Дополнительная образовательная icon

Дополнительная образовательная




НазваниеДополнительная образовательная
Дата19.04.2014
Размер122.58 Kb.
ТипПояснительная записка

Согласовано Утверждаю

Зам. директора по ВР Директор школы

________Крупнова М.В. _____СерпокрыловаТ.А


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с. Александров Гай


Дополнительная образовательная

программа кружка


«Думай! Смекай! Решай!»


Возраст детей: 7 - 8 лет

Сроки реализации: 2012-2013 учебный год

Руководитель: СмирноваО.А., учитель начальных классов


Пояснительная записка


Программа « Кружка речевого творчества» рассчитана на учащихся 4 класса. Реализуется она в течение одного учебного года. Занятия будут проходить в форме уроков 1 раз в неделю по 40 минут.

Уроки речевого творчества - это уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи - главная задача уроков речевого творчества.

Занятия по речевому творчеству учат умелому, эффективному общению. Весь курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Все умения делятся на две группы: 1)формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;

  1. формирующие умение говорить, слушать, писать, читать - умение общаться.

Программа даёт представление о том, как люди общаются, какие виды общения существуют, что такое речевая ситуация, речевое творчество.

Таким образом, у учащихся формируются важнейшие умение - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение: « для чего нужна речь», «виды общения», «речевые ситуации», «речевой этикет». Занятия дают представление о речевых жанрах, таких, как личное письмо, поздравление, объявление, сочинение. Линия речевого этикета включает этикетные диалоги: утешение, вежливая оценка, запрет и улыбка.

Занятия строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает. Поэтому необходимо деление на группы, особая посадка, общая доброжелательная атмосфера. Нельзя учить речевому творчеству вне работы над конкретными речевыми жанрами, которые широко распространены в жизни. Применительно к ученикам младших классов это, главным образом, сфера повседневного общения дома, в школе, в общественных местах, таких, как магазины, транспорт, клубы и др

.

Итогами реализации данной образовательной программы станет участие в подготовке концертных номеров, выпусках стенгазет, олимпиадах по русскому языку.


Цели и задачи программы


1.Развитие устной и письменной речи, творческого мышления учащихся.


2.Создание условий для положительных эмоций к учебной деятельности.


3.Развитие умения создавать ориентированные на адресат и на решение

речевой задачи этикетные диалоги, вступать в диалоги и поддерживать их.


4. Использование адекватных приёмов подготовки и средства общения, позволяющие учащимся успешно решать речевые задачи.


5. Воспитание внимательного и вдумчивого отношения к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации.


^ Учебно-тематический план




Название темы

Кол-во часов

Дата

1.

Сочинение в рисунках (пиктография)

1




2.

Осенний листок. Листопад.

1




3.

Цветная сказка. Жёлтая, белая, чёрная, зелёная сказка.

1




4.

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать».

1




5.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта».

1




6.

Сочинение стихотворения по заданной рифме.

1




7.

Моя мечта.

1




8.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба».

1




9.

Сравнительное описание птиц.

1




10.

Что я чувствую и представляю. Когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство».

1




11.

Моя любимая одежда.

1




12.

Моя любимая фотография.

1




13.

Что я умею делать.

1




14.

Я хочу быть.

1




15.

Олимпиада.

1




16.

Моя любимая игра.

1




17.

Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день.

1




18.

Сравнительное описание кошки и собаки.

1




19.

Сочинение загадки наоборот.

1




20.

Весенние загадки.

1




21.

Бабушка и дедушка в моей жизни.

1




22.

Волшебная сказка (работа в группах).

1




23.

Реклама. Заметка в газету.

1




24.

Укрась слово.

1




25.

Сочинение на свободную тему (работа в парах).

1




26.

Что я знаю о цифре 7?

1




27.

Аквариум.

1




28.

Вулканы.

1




29.

Дожди.

1




30.

Что красивее всего? Обобщение.

1


















^ Содержание программы








1.

Сочинение в рисунках (пиктография). Знакомство с пиктографией. Изображение истории или рассказа в рисунках.

2.

Осенний листок. Листопад. Беседа признаки осени. Лингвистическая работа с текстом.

3.

Цветная сказка. Жёлтая, белая, чёрная, зелёная сказка. Фантазия на тему «Цветная сказка», сочинение.

4.

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать». Толкование слов, работа с деформированными предложениями.

5.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта». Беседа о доброте, работа с рассказом-сказкой «Щедрое дерево»

Ш. Сильверстейна.

6.

Сочинение стихотворения по заданной рифме. Знакомство с алгоритмом сочинения стихов.

7.

Моя мечта. Сочинение – миниатюра «Моя мечта».

8.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба». Беседа о дружбе, составление правил дружбы.

9.

Сравнительное описание птиц. Сравнение птиц по их сходству и различию. Работа с пословицами. Решение ребусов.

10.

Что я чувствую и представляю. Когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство». Толкование слов, работа с деформированным текстом, проведение языковой игры.

11.

Моя любимая одежда. Сочинение – миниатюра. Иллюстрирование.

12.

Моя любимая фотография. Беседа о любимых фотографиях, сочинение на данную тему.

13.

Что я умею делать. Беседа о любимых занятиях, языковая игра, работа с деформированным текстом.

14.

Я хочу быть. Сочинение на заданную тему.

15.

Олимпиада по русскому языку.

16.

Моя любимая игра. Беседа по теме, Работа с текстом, пословицами.

17.

Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день.

Сочинение на одну из тем.

18.

Сравнительное описание кошки и собаки. Составление сравнительных характеристик – описаний.

19.

Сочинение загадки наоборот. Сочинение загадок наоборот, литературная викторина.

20.

Весенние загадки. Беседа о весне, ее признаках, сочинение загадок о весне.

21.

Бабушка и дедушка в моей жизни. Работа рассказом В. Сухомлинского «Посмеялись над бабушкой». Иллюстрирование.

22.

Волшебная сказка (работа в группах). Сочинение волшебной сказки и инсценирование.

23.

Реклама. Заметка в газету. Написание заметки в газету, подготовка к сочинению рекламы.

24.

Укрась слово. Составление рассказов, словосочетаний, предложений, украшение речи словами, словосочетаниями.

25.

Сочинение на свободную тему (работа в парах).Работа с деформированным планом, сочинение – миниатюра на свободную тему.

26.

Что я знаю о цифре 7? Беседа о цифре 7, работа с фразеологизмами.

27.

Аквариум. Беседа о необычном доме для рыб, словарная работа.

28.

Вулканы. Беседа о вулканах как об одном из стихийных бедствий. Сочинение с иллюстрированием.

29.

Дожди. Беседа о дождях, сочинение – миниатюра. Иллюстрирование.

30.

Что красивее всего? Обобщение. Беседа о красоте в нашей жизни, сочинение – миниатюра, иллюстрирование. Подведение итогов в виде викторины.









Методическое обеспечение программы



  1. Разработки бесед к каждому занятию.

  2. Разработки игр, ребусов, викторин.

  3. Презентации к занятиям.

  4. Таблицы, детские книги, картины известных художников.



Список литературы


1.Н.Н. Каландарова «Уроки речевого творчества», Москва, «Вако», 2010г.

2. Т. Н. Максимова «Олимпиадные задания», Москва, « Вако»,2009г.

3. В.В. Волина «Учимся, играя», Москва, 1994г.

4. Т.А. Ладыженская «Речевые уроки», Москва, 1980г.

5. В.А.Синицын «Путь к слову», Москва, 1996г.


Анализ работы

«Кружка речевого творчества»

Программа « Кружка речевого творчества» была рассчитана на учащихся 4 класса. Реализовалась она в течение одного учебного года. Занятия проходили в форме уроков 1 раз в неделю по 40 минут.

Уроки речевого творчества - это уроки нравственности, на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывали у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи - была главной задачей занятий речевого творчества.

Они учили умелому, эффективному общению. Весь курс носил сугубо практический характер, поэтому центральное место занимали коммуникативные умения. Все умения делились на две группы: 1)формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;

  1. формирующие умение говорить, слушать, писать, читать - умение общаться.

Темы занятий давали представления о том, как люди общаются, какие виды общения существуют, что такое речевая ситуация, речевое творчество

Таким образом, у учащихся формировались важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение: « для чего нужна речь», «виды общения», «речевые ситуации», «речевой этикет». Занятия давали представление о речевых жанрах, таких, как личное письмо, поздравление, объявление, сочинение («Сочинение в рисунках», «Цветная сказка», «Сравнительное описание кошки и собаки», «Волшебная сказка», « Реклама. Заметка в газету», «Сравнительное описание птиц».

Линия речевого этикета включала этикетные диалоги: утешение, вежливая оценка, запрет и улыбка («Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта»», «Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день».

Занятия строились так, что каждый ученик вовлекался в процесс общения, говорения, слушания («Моя любимая одежда», «Моя любимая игра», «Бабушка и дедушка в моей жизни», «Что я знаю о цифре 7?»). Поэтому была необходимость деления класса на группы, особая посадка, общая доброжелательная атмосфера. Нельзя учить речевому творчеству вне работы над конкретными речевыми жанрами, которые широко распространены в жизни (сочинение стихов на заданную тему, сочинение на свободную тему, укрась слово, работа с загадками). Применительно к ученикам младших классов это, главным образом, сфера повседневного общения дома, в школе, в общественных местах, таких, как магазины, транспорт, клубы и др («Весенние загадки», «Аквариум», «Вулканы», «Дожди», «Что красивее всего?»

.

Итогами реализации данной образовательной программы стало участие детей в подготовке концертных номеров, выпусках стенгазет и плакатов, участие в региональной олимпиаде по русскому языку «Одарённые дети», участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».


Руководитель кружка: Смирнова О.А.



Похожие:

Дополнительная образовательная iconОбразовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1
Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру: пояснительная записка,...
Дополнительная образовательная iconДополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная iconПояснительная записка дополнительная образовательная программа «Мы – юные художники»
Целью Программы является воспитание эстетических чувств, развитие творческого мышления, воображения и фантазии у детей младшего школьного...
Дополнительная образовательная iconОбразовательная программа внеурочной деятельности учащихся 5 9 классов общеобразовательных учреждений «Увлекательное чтение на английском языке (по материалам книг для чтения издательства \"Express Publishing\")»
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений
Дополнительная образовательная iconДополнительная образовательная программа: «паутинка»
...
Дополнительная образовательная iconДополнительная образовательная программа творческого объединения «Наследие»
Программа предназначена для школьников обучающихся в 5-8 классах (10-14 лет) и направлена на обеспечение дополнительной теоретической...
Дополнительная образовательная iconОбразовательная программа на 2011/2012 учебный год Новосибирск 2011 Оглавление Общая информация 3 Дополнительная информация 4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №194»
Дополнительная образовательная iconРазработка занятия в клубе личностного роста «Инсайт» по дополнительной образовательной программе «Солнышко»
О программе: Дополнительная образовательная программа Солнышко социально-педагогической направленности разработана для детей 7-9...
Дополнительная образовательная iconМ. А. Стешина 09. 2011 09. 2011 Дополнительная образовательная программа
В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется...
Дополнительная образовательная iconСодержание Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка
Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» относится к разделу «Темперамент и выбор профессии», дополнительная образовательная...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты