Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 icon

Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3




НазваниеМетодическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3
Дата17.04.2014
Размер153.79 Kb.
ТипМетодическое пособие







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)




Е.Б. Грибанова




Объектно-ориентированные языки и системы программирования


Учебное методическое пособие по лабораторным работам




2010


СОДЕРЖАНИЕ


^ 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 3

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6

3.1 Основная литература 6

3.2 Дополнительная литература 6

3.3 Internet-ресурсы 6

3.4 УМП и программное обеспечение 7

4 Темы лабораторных работ 8

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 9
^

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Дисциплина «Объектно-ориентированные языки и системы программирования» читается в 9-10 семестрах и предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение курсового проекта и получение различного рода консультаций.

Целью дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний и практических навыков в области объектно-ориентированного программирования.

Основной задачей изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков объектно-ориентированного программирования с использованием языка высокого уровня Java.

В результате изучения курса студенты должны усвоить следующие понятия и определения: объектно-ориентированная парадигма, класс, объект, доступ, поля и методы, проектирование объектно-ориентированных программ, объектно-ориентированные языки, архитектура, а также свободно владеть технологией объектно-ориентированного программирования. Важным навыками должны стать умение программировать, используя объектно-ориентированный подход на языке Java, а также умение описывать и читать архитектуру классов и объектов на языке UML.

Дисциплина «Объектно-ориентированные языки и системы программирования» (ООЯСП) относится к числу дисциплин профессионального цикла. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания операционных систем, сетей ЭВМ и телекоммуникаций, предусмотренном специальностью «Прикладная математика и информатика», а также навыки программирования на языках высокого уровня.
^

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Системы объектно-ориентированного программирования. Технология Java

Обзор систем объектно-ориентированного программирования. История развития Java. Основные понятия Java.


Тема 2. Интегрированная среда разработки Eclipse

Работа со средой Eclipse. Навигация ресурсов. Инструмент разработки Java Development Kit (JDK).


Тема 3. Объектно-ориентированное программирование на Java

Понятие объекта. Понятие класса, отношения между классами. Понятие наследования. Понятие интерфейса. Понятие пакета.


Тема 4. Типы данных, переменные, операторы языка Java

Идентификаторы, типы данных, литералы. Приведение типов. Объявление и инициализация переменных. Массивы примитивных типов. Операторы Java.


^ Тема 5. Создание и использование объектов языка Java. Классы и объекты String. Классы и объекты Java API

Объявление, создание экземпляров, инициализация, хранение объектов в оперативной памяти. Использование класса String. Спецификация классов Java API.


^ Тема 6. Операторы управления ходом программы на языке Java.

Операторы цикл. Операторы условия. Оператор выбора.


Тема 7. Разработка методов, инкапсуляция и конструкторы, массивы объектов

Разработка методов в классах Java. Инкапсуляция и конструкторы. Массивы и объекты.


Тема 8. Наследование, интерфейсы и полиморфизм

Наследование. Интерфейсы и абстрактные классы. Полиморфизм. Коллекции и генерики в Java.


Тема 9. Язык объектно-ориентированного моделирования UML

Основные элементы языка UML. Виды диаграмм: диаграммы классов, объектов, последовательности, состояний, вариантов использования.


Тема 10. Механизм исключений и операции ввода/вывода

Механизм исключений. Файловый ввод/вывод. Сетевое взаимодействие.


Тема 11. Графический интерфейс пользователя на основе библиотеки Swing

Разработка графического интерфейса с применением компонента Visual Editor среды Eclipse.


Тема 12. Шаблоны проектирования

Виды шаблонов проектирования. Разработка программ с использованием шаблонов проектирования.


Тема 13. Web-программирование. Java - апплеты

Апплеты на Java.
^

3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




3.1 Основная литература





  1. Павловская Т.А. C/C++. Программирование на языке высокого уровня : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2009. - 464 с. (4 экз.)

  2. Лаптев В.В. С++. Объектно-ориентированное программирование : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2008. – 457 с. (3 экз.)



^

3.2 Дополнительная литература





  1. Кьоу Д. Объектно-ориентированное программирование. - СПб.: Питер, 2005. – 237 с. (20 экз.)

  2. Хорев П.Б. Технологии объектно-ориентированного программирования. – М.: Академия, 2004. – 446 с. (30 экз.)

  3. Леоненков А.В. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с использованием UML и IBM Rational Rose. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 318 c. (20 экз.)

  4. Ноутон П., Шилдт Г. Java 2 в подлиннике. – СПб: BHV – Петербург, 2006. – 1072 с. (1 экз.)

  5. Бойченко И.В. Основы технологии Java. – Томск : ТУСУР, 2009. – 236 с.

  6. Бойченко И.В., Мардяшов А.В. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Технология Java». – Томск : ТУСУР, 2008. – 73 с.

  7. Хабибуллин И. Создание распределенных приложений Java 2. – СПб: БХВ – Петербург, 2002. – 704 с. (1 экз.)

  8. Вязовик Н.А. Программирование на Java http://www.intiut.ru/department/pl/javapl.

  9. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. – М: Издательский дом «Вильямс», 2008. – 720 с. (1 экз.)

  10. Приемы ООП. Паттерны проектирования / Э.Гамма и др. - СПб.: Питер, 2001 г. – 656 с.



3.3 Internet-ресурсы


    1. http://onlinelibrary.wiley.com - научные журналы издательства Wiley&Sons

    2. http://www.sciencedirect.com/ - научные журналы издательства Elsevier

    3. www.intuit.ru - национальный открытый университет

    4. el.asu.tusu.ru – электронные курс по дисциплине Основы технологии Java 2.



^

3.4 УМП и программное обеспечение


1. Грибанова Е.Б. Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине «Объектно-ориентированные языки и системы программирования». – Томск : ТУСУР, 2010. – 7 с.

  1. Среда разработки Eclipse, виртуальная машина Java.



^

4 Темы лабораторных работ


    1. Компиляция и запуск Java-приложений из командной строки.

    2. Создание и отладка проекта в среде Ecipse. Элементы объектно-ориентированного программирования Java.

    3. Объявление, инициализация и использование переменных.

    4. Создание и использование объектов.

    5. Операторы управления ходом программ.

  1. Разработка методов в классах Java, использование инкапсуляции и конструкторов.

  2. Создание и использование массивов.

  3. Наследование, переопределение методов, полиморфизм. Интерфейсы и абстрактные классы.

  4. Механизм исключений и операции ввода/вывода.

  5. Разработка графического интерфейса в среде Eclipse.

  6. Разработка программ с использованием шаблонов проектирования.

  7. Написание Java-апплетов.



^

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


5.1 Порядок выполнения лабораторных работ


Выполнение лабораторных работ осуществляется на языке Java и состоит из двух частей: защита лабораторной работы и сдача отчета по лабораторной работе. В ходе выполнения лабораторной работы студент должен применить полученные теоретические знания для решения поставленных задач. В процессе защиты лабораторной работы студенту задаются вопросы, касаемые теоретической части и реализации программы.

Требования, предъявляемые к отчету по лабораторной работе, можно объединить в группы:

  1. к содержанию;

  2. к оформлению.




^ 5.2 Требования, предъявляемые к оформлению

текста


Оформление текста лабораторной работы должно отвечать требованием ОС ТУСУР. Текст написан на компьютере через полтора межстрочных интервала. Размер шрифта – 12  14 пт.

Текст работы следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей:

  • левое – 25 мм.;

  • правое – 15 мм.;

  • верхнее – 20 мм.;

  • нижнее – 20 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти ударам клавиатуры персонального компьютера или 1 см.

Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей работы («Содержание», «Введение», «Основная часть», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение») следует выполнять с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно одному межстрочному интервалу. Каждую структурную часть (главу) работы следует начинать с нового листа.

При написании курсового проекта следует обращать внимание на стиль, последовательность, логичность, сжатость и грамотность изложения, правильность оформления таблиц, графиков, списка литературы. Табличный и графический материал, приводимый для иллюстрации отдельных положений, следует снабжать ясными заголовками и нумеровать. При оформлении таблиц:

  • название таблицы (заголовок) должно соответствовать ее содержанию и отвечать на три вопроса одновременно: что, где, когда;

  • наименование «Таблица» располагается перед заголовком в левой части страницы, знак «№» не ставится, например: Таблица 2.1, если таблица имеет название, то его помещают через пробел и тире с заглавной буквы, точка в конце наименования не ставится;

  • единица измерения, если она едина для всех показателей, указывается после заголовка таблицы через запятую, например «млн. руб.», «%»; при разной размерности единицы измерения показателей таблицы указываются в заголовках соответствующих граф таблицы через запятую.

Все таблицы должны быть удобно обозреваемыми, органически связанными с текстом, полностью соответствовать требованиям статистики и, как правило, не занимать более одной страницы.

Большие таблицы, содержащие более десяти строк или восьми колонок – граф, следует выносить в приложения. Перенос на другую страницу небольших и средних таблиц не рекомендуется.

При ссылке в тексте на использованные источники следует приводить порядковые номера по списку использованных источников, заключенные в квадратные скобки, например: «... как указано в монографии [10]», «... в работах [11,12,15–17]».

Библиографическое описание литературных источников производится в соответствии с ГОСТ и располагается в следующей последовательности:

  • фамилия и инициалы автора (после фамилии);

  • точное название работы (по титульному листу);

  • место издания (приводится полностью в именительном падеже, за исключением названий городов Москва – М., Санкт-Петербург – СПб.);

  • название издательства (или издающей организации);

  • год издания (только цифра без буквы «г»);

  • страницы.

При описании журнальных и газетных статей место издания и название издательства не указываются. В многотомных изданиях номер тома (или части) ставится после года издания, например: «…1994. – Т.2.  …»; «…1994. – 4.1.  …»; «…1994. – Вып.3…». Список действительно использованной литературы приводится в конце работы.

Нумерация работы, начиная с титульного листа, сплошная, и выполняется арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы (без точек и черточек). При этом титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Объем курсового проекта не должен превышать 20 страниц текста формата А4. Состав работы включает:

  • титульный лист;

  • задание на работу;

  • оглавление (или содержание);

  • текст работы, подразделяющийся на главы и параграфы;

  • заключение (выводы и предположения);

  • приложения и библиография.

Титульный лист имеет единую форму и реквизиты.

Оглавление (или содержание). В нем последовательно указывается наименование частей работы (введение, название глав и входящих в них параграфов, заключение, приложения, список использованной литературы). Против каждого наименования в правой стороне листа указывается номер страницы, с которой начинается данная часть работы. Перед названием главы и параграфов пишутся их номера арабскими цифрами. Причем знак параграфа не ставится, вместо него указывается через точку номер главы и параграфа, в первой главе – 1.1; 1.2; во второй – 2.1; 2.2 и т.д. В тексте работы название глав и параграфов следует выделять соответствующими интервалами, исполнять заглавия разделов более крупными буквами. Каждый раздел работы, кроме параграфов, следует начинать с новой страницы.

  • Введение. Формируются цель и основные задачи (цель работы всегда одна, а задач столько, сколько требуется для достижения этой цели), даются пояснения к избранному плану и содержанию работы; чем обусловлена принятая структура, какие методы обработки использованы и так далее.

  • ^ Основная часть. Посвящается описанию выполненной работы. Приводится описание используемых классов, алгоритмов. При необходимости этот раздел может быть разбит на главы и параграфы.

  • Заключение – это резюме всей работы.


Приложение

Пример отчета по лабораторной работе


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)


Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)


Отчет по лабораторной работе по дисциплине

«Объектно-ориентированные языки и системы программирования»


Выполнил:

«_____» _____________ 2011 г.


Проверил:

преподаватель кафедры АСУ

_____________

«_____» _____________ 2011 г.


Томск 2011


Лабораторная работа №1 элементы объектно-ориентированного программирования в Java


Цель: Изучить базовые элементы ООП в Java


Описание программы


Интерфейс – человек(описывает предполагаемое поведение класса не упоминая конкретных действий)


public interface person {

void setName(String Name);

void printData();

void setAge(int Age);

}


Класс рабочий(суперкласс) реализует интерфейс person


public class worker implements person{

String name; имя

int experience; //стаж

double number;//номер трудовой книжки

int age; возраст

конструктор с параметрами


worker(String Name, int Experience, double Number,int Age){

name=Name;

experience=Experience;

number=Number;

age=Age;

//System.out.println("Creating worker name: "+name+" experience: "+experience+" number: "+number);

}


Метод - Задать имя


public void setName(String Name){

name=Name;

}

Метод – задать возраст


public void setAge(int Age){

age=Age;

}

Вывод информации


public void printData(){

System.out.println("worker's name: "+name+" experience: "+experience+" number: "+number +" age: "+age);

}

}


Класс – врач, является потомком класса рабочий


public class doctor extends worker{

String specialty; //специализация

String hospital; больница

double office; //номер кабинета

конструктор с параметрами


doctor(String Name, int Experience, double Number,int Age,String Specialty,double Office, String Hospital ) {

super(Name,Experience,Number,Age);

specialty=Specialty;

office=Office;

hospital=Hospital;

}

Метод изменения кабинета


void changeOffice(double newOffice){

office=newOffice;

}

Метод вывода информации о враче

public void printData(){

System.out.println("Doctor's name: "+name);

System.out.println("Doctpr's specialty: "+specialty);

System.out.println("Doctor's hospital: "+hospital);

System.out.println("Doctor's office "+office);

}

}

Класс – студент


public class student implements person{

String group; номер группы

String name; ФИО

double number; //номер зачетной книжки

int age; возраст

//конструкторы

student(){

name="";

group="";

number=0;

System.out.println("Creating student");

}

student(String Name){

group="";

number=0;

name=Name;

System.out.println("Creating student name: "+name);

}


student(String Name, String Group, double Number,int Age){

name=Name;

group=Group;

number=Number;

age=Age;

System.out.println("Creating student name: "+name+" group: "+group+" number: "+number);

}

//методы


Задать имя


public void setName(String Name){

name=Name;

}

Задать группу


void setGroup(String Group){

group=Group;

}

Задать номер зачетной книжки


void setNumber(double Number){

number=Number;

}

Задать возраст


public void setAge(int Age){

age=Age;

}

Вывод информации


public void printData(){

System.out.println("Student's name: "+name);

System.out.println("Student's group: "+group);

System.out.println("Student's number: "+number);

System.out.println("Student's age: "+age);

}


}


Класс – школьник


public class schoolkid implements person{

String name; ФИО

int clas; класс

int school; номер школы

int age; возраст

конструктор с параметрами


schoolkid(String Name, int Clas, int School,int Age){

name=Name;

clas=Clas;

school=School;

age=Age;

}

Метод – перевести в следующий класс

void upClas(){

if (clas<=10)

clas+=1;

}

Метод – изменить школу

void changeSchool(int newSchool){

school=newSchool;

}

Метод – задать имя


public void setName(String Name){

name=Name;

}

Метод – задать возраст


public void setAge(int Age){

age=Age;

}

public void printData(){

System.out.println("schoolkid's name: "+name+" clas: "+clas+" school: "+school+" age: "+age);

}


}


public class mainCl {


/**

* @param args

*/

public static void main(String[] args) {

// TODO Auto-generated method stub

student s1=new student("Петров Петр","10A",567843,20);

s1.printData();

doctor d=new doctor("Селиванов Семен Аркадьевич", 10, 456787,30, "therapist",120, "central hospital");

d.setAge(35);

d.printData();

schoolkid k=new schoolkid("Баранов Кирилл",7,77,13);

k.printData();

}


}


Результат работы программы




Заключение

В ходе выполнения лабораторной работы были изучены основные элементы объектно-ориентированного программирования в Java. Были реализованы классы в Java и методы.



Похожие:

Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 iconМетодическое пособие для студентов непсихологических факультетов Уфа 2010 Цели и задачи практики по психологии
Данное методическое пособие состоит из трех разделов
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 iconСборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А.
Учебно-методическое пособие предназначено студентам вузов для аудиторной и самостоятельной работы, а также для подготовки к контрольным...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 iconЦели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Аннотация дисциплины «Методико-технологические основы физического воспитания детей и молодежи школьного возраста» для специальности...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 icon1. цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе
Цель преподавания дисциплины получение студентами специальности 230101 знаний о структуре, составе и функционировании системного...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 iconЦели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
В этом контексте проанализировать общее и особенное российской кооперативной теории и кооперативного движения, что позволит определить...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 icon1. Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе 1
Целью дисциплины «орэ и связи» является изучение методов и основ схемотехнического построения информационных устройств формирования,...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины «Экономико-статистические методы научного исследования»
Ктическое овладение приемами экономико-статистического анализа социально-экономических явлений и процессов на микро и макроуровне,...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 iconПримерная рабочая программа по курсу «методы оптимизации» Факультет экономический Профилирующая кафедра каф. Эмис 2010 Цели и задачи изучения дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель дисциплины – изучение основных категорий и методов оптимизации как современного научного направления, возможностей и особенностей...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 icon1. Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе
Студент должен уметь использовать полученные знания в целях повышения быстродействия, компактности и экономичности микропроцессорных...
Методическое пособие по лабораторным работам 2010 содержание 1 цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе 3 icon1. Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе
Студент должен уметь использовать полученные знания в целях повышения быстродействия, компактности и экономичности микропроцессорных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты