Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата04.05.2014
Размер103.49 Kb.
ТипЗанятия


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный педагогический

университет им. В.Г. Белинского»


Физико математический факультет


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

В МАГИСТРАТУРУ

по направлению «Педагогическое образование»

на обучение по магистерской программе:

«Информационные технологии в образовании»


Пенза

2012


^ СТРУКТУРА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Цель и задачи вступительного испытания

^ Цель вступительного испытания: определение возможности поступающих лиц осваивать профессиональные образовательную программу

Задачи вступительного испытания:

- выявить уровень подготовки абитуриента по информационным технологиям вопросам их использования в образовательной деятельности;

- выявить уровень готовности абитуриента к самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности;

- выявить степень заинтересованности к продолжению получения профессионального образования по выбранному направлению.


^ 2. Основные требования к компетентности поступающего

Абитуриент должен продемонстрировать сформированность следующих компетентностей:

- знать модель области «Информационные технологии» и понимание их потенциала для решения задач физико-математического цикла;

- умение использовать возможности современных информационных и коммуникационных технологий для решения задач образования;

- понимать в необходимость использования информационных технологий для успешного решения профессиональных и социально-личностных задач;

- знать и уметь использовать различные виды информационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации, актуальной для образования и образовательной деятельности;

- добывать и управлять профессиональными знаниями средствами информационных и коммуникационных технологий;

- умение использовать на теоретическом и практическом уровне информационные технологии для решения образовательных задач;

- способность проектировать различные виды образовательной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий;

- знать современное состояние и направления развития программного обеспечения, информационных технологий, систем и уметь оценивать перспективы их использования для решения задач образования;

- уметь взаимодействовать, используя возможности локальных и глобальных компьютерных сетей в образовательной деятельности для поиска и обмена информацией;

- адекватно оценивать позитивные и негативные стороны использования информационных и телекоммуникационных технологий в решении задач образования;

- знать и уметь использовать сетевые технологии для организации совместной деятельности агентов образовательного процесса;

- уметь оценивать профессиональные, правовые и этические ответственности при использовании информационных и аппаратных ресурсов для решения задач образования;

- владеть персональным компьютером на уровне пользователя.


^ 3. Форма вступительного испытания и его процедура

Экзамен проводится в форме устного ответа. Абитуриенту предлагается дать развернутые ответы на вопросы билета.

Время проведения экзамена – 15–20 минут.


^ 4. Содержание программы

Модель области информационных технологий

Область информационных технологий. Научно-методическая сфера информационных технологий. Производственная сфера и рынок информационных технологий и информационных технологий в образовании (ИТО). Глобальные концепции. Нормативно-методическая база информационных технологий и ИТО. Научные и научно-методические исследования и разработки в области ИТ и ИТО. Индустрия реализации ИТ и ИТО. Индустрия услуг ИТ и ИТО.

^ Основные понятия в области информационных технологий и информационных технологий в образовании

Понятие информационной технологии и ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики, общества, образования. Эволюция информационных технологий образования и этапы их развития. Развитие современных ИТ. Классификация информационных технологий и варианты их использования в образовательной теятельности. Информационные технологии в образовательной деятельности.

^ Информационные технологии и ресурсы в современном обществе и образовании.

Информационное общество, проблемы информатизации общества. Информационные ресурсы общества и образования. Понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий как современных средств повышения эффективности различной деятельности в образовательном процессе. Современное состояние и направлений развития информационных технологий в системе российского образования. Информационные образовательные ресурсы.

^ Аппаратно-программные платформы информационных технологий в образовании

Понятие платформы. Сравнительные характеристики современных аппаратных платформ для реализации задач образовательной деятельности. Операционная система как составная часть платформы. Прикладные решения и средства их разработки. Критерии выбора платформы для решения задач образования.

^ Информационные технологии конечного пользователя.

Основные требования к программным средствам учебного назначения. Обучающие, контролирующие и тренировочные системы. Системы для поиска информации. Моделирующие программы. Инструментальные средства познавательного характера. Инструментальные средства универсального характера. Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

^ Использование локальных и корпоративных сетей в образовательной деятельности

Понятие компьютерных сетей. Понятие локальных вычислительных сетей. Технология групповой работы субъектов образовательного процесса. Корпоративные системы. Технологии видеоконференций: применение в учебном процессе. Социальные сети Интернет и их дидактические возможности.

^ Использование глобальных сетей в образовательной деятельности

История развития глобальной сети Интернет. Электронная почта, телеконференции, гипертекстовые технологии: использование в образовании. Образовательные услуги Internet. Использование возможностей компьютерных сетей для организации индивидуальной учебной и познавательной деятельности пользователя.

^ Использование мультимедиа в образовательной деятельности

Понятие мультимедиа. Примеры мультимедиа-документов и приложений. Мультимедиа как средство и технология. Создание мультимедийных документов. Мультимедиа и Интернет. Онлайн мультимедиа. Применение мультимедиа в образовании: электронные учебники и цифровые учебные материалы, презентация новой темы.

^ Использование баз данных и информационных систем в образовательной деятельности

Информационные системы в образовании. Определение базы данных, основные требования, предъявляемые к базам данных. Основные модели данных. Определение системы управления базами данных, ее основные функции.

^ Информационные технологии безопасности и защиты информации в образовательном учреждении. Правовые аспекты использования программного обеспечения.

Нормативно-правовая база информатизации образования. Правовые вопросы использования коммерческого и некоммерческого лицензионного программного обеспечения. Цели и задачи использования программного обеспечения защиты информации.

^ 5. Критерии оценки

Ответы абитуриентов оцениваются по 100-балльной шкале. В экзаменационный билет включено два вопроса, каждый из которых оценивается до 50 баллов.


Основными критериями оценки каждого вопроса являются:


Критерии

Баллы

1. Полнота ответа (количество элементов знаний):



8


7

– сформированность теоретических знаний по использованию информационных технологий в образовательной деятельности (знание теоретических основ вопросов, терминологии, методов и технологий решения задач, закономерностей);

– сформированность практических знаний и умений; умений применять знания по теории и практике использования информационных технологий при решении образовательных задач.

2. Системность усвоенных знаний и умений;

7

3. Осознанность знаний и умений;

7

4. Гибкость знаний (применение знаний в решении новых учебных задач);

7

5. Аргументированность ответов;

7

6.Сформированность мотивации абитуриентов к педагогической и образовательной деятельности.

7

Итого

50



^ 6. Примерный перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию


Методика применения информационных технологий в образовании

  1. Современное состояние и направления развития информационных технологий в системе российского образования. Характеристика информационных образовательных ресурсов.

  2. Педагогические особенности технологии организации групповой работы субъектов образовательного процесса в условиях его информатизации.

  3. Педагогические особенности технологии организации и проведения видеоконференций в образовательной деятельности.

  4. Педагогические особенности использования электронной почты и скайп-технологии в образовательной деятельности.

  5. Педагогические особенности использования гипертекстовых технологий в образовательной деятельности.

  6. Образовательные услуги Internet. Использование возможностей компьютерных сетей для организации индивидуальной учебной и познавательной деятельности пользователя.

  7. Классы информационных систем в образовании и особенности их использования для решения профессиональных задач педагога.

  8. Характеристика возможностей использования информационных и коммуникационных технологий как средства реализации деятельностного подхода в обучении.

  9. Дидактические принципы построения аудио-,  видео- и компьютерных учебных пособий.

  10. Характеристика возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в управлении и мониторинге педагогических систем.

  11. Основные направления внедрения ИКТ в образование. Характеристика информационной предметной среды обучения.

  12. Формы и методы текущего и итогового контроля результатов обучения на основе использования программных средств образовательного назначения.

  13. Педагогические особенности использования мультимедиа-технологий как средства активизации учебного процесса.

  14. Компьютерная поддержка учебно-поисковой и учебно-исследовательской деятельности школьников.

  15. Информатизация образования в контексте проблемы здоровьесбережения.

Информационные технологии

  1. Понятие информационной технологии и ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Роль информационных технологий в развитии экономики, общества, образования.

  2. Информационные технологии в образовании.

  3. Эволюция информационных технологий образования и этапы их развития. Развитие современных ИТ. Классификация информационных технологий.

  4. Информационное общество, проблемы информатизации общества. Информационные ресурсы общества и образования. Информационные образовательные ресурсы.

  5. Понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий как современных средств повышения эффективности различной деятельности в образовательном процессе.

  6. Аппаратно-программные платформы информационных технологий в образовании. Понятие платформы. Сравнительные характеристики современных аппаратных платформ для реализации задач образовательной деятельности.

  7. Понятия операционной системы. Функции операционных систем.

  8. Прикладные решения и средства их разработки. Критерии выбора платформы для решения задач образования.

  9. Программные средства образовательного назначения.

  10. Понятие компьютерных сетей. Локальные вычислительные сети.

  11. Понятие Интернет. История развития Интернет. Протоколы Интернета. Службы Интернета. Технология электронной почты. Технология WWW. Организация поиска информации в Интернете.

  12. Базы данных и системы управления базами данных.

  13. Информационные системы в образовании.

  14. Нормативно-правовая база информатизации образования. Правовые вопросы использования коммерческого и некоммерческого лицензионного программного обеспечения.

  15. Понятие "модель". Математическая модель. Компьютерная модель. Этапы моделирования.

^ 7. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А. Информационные технологии . – Проспект: М. – 2009. – 224 с.

  2. Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии. – М: Академия. – 2011. – 208 с.

  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. – Дрофа: М. – 2008. – 312 с.

  4. Норенков И.П., Зимин А.П. Информационные технологии в образовании. – Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана: М. – 2004. – 352 с.

Дополнительная

  1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 320 с.

  2. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – СПб.: Питер, 2012. – 944 с.
  3. Трайнев В.А., Трайнев И. В., Теплышев В.Ю. Новые информационные коммуника­цион­ные технологии в образовании. – Издательство: Издательский дом "Дашков и К", 2009. – 320 с.

  4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика. – М. Академия, 2009. – 848 с.



Составители программы: к.ф. м. н., доцент О.П. Сурина,

д. п. н., профессор Родионов М. А., д. т. н., доцент Горбаченко В. И.




Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственый аэрокосмический университет им академика С.
Министерство образования Российской Федерации (Программы "Фундаментальные исследования и высшее образование", "Интеграция науки и...
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты