Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» icon

Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология»




НазваниеПамятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология»
Дата24.04.2014
Размер290.96 Kb.
ТипПамятка


Агентство образования администрации Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»


ПАМЯТКА

для студентов на период прохождения

преддипломной практики


Специальность 050503 «Технология»


КАНСК


2005

Печатается по решению кафедры технологии Канского педагогического колледжа.


Автор-составитель: Курзакова О.П., преподаватель кафедры «Технология».


Рецензенты: С.В. Науменко, к. фил. н., зам. директора КПК по научной работе;

В.В.Титова, руководитель педагогической практикой в КПК.


В пособии рассмотрены цели, задачи преддипломной практики на факультете, осуществляемом подготовку учителей технологии. Пособие содержит программу деятельности студентов, умения, которыми должны овладеть студенты, его права и обязанности, режим работы студента во время государственной практики, рекомендации по подготовке к практике, психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми, функциональные обязанности методистов, схемы самоанализа урока и отзыва о работе практиканта.

Пособие окажет помощь будущим учителям технологии в подготовке и прохождении преддипломной практики.


© Автор – составитель:

Курзакова О.П

© КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»


Содержание


Введение…………………………………….......................4


Программа деятельности студентов…...………………...5


Права и обязанности студентов на период прохождения преддипломной практики……………………...…………7


Рекомендации практиканту по подготовке к практике..11


Схема самоанализа урока………………………………..12


Рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля своей педагогической деятельности ……………13


Психолого-педагогические рекомендации практиканту

по индивидуальной работе с детьми……...…………….19


Критерии оценивания урока………...…………………..25


Схема отзыва о работе практиканта в период преддипломной практики…………….……....................26


Функциональные обязанности методистов- преподавателей колледжа, учителей и администрации школы……………………………………………………..27


Критерии оценивания преддипломной практики……...30


Расписание уроков (образец)…………….……...………31


Литература…………...…………………………………...32


Введение

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.


^ Цели педпрактики: Осуществление самостоятельно-профессиональной деятельности, совершенствование профессионального мастерства, выявление уровня квалификационной подготовки студентов.


Задачи педпрактики:

  • выполнение всех функций учителя;

  • осуществление профориентационной деятельности с учетом интересов и возраста личности школьника;

  • участие в работе классного руководителя с родителями;

  • изучение опыта учителей и классных руководителей;

  • проведение исследовательской работы;

  • развитие интереса к самооценке, самоанализу профессиональных качеств с учетом современных задач и тенденции социально- педагогической деятельности;

  • совершенствование уровня методической и специальной подготовки практиканта для достижения социально-педагогической, психологической, профессиональной компетенции;

  • овладение психорегуляцией собственного состояния;

  • формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.


Преддипломная практика проводится под руководством преподавателей педагогики, частных методик колледжа, учителей и руководителей школ.

Базовыми учреждениями практики являются общеобразовательные учреждения (школы).

В ходе практики студенты выполняют обязанности учителей, классных руководителей, руководителей кружков. Студенты выполняют учебную нагрузку педагога в течение времени, указанного в учебном плане, отведённого на преддипломную практику.

Цель памятки – знакомство студентов с правами и обязанностями в период прохождения преддипломной практики. Представленные материалы помогут студенту в подготовке к практике и отчетной документации, проведении занятий и анализе собственной деятельности.

Памятка адресуется преподавателям, студентам, учителям и администрации школ, так как содержит рекомендации, адресованные вышеуказанным категориям.


^ Программа деятельности студентов

Программа деятельности студентов включает:

  • ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы (учебно-материальная база школы, деятельность педагогического коллектива, методических объединений учителей, классных руководителей, педагогического совета и Совета школы, расписание учебных занятий);

  • изучение системы планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса, личности учащегося и коллектива класса, системы учебной и внеклассной работы по предметам, системы внеклассной воспитательной работы, лучшего опыта учителей школы;

  • разработка и проведение учебной и внеклассной работы по профилю основной и дополнительной квалификации или специализации;

  • диагностика уровня развития личности и классного коллектива и использование полученных результатов в индивидуальной работе с детьми и коллективом;

  • проведение работы с родителями (индивидуальной, с активом, родительское собрание);

  • оформления и ведения школьной документации (классного журнала, дневников учащихся, проверка тетрадей и др.);

  • участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей;

  • проведение педагогического эксперимента с целью сбора материала для использования его в подготовке квалификационной работы;

  • проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.


Умения, которыми должны овладеть студенты:

  • вести работу по изучению отдельных учащихся и коллектива класса;

  • планировать учебно-воспитательную работу в классе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • руководить учебным процессом, познавательной деятельностью школьников, определять и реализовывать образовательные и воспитательные задачи уроков, выбирать и применять оптимальные методы и приемы обучения;

  • использовать в процессе обучения разнообразные технические средства;

  • руководить воспитательным процессом и самовоспитанием уча­щихся (ставить и решать воспитательные задачи в отношении детского коллектива и отдельных учащихся с учетом комплексного подхода к воспитанию, отбирать материал к проведению раз­личных форм воспитательной работы, отбирать и применять раз­нообразные методы воспитания и приемы психолого-педагогического воздействия в единстве с владением методикой проведения отдельных форм и видов учебной и воспитательной работы);

  • анализировать и обобщать передовой психолого-педагогический опыт и личный опыт работы.


^ Права и обязанности студентов на период прохождения

преддипломной практики

В период прохождения профессиональной практики студенты обязаны:

  • выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжений администрации школы руководите­лей практики, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; соблюдать нормы педагогической этики;

  • выполнять все виды работ, предусмотренные программой профессиональной практики;

  • составлять конспекты или развернутые планы уроков, занятий и других видов деятельности, согласовывать их с учителями и утверждать у методиста педагогического колледжа;

  • присутствовать на всех видах профессиональной практики согласно расписанию;

  • активно участвовать в анализе уроков, занятий и других видов деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем форме.

Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателя


Практикант за период государственной практики выполняет следующий объем работы:

1. В первые два дня практики:

  • посещает уроки у своего учителя - методиста, знакомится с системой его работы;

  • изучает класс, в котором будет работать классным руководителем;

  • уточняет план воспитательной работы класса на период практики;

  • уточняет календарно - тематические планы по предметам на период практики;

  • изучает наличие наглядных пособий и материально - техническую базу для ведения уроков;

  • представляет в педагогический колледж расписание своих уроков.


2. Тщательно готовится к каждому уроку, подбирает весь дидактический материал, пишет развернутые, аккуратные планы уроков;


3. План каждого урока и внеклассного занятия своевременно подписывает у учителя – методиста.


4. Изучает и апробирует материалы по теме итоговой конференции

(«круглого стола»).


5. Выполняет в период прохождения практики следующий недельный режим работы:

Группа 307:



^ Вид занятия


Количество часов

Обслуживающий труд


8 ч.


Технология в начальной

школе (ручной труд),

технология в старшей школе


2 ч.


Внеклассное занятие по предмету


1-2 ч.


Внеклассные мероприятия

по педагогике (классный час)



1 ч.

ИТОГО:

12-13 час.


Группа 300:


^ Вид занятия


Количество

часов



Технический труд


8 ч.


Внеклассное занятие

по предмету


1-2 ч.

Внеклассные мероприятия по педагогике (классный час)


1 ч.


Физическая культура


2 ч.

ИТОГО:

12-13 час.



6. Изучает школьную документацию и после каждого данного урока проводит записи в классном журнале.


7. Принимает участие в педагогических совещаниях школы, методических заседаниях.


8. Ведет воспитательную работу с учащимися согласно составленного плана на период практики.


9. Проводит внеклассную работу по предмету.


10. По окончании практики в течение 3 дней представляет в колледж отчетную документацию:

  • отзыв - характеристику с оценкой за работу;

  • развернутый список учителей, работающих со студентом;

  • тарификационную справку;

  • табель по педпрактике с анализом проведенных студентом уроков;

  • планы уроков с письменным самоанализом;

  • план воспитательной работы на период педпрактики с самоанализом (в произвольной форме);

  • календарно- тематические планы;

  • сценарии воспитательных мероприятий с самоанализом;

  • план работы кружка;

  • методические находки в оформлении наглядности и дидактического материала (для оформления выставки).


11. Принимает участие в конференции по итогам госпрактики.


Рекомендации практиканту по подготовке к практике.

  1. Всесторонне сами изучите тот материал, который будете прорабатывать с детьми.

  2. К более трудным урокам составьте конспект, к более легким - конкретные планы.

  3. Тщательно продумайте все приемы работы на уроке, запись материала на доске и в тетрадях учащегося.

  4. Составьте календарный план воспитательной работы на весь период практики. Обязательно будьте на групповых консультаци­ях по каждому предмету. Руководствуясь планом внеклассной воспитательной работы учителя, получите консультацию по этому вопросу у преподавателя педагогики.

  5. Утвердите календарный план воспитательной работы и по предмету у учителя школы.


Для получения допуска к практике необходимо предоставить следующие документы:

    • карточку-допуск с подписями всех методистов-преподавателей;

    • календарные планы по предмету;

    • план внеклассной работы по предмету;

    • план воспитательной работы в классе;

    • планы уроков на ближайшие два дня, утвержденные учителем школы;

    • дневник наблюдений и самоанализа;

    • расписание уроков.

Схема самоанализа урока

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специ­фика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные, в) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. 3а счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологи­ческая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?


^ Рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля своей педагогической деятельности

После того, как Вы определили свой стиль преподавания, предлагаем Вам ознакомиться с общей характеристикой данного стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам. Итак, в зависимости от выяв­ленного стиля предлагаем Вам следующие рекомендации.


Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактно­стью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психоло­гический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требо­вательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную за­висимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения. Преодолеть эти недостатки в Ваших силах. Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя больше внимания за­креплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы - отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета. Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда сразу не исправ­ляйте ошибки: пусть ученик, допустивший ошибку, сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.


Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.


Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемым предметам сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некото­рое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Советуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам удастся решить эту проблему.


Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими дос­тоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продук­тивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках не­редко отсутствует благоприятный психологический климат.

Преодолеть эти недостатки в Ваших силах. Рекомендуем вам шире применять поощрение хороших ответов, не следует в очень резкой форме порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ва­ших учащихся, в конечном счете, зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий, не ограничи­вайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только такие методы, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету.


^ Знакомство с классом

  1. Заготовьте себе план класса, запомните учеников по именам и фамилиям, знайте их в лицо.

  2. Получите от учителя характеристику нескольких детей, понаблюдайте особенности работы учителя с ними.

  3. Познакомьтесь с остальными детьми, посмотрите их тетра­ди, а также тетради лучших учащихся.

  4. Познакомьтесь с ведением классных журналов, с критериями оценок, с ведением ученического дневника.

  5. Познакомьтесь с тетрадями учащихся, объемом их ежедневных записей, порядком и приемами проверки их и критериями оценок.

  6. Познакомьтесь с организацией учащихся в классе и обязанностями дежурных, санитаров и т.д.


Воспитание гигиенических навыков и культуры поведения

  1. Тщательное внимание к внешности ребенка. Следите за чистотой одежды.

  2. Следите за порядком на парте школьника. Не начинайте урока, пока все учащиеся не приготовились к нему.

  3. Следите за осанкой учащихся при письме, за культурой речи и поведением.

  4. Следите за тем, чтобы дети мыли руки перед едой, культурно вели себя в столовой.

  5. Следите, чтобы дети не оставляли в классе мусор, чтобы после урока дежурный проветривал класс, готовил к уроку мел, тряпку, доску; воспитывайте бережное отношение к имуществу школы.

  6. Следите за поведением детей на переменах. Ознакомьтесь с обязанностями дежурного преподавателя и выполняйте их.


Поведение практиканта

  1. Отношение к детям приветливое, мягкое, но в то же время требовательное к работе детей и к соблюдению ими правил поведения.

  2. По отношению к учителю класса необходимо проявлять веж­ливость, при необходимости обращаться к нему за советом, видеть в нем старшего товарища.

  3. Следите за своим внешним видом и речью.

  4. По окончании практики возьмите для выставки работы учащихся и другие материалы, которые выдает на время выставки школа; свои методические материалы, выполненные в ходе практики; фотоматериалы, наглядные пособия.

  5. Составьте отчет о работе в письменном виде и приложите к нему следующие документы:

    • календарный план учебно-воспитательной работы;

    • планы уроков или конспекты;

    • планы внеклассных или внешкольных мероприятий;

    • отчет по педагогической практике;

    • изготовленные Вами наглядные пособия.


Психолого-педагогические рекомендации практиканту

по индивидуальной работе с детьми

Работа с детьми со слабой и сильной нервной системой

Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

  • длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;

  • ответственная, требующая эмоционального, нервно-психологического напряжения, самостоятельная, контрольная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;

  • ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;

  • работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос, требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;

  • работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

  • работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);

  • работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), заставляет делать записи в тетрадь, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);

  • работа в шумной, неспокойной обстановке;

  • работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;

  • работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;

  • ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.


Ситуации, в которых особые затруднения возникают у инертных учащихся:

  • когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

  • когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;

  • когда время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

  • когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, от­вет или вопрос другого учащегося);

  • когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

  • когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых стадиях его заучивания;

  • выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

В указанных ситуациях, встречающихся довольно часто, у учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед слабыми и инертными. Хотя учебная деятельность предъявляет различные требования к самым разным сторонам работы нервной системы и, следовательно, в одних случаях стимулирует проявления силы и подвижности, а в других - слабости и инертности, тем не менее нужно признать, что в ней чаще возникают такие ситуации, которые более благоприятны для динамических особенностей сильных и подвижных учащихся, и реже такие, которые более благоприятны для динамических особенностей слабых и инертных. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих.

Для того чтобы в перечисленных условиях учебная деятельность слабых и инертных была успешной, им следует выработать специальные приемы ее организации. Существенную роль при этом мо­жет играть учитель. Он способен как облегчить, так и осложнить учебную деятельность ученика.


^ Помощь слабым и инертным ученикам:

  • не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

  • желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

  • нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

  • лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

  • путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях проведения контрольных работ и других используемых форм контроля;

  • следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

  • во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

  • следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.


При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:

  • не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

  • следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

  • не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизацию;

  • поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;

  • нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставлять время на обдумывание и подготовку;

  • в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

  • нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал: следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.


Общие способы стимулирования творческой активности

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.

  2. Обогащение окружающей среды ребенка.

  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

  4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Ши­рокое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

  5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

  6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.


Метод самообучения или метод открытий

(для стимулирования активной исследовательской деятельности ученика)

Рекомендации практикантам:

  • не давайте наставлений, прямых инструкций, помогайте детям действовать независимо;

  • не делайте скоропалительных выводов, только на основе тщательного наблюдения и оценки возможно определить сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и зна­ниями;

  • не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

  • не торопитесь с вынесением суждений;

  • научите детей прослеживать межпредметные связи;

  • приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;

  • используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

  • помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

  • подходите ко всему творчески.


^ Критерии оценивания урока

Оценка «5» ставится за урок, на котором: полностью решены все задачи (учебно-воспитательные): использованы оптимальные методы и приемы работы; ученики в основном усвоили теорию и научились ее применять; у них сформировались умения и навыки по теме; максимально активизировалась самостоятельная работа учеников; повторялся ранее пройденный материал, выдержана соразмерность частей урока; своевременно дана домашняя работа; использованы необходимые и возможные наглядные пособия и технические средства; объективно выставлены и убедительно прокомментированы оценки; практикант не допустил ни одной фактической, методической, психолого-педагогической ошибки и обнаружил высокую педагогическую и речевую культуру.

^ Оценка «4» ставится за урок, на котором: полностью решены учебно-воспитательные задачи; ученики в основном усвоили теорию и научились ее применять; повторялся ранее пройденный ма­териал; активизировалась самостоятельная работа учеников, но практикант все же допустил незначительные фактические и методические ошибки; недостаточно выдержана соразмерность частей урока (затянут опрос, нечетко подведены итоги урока, не всегда убеди­тельно прокомментированы оценки).

^ Оценка «3» ставится за урок, на котором: основные учебно-воспитательные задачи решены, цель урока достигнута; ученики поняли новый материал и приобрели необходимые умения и навыки; выдержана соразмерность частей урока; в основном пра­вильно выставлены и прокомментированы оценки; применялись наглядные пособия и технические средства; повторялся ранее пройденный материал; практикант допускал негрубые фактиче­ские и методические ошибки, снижавшие эффективность урока; не подведен итог.

^ Оценка «2» ставится за урок, на котором: поставленные перед уроком учебно-воспитательные задачи не решены; практикант допускал грубые фактические, методические и другие ошибки; не повторялся ранее изученный материал; не активизировалась работа класса, была нарушена соразмерность частей урока, а также допускались другие ошибки, отрицательно повлиявшие на ход урока.

Оценка «2» ставится также за неявку на урок без уважительной причины и без предупреждения, за непредоставление конспекта или неудовлетворительный конспект.

При оценке каждого урока учитывается весь комплекс знаний, умений и навыков, эрудиция практиканта, уровень его педагогической, речевой, общей культуры.


^ Схема отзыва

о работе практиканта в период преддипломной практики

  1. Уровень профессиональной предметной подготовки практиканта (профессиональное владение предметом, методикой преподавания)

  2. Умение организовывать детей на работу, привлечь внимание, вызвать интерес к учебному занятию по предмету.

  3. Умение осуществлять индивидуальный подход к детям.

  4. Использование авторских технологий.

  5. Отношение практиканта к педагогической профессии.

  6. Культура речи, дикция, эмоциональность и специфическая грамотность практиканта.

  7. Степень тактичности и демократичности во взаимоотношениях с учащимися.

  8. Умение проводить внеклассную работу с детьми.

  9. Умение проводить работу с родителями.

  10. Положительные стороны и основные проблемы в педагогической подготовке практиканта.

  11. Отношение практиканта к работе, замечаниям, его дисциплина, культура поведения и внешнего вида.


Функциональные обязанности методистов - преподавателей колледжа, учителей и администрации школы


Методист по специальности

(в период госпрактики)

1. Осуществляет непосредственное руководство практикантами в школе.

2. Проводит инструктивно - методическую работу с учителями.

3. Принимает обязательное участие в проведении инструктажа по практике для студентов.

4. Распределяет студентов по классам, утверждает их индивидуальные планы, контролирует их выполнение.

5. Обеспечивает выполнение программы практики,

6. Выборочно присутствует на уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых студентами, организует их обсуждение.

7. Принимает участие в проведении педсовета или совещания в школе по итогам практики.

8. Анализирует отчетную документацию студентов о работе за период практики и выставляет качественную оценку.

9. Участвует в подготовке конференции по практике.

10. Руководит работой студентов по сбору и оформлению выставочного материала дня конференции.


Преподаватель педагогики

(в период госпрактики)

1. Принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике.

2. Консультирует студентов по актуальным вопросам обучения и воспитания.

3. Посещает внеклассные мероприятия, оказывает помощь практикантам в подготовке и проведении внеклассных занятий, анализирует и оценивает эти занятия совместно с классным руководителем.

4. Оказывает помощь студентам в изучении индивидуальных особенностей детей.


Администрация школы

(в период госпрактики)

1. Совместно с групповым руководителем распределяют практикантов по классам школы.

2. Обеспечивают необходимые условия для успешного проведения госпрактики в школе.

3. Знакомят практикантов со школой основной школьной документацией, с учебно-материальной базой школы.

4. Имеют право выборочно посещать уроки и внеклассные мероприятия практикантов и участвовать в их обсуждении.

5. Осуществляют контроль за работой учителей по руководству практикантами.

6. Проводят совещания по итогам педагогической практики и подписывают отзывы о работе практикантов.


Учитель школы

(в период госпрактики)

1. Знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной работы в классе.

2. Обеспечивает пассивное наблюдение уроков и внеклассных занятий в течение первых двух дней, организует их обсуждение,

3. Совместно с практикантом составляет план, обеспечивающий системность, ведения уроков в классе.

4. Консультирует студентов при подготовке их к проведению уроков, утверждает конспекты предстоящих уроков.

5. Участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока, вносит в дневник практиканта свои замечания.

6. Привлекает студентов к индивидуальной работе с учащимися, родителями, к организации внеклассной работы по предмету, к изготовлению наглядных пособий, проверке тетрадей.

7. Знакомит практикантов с классной документацией, журналом, дневником и др.

8. Составляет отзыв об учебно-воспитательной работе практиканта.

9. Участвует в совещании, проводимом групповым руководителем педпрактики, а также по возможности, в итоговой конференции в педколледже.


^ Классный руководитель

(в период госпрактики)

1. Знакомит практикантов с составом класса, делами учащихся, планом воспитательной работы

2. Оказывает практикантам помощь в индивидуальных особенностей учащихся.

3. Помогает студентам наметить воспитательные подлежащие реализации в ходе и консультирует их при составлении воспитательной работы, утверждает и контролирует выполнение этого плана.

4. Присутствует на внеклассных воспитательных мероприятиях и родительских собраниях проводимые практикантом, и участвует в их обсуждении, оценивает.

5. Привлекает студентов к текущей работе руководителя: дежурство, проведение организация питания школьников, работа с родителями и др.

6. Дает оценку воспитательной работы студента.

7. Участвует в совещании, проводимом руководителем педпрактики, а также, по возможности, в итоговой конференции в педколледже.


Критерии оценивания преддипломной практики

Оценка методиста складывается из:

  • оценки за характеристику, представленную из школы,

  • оценки (средний балл) в табеле,

  • оценки за своевременную сдачу документации,

  • оценки за оформление документации.


На оценку могут повлиять следующие результаты:

  • посещения уроков методистом колледжа,

  • подготовки и участия в круглом столе.

Образец

Расписание уроков студента гр. 300

Иванова Ивана Ивановича


Школа - № 2 г. Канска

Преподаватель - Петров Петр Петрович

^ Классный руководитель - Сидорова Мария Петровна


Смена (1 или 2)



^ День недели

Предмет

урока

Кабинет

Понедельник

Вторник

Среда



Труд

Внеклассное занятие

Классный час и т.д.


5 — 6

мастерские



^ Расписание звонков

1 или 2 смены


урока

Время

1

...



8.00 — 8.40

...



Литература

  1. Педагогическая практика в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др.; Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – 2-е изд., перераб. и доп. - -М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

  2. Л.В. Бориковой - М.: Академия, 2000. - с.272.

  3. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие /А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т.Н. Сиделева и др.- М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.

  4. Рекомендации по производственной практике студентов (Приказ Минобразования России от 21.07.99 № 1991)

  5. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ. 2002.- 128 с.



Оригинал – макет и компьютерная верстка:

А.П. Афанасьева, Т.Н Вахрушева, Е.Н.Федоров





Похожие:

Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconПамятка для студентов на период прохождения практики пробных уроков Специальность 050503 «Технология»
Пособие окажет помощь будущим учителям технологии в подготовке и прохождении преддипломной практики
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconПамятка для студентов на период прохождения учебной технологической практики Специальности 050503 «Технология»
Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» Санкт-Петербург 2013 I. Цели и задачи преддипломной практики
Настоящая программа устанавливает общие требования к организации практики, определяет цели и задачи преддипломной практики, рассматривая...
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconПрограмма преддипломной практики студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)»
Сроки преддипломной практики определяются учебным планом подготовки студентов по специальности 080801 «Прикладная информатика (в...
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconПоложение о преддипломной практике
Для студентов 5 курса учебная программа предусматривает проведение преддипломной практики продолжительностью 12 недель
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» icon1 цели и задачи практики
Целью проведения преддипломной практики является закрепление навыков, полученных в период производственной практики, а также сбор,...
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» icon2. Анализ динамики и структуры активных операций банка 4 Технология осуществления активных операций 5
Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных...
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconПрограмма преддипломной практики (блок «Налоги и налогообложение») для студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавра по направлению 080100. 62 «Экономика»
В соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по направлению 080100. 62 – «Экономика» предусмотрено прохождение преддипломной...
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconПрограмма производственной практики для студентов 4 курса студентов заочной формы обучения
Целью прохождения практики студентом является приобрете­ние навыков самостоятельной научно-исследовательской и практи­ческой работы...
Памятка для студентов на период прохождения преддипломной практики Специальность 050503 «Технология» iconАннотация программы преддипломной практики по направлению подготовки 032000. 62 «Зарубежное регионоведение»
Целью преддипломной практики является закрепление компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности, полученных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты