Программа по предмету «Музыка» icon

Программа по предмету «Музыка»




НазваниеПрограмма по предмету «Музыка»
Дата07.05.2014
Размер146.05 Kb.
ТипПрограмма

Рабочие материалы для программы

«Музыка»

четырёхлетней начальной школы

I. Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка»

Программа по предмету «Музыка» для I- IV классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования, основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, программой «Музыка 1-4 » авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.


В процессе обучения детей в начальной школе решаются важ­нейшие задачи образования:

формирование предметных и уни­версальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учеб­ных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личност­ного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуля­ции).

Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Музыка», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе явля­ется формирование функционально грамотной личности, облада­ющей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к худо­жественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них. Кроме того – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивиду­альной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости­гать окружающий мир.


^ II. Общая характеристика учебного предмета


Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.


Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.


^ Цели курса:


- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

-


^ Задачи изучения курса в контексте основных педагоги­ческих задач образования:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музык как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- формирование опыта хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.


^ III. Описание места учебного предмета

в учебном плане


В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.


^ IV. Особенности курса

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно- педагогической идеи блока урока, четверти.

В программе сохранены основные сквозные учебные темы:

^ 1класс – «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты» ориентированы на знакомство учащихся с музыкой в широком культурологическом контексте и роли музыки в повседневной жизни человека. – пропедевтический, вводный характер


^ 2 – 4 классы - семь разделов:

«Россия – Родина моя!»; «День, полный событий», «О, России петь - что стремиться в храм!»; «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»; «В музыкальном театре»; «В концертном зале»; «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Такое деление на разделы дают ориентир для вариативного планирования уроков и возможность соединения единых тем для разновозрастного обучения в группах РВГ. Позволяет многократно возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность автора.

Данная программа не подразумевает жёстко регламентированного репертуарного материала для слушания и исполнения. Набор музыкальных произведений может варьироваться в зависимости от разновозрастных групп обучающихся.


^ Основные методические принципы: увлечённость; триединство (композитор – исполнитель – слушатель); интонационность; опора на отечественную музыкальную культуру.

^ Виды музыкальной деятельности:

- Слушательская ( зрительская);

- исполнительская;

- музыкально- ритмическая;

- игра на элементарных музыкальных инструментах (народных, шумовых)

- инсценирование(разыгрывание) песен, сюжетов сказок.


Педагогическая идея программы: урок музыки – урок искусства


^ V. Результаты освоения курса.



  • В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

  • Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

  • У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

  • Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

  • Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.


^ Содержание курса «Музыка» для 1класа

Основное содержание

(136 час)


1 класс (30 часов)

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно – музыкальных впечатлений детей. Знакомство с миром музыкальных инструментов.

^ Раздел 2. «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребёнка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего мира. Интонационно – осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Знакомство с музыкальными инструментами.


^ 2 класс (34 час)

Раздел 1. «Россия – Родина моя!»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия.

Раздел 2. «День, полный событий»

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П.Чайковского, С. Прокофьего. Музыкальные инструменты – народные и симфонические.


Раздел 3. «В концертном зале»

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Контраст в музыке, Тембры инструментов.

Раздел 4. «О России петь – что стремиться в храм…»

Колокольные звоны России. Святые земли русской. Праздники православной церкви: Рождество.

^ Раздел 5. «Гори, гори ясно…»

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения народных закличек, потешек.

^ Раздел 6. В музыкальном театре»

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Детский музыкальный театр.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть…»

Композитор – исполнитель –слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки.


^ 3 класс (34 часа)


Раздел 1. «Россия – Родина моя!»

Мелодия – душа музыки.. Песенность как отличительная черта русской музыки. Лирические образыв русских романсах и картинах русских художников. Образы Родины в музыкальных произведениях.

^ Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.


Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм…»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Образ праздника в искусстве. Святые земли Русской. Вербное воскресенье.

Раздел 4. «Гори, гори ясно…»

Жанр былины. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

^ Раздел 5. В музыкальном театре»

Музыкальные темы – характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр «лёгкой» музыки: особенности содержания, музыкального языка, исполнения.


^ Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контраст. Музыкальные формы (трёхчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов, образов музыки Бетховена.

^ Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть…»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз – музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты - исполнители. Музыка – источник вдохновения


^ 4 класс (34 часа)


Раздел 1. «Россия – Родина моя!»

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая тема в русской классике.

^ Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений…»Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.


Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм…»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви – Пасха. Вербное воскресенье. Церковные песнопения.

^ Раздел 4. «Гори, гори ясно…»

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа.

^ Раздел 5. В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основныетемы – музыкальные хаактеристики действующих лиц. Вариационность. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры «лёгкой» музыки – «Оперетта», «Мюзикл»

^ Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контраст. Музыкальные формы (трёхчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов, образов музыки Бетховена.

^ Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть…»

Различные жанры вокальной фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия соната. Музыкальные инструменты.


^ Содержание программы представлено тематическими планами.


Опыт музыкально-творческой деятельности младших школьников осуществляется в процессе:

  • ознакомления с музыкальными традициями родного края;

  • участия в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни;

  • выполнения домашних заданий по ознакомлению с музыкальными теле-радио передачами и высказывания своего отношения к ним;

  • ознакомления с музыкальными аудио-, видеозаписями.



Результаты освоения программы «Музыка»

В I –IV классах


Личностные результаты:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования привоплощении музыкальных образов;

- позитивная сомооценкасвоих музыкально-творческих возможностей.


Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.


Метапредметные результаты:


- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и т.д.

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со ствертниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.


Выпускники начальной школы научатся:

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).


^ Выпускник получит возможность научиться:

· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.


Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

·соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.


^ Выпускник получит возможность научиться:

·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.


Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

·исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

· оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


^ Выпускник получит возможность научиться:

·адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо­циональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех­нологии оценивания образовательных достижений.

^ Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориен­тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать музыкальные произведения (по исполнителям, выразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

^ Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком музыкального искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках музыки и следовать им.

  • Уметь исполнять вокальное произведение в группе (дуэт, трио, ансамбль, хор и т.п.)

  • Уметь работать в творческой группе при сценическом воплощении произведения (Инсценировка, спектакль, композиция и т.п.)

  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните­
ля, критика).



Похожие:

Программа по предмету «Музыка» iconПояснительная записка программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
Программа по предмету «Музыка» для I–iv классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным...
Программа по предмету «Музыка» iconПрограмма по предмету «Музыка» во 2 классе Пояснительная записка
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» составленана основе авторской учебной программы «Технология» О. А. Куревиной, Е. А. Лутцевойв...
Программа по предмету «Музыка» iconПрограмма по музыке 5-7 классы пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале»
Рабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале» составлена на основе программы курса А. А. Чернов «Программирование...
Программа по предмету «Музыка» iconПрограмма по предмету «Русский язык» рабочая программа по предмету «русский язык»
России, планируемых ре­зультатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Программа по предмету «Музыка» iconПояснительная записка по предмету «Музыка»
Типовым положением об образовательном учреждении от 01. 02. 05г.; Примерной программой начального общего образования по «Музыке»,...
Программа по предмету «Музыка» iconПояснительная записка по предмету «Музыка»
Типовым положением об образовательном учреждении от 01. 02. 05г.; Примерной программой начального общего образования по «Музыке»,...
Программа по предмету «Музыка» iconПояснительная записка по предмету «Музыка»
Типовым положением об образовательном учреждении от 01. 02. 05г.; Примерной программой начального общего образования по «Музыке»,...
Программа по предмету «Музыка» iconМузыка, речь, движение. Музыка
Музыка искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления… Какими они будут...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты