Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата15.04.2014
Размер217.51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета экономики и управления

_______________ И.А. Ромахина

«____»___________2011 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




Управление персоналом


(СД.Ф.06.)


1. Цели и задачи дисциплины:

    1. Цели дисциплины:

  • на основе теоретических положений менеджмента и обобщения практического опыта раскрыть содержание, организационные формы проведения работы в области управления персоналом предприятия в современных условиях.

Задачи:

  • изучение современных подходов к работе с персоналом предприятия;

  • рассмотреть роль и функции службы управления персоналом;

  • исследовать способы реализации кадровой политики предприятия.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Знать:

  • касающихся сущности кадровой работы на предприятии;

  • трудового поведения работников и коллектива в целом, трудовых отношений и управления ими с целью обеспечения баланса интересов с позиции как экономической, так и социальной эффективности;

  • формирования и организации деятельности службы управления персоналом предприятия

Уметь:

  • осуществлять подбор кадров, их расстановку и организационное взаимодействие для реализации стратегии развития предприятия как производственно-хозяйственной системы, функционирующей в условиях рыночных отношений;

  • обеспечивать нововведения, повышать гибкость предприятия, его способность противостоять дестабилизирующему воздействию факторов внешней и внутренней среды;

  • создавать условия для эффективной работы коллектива предприятия, повышения деловой самоотдачи работников

Приобретение навыков:

  • профессиональной аргументации при анализе социально-психологических процессов в организации;

  • самостоятельного логического мышления об основных формах использования человеческого потенциала в процессе эффективного управления.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


3.1. Для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

9

Общая трудоемкость дисциплины

220

110

110

Аудиторные занятия

128

64

64

Лекции

64

32

32

Практические занятия (ПЗ)

64

32

32

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

92

46

46

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет

Экзамен




    1. ^ Для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов1

Всего часов2

Семестры

41

42

Общая трудоемкость дисциплины

220

220

220

220

Аудиторные занятия

24

24

24

24

Лекции

16

16

16

16

Практические занятия (ПЗ)

8

8

8

8

Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













И (или) другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа

196

196

196

196

Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













И (или) другие виды самостоятельной работы













Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен
^

1 – для студентов, обучающихся 3,5 г.


2 - для студентов, обучающихся 5,3 г.


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план).


^ 4.1.1. Для студентов очной формы обучения

п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Методология организации системы управления персоналом

6

6




2.

Организация и источники найма персонала

6

6




3.

Контрактная система найма персонала

6

6




4.

Подбор и прием персонала

6

6




5.

Управление адаптацией персонала

6

6




6.

Продвижение сотрудников

6

6




7.

Стимулирование развития сотрудников организации

6

6




8.

Конфликты в производственном коллективе

6

6




9.

Деловая оценка персонала

6

6




10.

Психофизиология и безопасность труда

4

4




11.

Оценка эффективности управления

6

6







Итого

64

64





^ 4.1.2. Для студентов заочной формы обучения

п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Методология организации системы управления персоналом

2

1




2.

Организация и источники найма персонала

2

1




3.

Подбор и прием персонала

2

1




4.

Управление адаптацией персонала

2

1




5.

Продвижение сотрудников

2

1




6.

Конфликты в производственном коллективе

2

1




7.

Деловая оценка персонала

2

1




8.

Оценка эффективности управления

2

1







Итого

16

8




^ 4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Для студентов очной формы обучения

Тема №1. Методология организации системы управления персоналом.

Система управления персоналом. Организационная структура управления персоналом. Цели и функции системы управления персоналом.
^

Тема №2. Организация и источники найма персонала.

Источники и проблемы найма персонала. Сравнение различных способов найма персонала. Реклама как способ поиска кандидатов. Агентства занятости как источник кандидатов.


^ Тема №3. Контрактная система найма персонала.

Содержание контракта. Контракт с руководителем. Контракт со специалистом. Коллективный контракт. Порядок найма и увольнения работников на контрактной основе.
^

Тема №4. Подбор и прием персонала.

Сущность отбора персонала. Требования к кандидатам на замещение вакантной должности. Организация отбора претендентов на вакантную должность. Этапы найма. Анкетирование претендентов. Тесты по найму. Профотбор.


^ Тема №5. Управление адаптацией персонала.

Понятие, формы и виды адаптацией. Оценка результатов адаптации. Управление адаптацией работников.

Тема №6. Продвижение сотрудников.

Планирование карьеры. Работа с кадровым резервом. Методы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала. Активные методы обучения. Оценка качества переподготовки.

^ Тема №7. Стимулирование развития сотрудников организации.

Трудовые перемещения. Материальное и моральное стимулирование труда работников.

Тема №8. Конфликты в производственном коллективе.

Типология видов, условий и этапов развития конфликтов. Последствия конфликта. Ситуации наказания и увольнения. Обеспечение социальной защиты персонала. Обеспечение оптимальных условий труда, режима труда и отдыха, охраны труда.

^ Тема №9. Деловая оценка персонала.

Понятие и задачи деловой оценки персонала. Вопросы разработки методики оценки. Оценка работников по результатам труда. Аттестация кадров и ее процедура.

^ Тема №10. Психофизиология и безопасность труда.

Понятие работоспособности. Факторы, повышающие подверженность опасности, несчастным случаям и травмам на производстве. Факторы, временно повышающие подверженность опасности.

Тема №11. Оценка эффективности управления.

Издержки на рабочую силу и их характеристика. Конечный результат и эффективность деятельности службы управления персоналом. Учет персонала.


^ 4.2.2. Для студентов заочной формы обучения


Тема №1. Методология организации системы управления персоналом.

Система управления персоналом. Организационная структура управления персоналом. Цели и функции системы управления персоналом.
^

Тема №2. Организация и источники найма персонала.

Источники и проблемы найма персонала. Сравнение различных способов найма персонала. Реклама как способ поиска кандидатов. Агентства занятости как источник кандидатов.

^

Тема №3. Подбор и прием персонала.

Сущность отбора персонала. Требования к кандидатам на замещение вакантной должности. Организация отбора претендентов на вакантную должность. Этапы найма. Анкетирование претендентов. Тесты по найму. Профотбор.



^ Тема №4. Управление адаптацией персонала.

Понятие, формы и виды адаптацией. Оценка результатов адаптации. Управление адаптацией работников.


^ Тема №5. Продвижение сотрудников.

Планирование карьеры. Работа с кадровым резервом. Методы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала. Активные методы обучения. Оценка качества переподготовки.


^ Тема №6. Конфликты в производственном коллективе.

Типология видов, условий и этапов развития конфликтов. Последствия конфликта. Ситуации наказания и увольнения. Обеспечение социальной защиты персонала. Обеспечение оптимальных условий труда, режима труда и отдыха, охраны труда.


^ Тема №7. Деловая оценка персонала.

Понятие и задачи деловой оценки персонала. Вопросы разработки методики оценки. Оценка работников по результатам труда. Аттестация кадров и ее процедура.


Тема №8. Оценка эффективности управления.

Издержки на рабочую силу и их характеристика. Конечный результат и эффективность деятельности службы управления персоналом. Учет персонала.


5. Лабораторный практикум не предусмотрен
^

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература:



а). Основная:

1. Федорова, Н. В. Управление персоналом организации: учебное пособие для вузов / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова -4-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2011.-511с.


б). Дополнительная:

2. Лукичева, Л. И. Управление персоналом: курс лекций : практические задания : учебное пособие для вузов/Л. И. Лукичева.- М.:Омега-Л,2007.-263 с.

3. Блинов, А. О. Управление персоналом: учебник для вузов/А. О. Блинов, Х. И. Кайтаева.-М.:Элит,2007.-390 с.

4. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебное пособие для среднего профессионального образования/Т. Ю. Базаров.-М.:Академия,2008.-218 с.


^ 6.2. Средства обеспечения дисциплины.

    • таблицы;

    • логические схемы;

    • тестовые задания;

    • деловые игры.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1. Методические рекомендации преподавателю


Данная учебная программа освещает основы теории и практики управления персоналом организации с широким привлечением отечественного и зарубежного опыта. По каждой теме предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных хозяйственных ситуаций на предприятиях, деловые игры.

Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на экономические выводы, которые следуют из формальных моделей поведения персонала.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям семинарских занятий.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов экономических журналов, газет, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать. Учитывая специфику направления «Менеджмент», желательно использовать на занятиях материалы публикаций в периодической печати, издания и материалы, публикуемые на сайтах Госкомстата, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и других ведомств для обсуждения наиболее важных проблем политики в области управления персоналом, особенностей проявления общих закономерностей экономического развития в российской экономике.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем во вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем управления персоналом, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).


^ 8.2. Методические указания для студентов


В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Управление персоналом» изучается студентами очниками в 8 и 9 семестрах, заочниками в 4 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Предмет «Управление персоналом» как наука использует свою терминологию, категориальный, графический и экономико-математический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями по современным проблемам управления персоналом в организациях. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции в основном нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие по дисциплине «Управление персоналом» – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов в области политики управления персоналом, и уметь их применить для аргументированной и доказательной оценки различных процессов, происходящих в современном мире. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области экономики предприятия, давать оценку экономическим явлениям, происходящим в стране и мире.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным, так и качественным приемам, используемым при решении различных задач по найму, отбору, подбору, адаптации персонала в организациях.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией об экономических событиях в России.

Основными формами итогового контроля и оценки знаний студентов по экономической теории является экзамен (9 семестр для очников, 4 семестр для заочников). На экзамене студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки пользования инструментариев, используемых в управлении персоналом. Поэтому на итоговом контроле помимо теоретических вопросов студенту предлагается выполнить практическое задание.

Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.


^ 8.2.1. Перечень примерных вопросов для самостоятельной работы

  1. Порядок найма и увольнения работника на контрактной основе.

  2. Этапы деловой оценки.

  3. Элементы обеспечения СУП при подборе персонала.

  4. Понятие деловой карьеры персонала

  5. Этапы найма.

  6. Виды деловой карьеры персонала

  7. Беседа по найму.

  8. Стадии деловой карьеры персонала.

  9. Качества работника, производящего отбор персонала

  10. Активные методы обучения персонала.

  11. Стимулирование развития работников организации

  12. Аттестация.

  13. Методы отбора персонала

  14. Материальное стимулирование труда работника. Составляющие заработной платы

  15. Виды конфликтов в трудовом коллективе.

  16. Этапы отбора персонала в организацию.

  17. Условия и этапы развития конфликтов в трудовом коллективе.

  18. Деловая оценка персонала.

  19. Методы урегулирования конфликтов в трудовом коллективе.

  20. Виды и методы деловой оценки персонала.

  21. Внешний набор персонала

  22. Деловая карьера персонала.

  23. Адаптация персонала

  24. Стадии деловой карьеры персонала.


^ 8.2.2. Примерная тематика рефератов

  1. Внешний набор персонала.

  2. Каналы вербовки персонала

  3. Методы отбора персонала

  4. Этапы отбора персонала в организацию

  5. Адаптация персонала

  6. Деловая оценка персонала

  7. Виды и методы деловой оценки персонала

  8. Этапы деловой оценки персонала

  9. Деловая карьера персонала

  10. Стадии деловой карьеры персонала

  11. Конфликты в трудовом коллективе


^ 8.2.3. Перечень примерных вопросов к зачету и экзамену



  1. Сущность классических теорий управления

  2. Сущность теории человеческих отношений

  3. Этапы развития управления персоналом в организациях развитых стран мира

  4. Философия управления персоналом

  5. Сущность английской, американской, японской и российской философии управления персоналом

  6. Факторы, оказывающие воздействие на людей в процессе трудовой деятельности

  7. Методы управления персоналом

  8. Сущность административных методов управления персоналом

  9. Сущность экономических методов управления персоналом

  10. Сущность социально - психологических методов управления персоналом

  11. Сущность кадрового планирования

  12. Цели и задачи кадрового планирования организации

  13. Внешний и внутренний набор персонала.

  14. Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала

  15. Сущность набора кадров

  16. Сущность найма на работу

  17. Каналы вербовки

  18. Система управления персоналом. Задачи.

  19. Методы отбора персонала.

  20. Достоверность различных методов отбора персонала.

  21. Система управления персоналом.

  22. Организационные структуры управления персоналом

  23. Этапы набора персонала в организацию.

  24. Реклама при отборе и найме персонала

  25. Система управления персоналом.

  26. Сущность беседы по найму

  27. Виды собеседования по найму

  28. Сущность адаптации персонала.

  29. Виды адаптации.

  30. Сущность профессиональной адаптации

  31. Сущность психофизической адаптации

  32. Сущность социально-психологической адаптации

  33. Сущность организационной адаптации

  34. Система управления персоналом. Принципы при формировании.

  35. Понятие деловой оценки персонала.

  36. Сущность контрактной системы найма.

  37. Цели деловой оценки.

  38. Структура контракта

  39. Виды и методы деловой оценки персонала.

  40. Цели деловой ориентации персонала

  41. Порядок найма и увольнения работника на контрактной основе

  42. Этапы деловой оценки.

  43. Элементы обеспечения СУП при подборе персонала.

  44. Понятие деловой карьеры персонала

  45. Стимулирование развития работников организации

  46. Материальное стимулирование труда работника.

  47. Заработная плата и ее составляющие

  48. Этапы найма.

  49. Виды деловой карьеры персонала

  50. Планирование и контроль деловой карьеры

  51. Факторы влияющие на успех деловой карьеры

  52. Сущность служебно-профессионального продвижения персонала

  53. Что такое мотивация труда

  54. Сущность содержательных теорий мотивации

  55. Сущность процессуальных теорий мотивации

  56. Сущность и виды стимулирования труда

  57. Сущность принципов подбора и расстановки кадров

  58. Стадии деловой карьеры персонала.

  59. Факторы, влияющие на адаптацию персонала

  60. Активные методы обучения персонала.

  61. Каналы вербовки.

  62. Аттестация.

  63. Методы отбора персонала. Достоверность различных методов.

  64. Материальное стимулирование труда работника.

  65. Реклама при отборе и найме персонала.

  66. Виды конфликтов в трудовом коллективе.

  67. Управление конфликтами в трудовом коллективе

  68. Сущность обучения персонала

  69. Условия и этапы развития конфликтов в трудовом коллективе.

  70. Деловая оценка персонала.

  71. Методы урегулирования конфликтов в трудовом коллективе.

  72. Виды и методы деловой оценки персонала.

  73. Внешний набор персонала

  74. Деловая карьера персонала

  75. Адаптация персонала.

  76. Понятие и управление конфликтами


Программа дисциплины «Управление персоналом» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».


Программу составили:

Д.ф.-м.н., профессор кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ

Филонов Николай Григорьевич__________________


Ассистент кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ

Котова Ольга Владимировна________________


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента,

протокол № 1 от «29» августа 2011 г.


Зав. кафедрой

докт. физ. – мат. наук, профессор ___________________ Н.Г. Филонов

(подпись)


Программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методического совета


Председатель метод. комиссии

к.и.н., доцент ______________________ А.Т. Кашенов

(подпись)


Согласовано:


декан ФЭУ ТГПУ ____________________ И.А. Ромахина

(подпись)





Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты