Вероятность безотказной работы первого из них равна 0,9; второго – 0,7; третьего – 0,8. Найти вероятность того, что в течение определенного времени безотказно работают:

а) только 1 автомобиль;

б) хотя бы 2 автомобиля;

в) три автомобиля.

  1. Два предприятия выпускают однотипные изделия. Второе предприятие выпускает 55% изделий обоих предприятий. Вероятность выпуска нестандартного изделия первым предприятием равна 0,1; вторым – 0,15.

а) Какова вероятность того, что взятое наудачу изделие окажется нестандартным?

б) Взятое наудачу изделие оказалось нестандартным. Какова вероятность того, что оно выпущено на втором предприятии?

  1. Определить вероятность того, что в семье, имеющей 5 детей, будет не больше 3-х девочек. Вероятности рождения мальчика и девочки предполагаются одинаковыми.


Вариант IV

  1. В группе 25 студентов, из них 10 – юношей и 15 – девушек. Какова вероятность того, что из выбранных наудачу трех студентов окажутся:

а) три девушки;

б) две девушки;

в) хотя бы одна девушка?

  1. Вероятность получить высокие дивиденды по акциям на первом предприятии равна 0,2; на втором – 0,35; на третьем – 0,15. Определить вероятность того, что акционер, имеющий акции всех предприятий, получит высокие дивиденды:

а) на всех предприятиях;

б) только на одном предприятии;

в) хотя бы на одном предприятии.

  1. Первая бригада производит 75% всей продукции, изготовленной обеими бригадами. Вероятность того, что производимая продукция первой бригады окажется стандартной, равна 70%, для второй бригады – 80%.

а) Какова вероятность того, что взятая наудачу единица продукции окажется стандартной?

б) Какова вероятность того, что стандартная единица продукции произведена второй бригадой?

  1. Производится 5 выстрелов по цели. Вероятность попадания в цель при каждом выстреле равна 0,4. Найти вероятность того, что произойдет не менее 4-х попаданий.


  1   2   3   4   5



Похожие:

Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconСборник задач по курсу основы программирования часть 1 Учебно-методическое пособие для студентов
Бабенко Т. А., Бельченко В. Е., Козырева Г. Ф. Сборник задач по курсу "Основы программирования": Учебно-методическое пособие для...
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией механико-математического факультета для студентов высших
Г 71 Горяченко В. Д., Пригоровский А. Л., Сандалов В. М. Задачи по теории колебаний, устойчивости движения и качественной теории...
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям
Кинетика и термодинамика ферментативных реакций: Сборник задач к практическим занятиям /[Текст] / сост. Н. М. Титова. – Красноярск:...
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconУчебно-методическое пособие г. Москва 2010
Юдин В. П., Ялина А. В., Иллиев С. П., Петрова Л. А. Профсоюзная статистика. Учебно-методическое пособие. Москва, ООО «Возрождение»,...
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconСлучайные процессы учебно-методическое пособие Москва 2006 удк 519. 7
Случайные процессы: Учебно-методическое пособие / Сост. А. А. Натан, О. Г. Горбачев, С. А. Гуз, Е. В. Бурнаев, А. В. Гасников. –...
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «делопроизводство в кадровой службе» Для студентов
Вражнова М. Н. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Делопроизводство в кадровой службе». – М.: Мади (гту), 2009. – 35 с
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Информатика»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «информатика», а также может использоваться...
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconЦикл II. Элементы теории вероятностей и математической статистики. Занятие Тема: Элементы теории вероятностей. Случайное событие. Случайные величины. Теоретические вопросы
Случайная величина. Непрерывные и дискретные случайные величины, привести примеры
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconМетодическое пособие для студентов непсихологических факультетов Уфа 2010 Цели и задачи практики по психологии
Данное методическое пособие состоит из трех разделов
Сборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А. iconМетодическое пособие для проведения занятия профсоюзного кружка
Материалы взяты из Интернета: «Методическое пособие» подготовлено главным специалистом по правовой работе гк профсоюза Горинович...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты