Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» icon

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области»




НазваниеМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области»
Дата07.05.2014
Размер132.51 Kb.
ТипМетодическое письмо


Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области»


Современные тенденции в развитии науки и образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, ее сохранения, переосмыслением ее места и роли в структуре познавательной и практической деятельности. Содержание музыкального образования базируется на культурологической парадигме общего образования. В содержании музыкального образования должны быть представлены различные пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная музыка, классическая музыка, произведения современных композиторов.

Важным условием, позволяющим решать задачи современного музыкального образования и воспитания, является использование интегрированного подхода к обучению и освоению искусства.

Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства прежде всего предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но его функции в рамках целостного урока искусства расширяются.

Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогут учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность.

^ II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя-музыки.


В системе школьного образования возникла проблема обеспечения единства образовательного пространства России при сохранении разнообразия общеобразовательных учреждений и моделей образования. Ряд федеральных и региональных документов призваны решать эту проблему.

  1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).

  2. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403): http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

  3. Концепция этнокультурного образования: http://www.school.edu.ru .

  4. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. – 2002. - № 4.

  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2004. - №8.

  6. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.

  7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

  8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

  9. Типовые программы по музыке.

  10. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области»



^ Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом дисциплина «Музыка» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. На изучение учебного предмета «Музыка» в I-IV классах рекомендуется отводить 1 час в неделю, «Музыка» в V–VII классах рекомендовано отводить 1 час в неделю.

Один час в неделю, отведенный на урок музыки в базисном учебном плане, предусматривает ответственность учителя за высокий уровень преподавания предмета, раскрытия основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество. Разгрузка не должна быть связана с упрощением содержания учебных программ по музыке. Она возможна только на основе установления оптимального соответствия между теоретической и практической направленностью содержания образования. При этом приоритетное значение в содержании занятий приобретает опыт музыкально-творческой деятельности.

Решение проблемы разгрузки учебного предмета и вместе с тем достижение высокого уровня его освоения учащимися видится в интенсификации учебного процесса посредством создания педагогических условий, способствующих формированию личностно-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям, пробуждения и всемерного раскрытия их творческого потенциала в разнообразных видах музыкальной деятельности. Тем самым становится возможным значительное повышение эффективности музыкальных занятий даже в условиях отведенного на него минимального количества учебного времени.

Необходимо обратить особое внимание на то, что все обозначенные в примерной программе тематические разделы и подразделы следуют рассматривать не как отдельные учебные темы, изучение которых возможно последовательно, одна за другой, а как основополагающие сквозные учебные линии, разворачивающиеся на протяжении всех лет обучения в школе.

Анализ представленных в ОГОУ ДПО(ПК)С «Орловский институт усовершенствования учителей» сведений о УМК по предмету «Музыка», позволил увидеть общую картину использования конкретных учебников и других методических материалов в системе уроков музыки и выявить ряд следующих проблем: отсутствие полных библиографических сведений по программам и учебникам, хрестоматиям и фонохрестоматиям; около 65% учителей работают по программе Д. Кабалевского и 35% работают по программам других авторов без полного методического обеспечения.

Преподавание предмета «Музыка» рекомендовано осуществлять на основе учебников, утвержденных Министерством образования РФ.

На основании выше изложенного, рекомендуем использовать следующее программно-дидактическое и методическое обеспечение.

^ Программно-дидактическое и методическое обеспечение предмета «Музыка»:

Программы

Дидактические материалы

Методические материалы

«Музыка» (1 -8 класс)

Под рук. Кабалевского Д.Б.

М.: Просвещение, 2004, 2005, 2006.

Начальная школа:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 1 кл. (учебник-тетрадь)

2,3,4 кл. (учебник, рабочая тетрадь к учебнику).

М.: Просвещение, 2003-2006

Основная школа:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Музыка 5, 6 кл. (учебник, творческая тетрадь)

М.: Просвещение, 2004-2006 или

Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка: 5кл. (учебник, дневник). М.: Дрофа, 2004-2006.

6,7, 8кл. (учебник, дневник)

М.: Дрофа, 2001-2005.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1,2,3, 4 кл., 5,6 кл. М.: Просвещение, 2000-2006.

Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

М.: Просвещение, 2004-2006.

Методическое пособие 5-6 классы Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

М.: Просвещение, 2005-2006.

«Музыка» (1-4 кл.)

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

М.: Просвещение, 2002-2006.

«Музыка» (5-9кл.)

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

М.: Просвещение, 2005-2006.

Начальная школа:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 1 кл. (учебник-тетрадь)

2,3,4 кл. (учебники, рабочие тетради).

М.: Просвещение, 2003-2006.

Основная школа:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Музыка 5, 6 кл. (учебники, творческие тетради)

М.: Просвещение, 2004-2006

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 - 4 кл., 5-6 кл. М.: Просвещение, 2000-2006.

Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

М.: Просвещение, 2004-2006.

Методическое пособие 5-6 классы Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

М.: Просвещение, 2005-2006.

«Музыкальное искусство»(1-4, 5-9кл)

Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.

М.: Просвещение, 2002-2006.

Начальная школа:

Усачева В.О., Школяр Л.В.

Музыкальное искусство 1,2,3,4,

Основная школа:

Усачева В.О., Школяр Л.В.

Музыкальное искусство 5,6кл. (учебники, блокноты)

М.: Вентана-Граф, 2004-2006.

Усачева В.О., Школяр Л.В.

Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия, методическое пособие (1,2,3, 4, 5 кл.)

М.: Вентана-Граф, 2004-2006.

«Музыка» (1-4; 5-8)

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Науменко М.: Дрофа, 2003-2006.

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Науменко Музыка 1, 2, 3,4кл. (учебник, дневник) М.: Дрофа, 2004-2009.

Науменко Т.И., Алеев В.В.

Музыка 5кл. М.: Дрофа, 2004-2006; Музыка 6,7,8, 9 кл. М.: Дрофа 2004-2009.

Науменко Т.И., Алеев В.В.

Нотная хрестоматия (1,2;3 5,6,7,8, 9 кл.) М,: Дрофа, 2004-2009.


В 2010-2011 уч.году допускается использование новой редакции программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского (ред.Г.Сергеевой, Е.Критской – М.:Просвещение, 2006). Особенности тематического построения данной программы позволяют учителю самому выбирать формы, методы, приемы и виды деятельности на уроках музыки. Поскольку данная программа в настоящее время не оснащена учебниками и новыми методическими пособиями, допускается ее использование с учебно-методическими комплектами Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д., что дает возможность обновить и разнообразить музыкальный материал, раскрывая закономерности музыкального искусства средствами классической музыки и авангарда, фольклора и джаза, музыки религиозных традиций. В то же время, выбор данного учебно-методического комплекта сопровождается определенными трудностями, так как требует от учителя музыки индивидуального, творческого подхода в работе: составлении своего календарно - тематического планирования, позволяющего в системе изучать с детьми материалы учебника и выполнять творческие задания в творческих тетрадях. Разработка такого поурочного календарно-тематического планирования учителя должна утверждаться руководителем РМО учителей музыки.


^ Примерный перечень элективных курсов

для учащихся 9-11 классов


Элективные курсы профильной и предпрофильной подготовки учащихся. Образовательная область «Искусство»

«Искусство и мы» Т.В. Челышева. М.: АПК и ПРО, 2003.

«Основы экранной культуры» Е.А. Бондаренко. М.: АПК и ПРО, 2003.

«Метиакультура. Основы журналистики» Е.А. Бондаренко. М.: АПК и ПРО, 2003.

«Введение в историю русского искусства» Е.А. Кочерова. М.: АПК и ПРО, 2003.

«Музыка мира; джаз» Н.А. Жирова. М.: АПК и ПРО, 2003.

«Основы компьютерной инструментовки» Н.В. Шубина М.: АПК и ПРО, 2003.

«Жизненное пространство – ИСКУССТВО» А.В. Кириллова М.: АПК и ПРО, 2003.

«Русская духовная музыка» И.В. Кошмина. М.: АПК и ПРО, 2003.

Характеристика видов контроля качества знаний по музыке.


Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля выделяются следующие виды: стартовый, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.


^ Список литературы и рекомендуемые сайты.


Дополнительную информацию по методике преподавания музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.

http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ.

http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России. http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.

http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник.

http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.

http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс.

http://www.prosv.ru - Издательство "Просвещение".

http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука".

http://www.piter.com - Издательство "Питер".

Рекомендуем учителю музыки пополнять список образовательных ресурсов в течение года и создать свою библиотеку полезных сайтов по музыке.


^ Деятельность методических объединений учителей музыки, мировой художественной культуры, искусства по повышению качества образования.

Деятельность методических объединений должна быть направлена на новые, новационные функции методической работы: диагностическую, прогностическую, исследовательскую.

В течение учебного года изучалось состояние преподавания музыки, МХК, искусства в Орловской области, учебно- методическое обеспечение данных учебных дисциплин, наличие кабинета и техническая его оснащенность.

Проведенные исследования позволили выявить ряд трудностей и проблем:

- недостаточная оснащенность учебного процесса техническими средствами обучения: устаревшие проигрыватели, отсутствие современной аудиоаппаратуры;

- недостаточная мотивация к использованию эффективных инновационных форм обучения в учебно-воспитательном процессе;

- недостаточный уровень знаний, умений, навыков в проведении самоанализа урока, анализа урока коллег, описания собственного опыта, методики работы над темой самообразования, в работе с одаренными детьми, системой диагностики.

Для преодоления существующих проблем необходимо обратить внимание на кадровое обеспечение учебного предмета специалистами (в ряде образовательных учреждений области предмет ведут учителя-совместители) и их систематическое повышение квалификации.

В 2010-2011 учебном году на заседаниях методических объединений целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. Предметы «Искусство (музыка, МХК)», в новом поколении стандартов.

2. Организационно-педагогические условия повышения качества образования в системе урочной и внеурочной деятельности по учебным предметам «Музыка», «МХК», «Искусство».

3. Совершенствование методики преподавания предметов художественно-эстетического цикла.

4. Полихудожественное воспитание и интегрированное обучение школьников в системе уроков .

5. Патриотическое, гражданское воспитание школьников в системе урочной и внеурочной деятельности.

6. Мониторинг в системе урочной и внеурочной деятельности .

7. Использование ИКТ в преподавании Музыки, МХК, Искусства.

8. Повышение качества образования, через использование современных педагогических технологий, методов, приёмов.

9. Мониторинг  профессионального развития педагога и его деятельности.

10.Повышение уровня профессиональной компетентности педагога - основа развития методической работы образовательного учреждения.

Следует обратить внимание на разнообразие форм организации и проведения заседаний методических объединений: лекция, теоретический семинар, конференция, экскурсия, творческая дискуссия, творческий диалог, гостиная, час коллективного творчества, методический фестиваль, деловая игра, ярмарка методических идей, методический тренинг, встреча за круглым столом, авторская мастерская, педагогическая выставка и.т.д.


^ Современные требования к уроку

При разработке системы уроков по музыке, МХК, искусству необходимо учитывать совершенствование образовательного процесса (принципы, методы, способы, приемы, организационные формы, современные технологии обучения и воспитания), также разработку и внедрение активных методов обучения; программированное, проблемное, модульное обучение; обучение в контексте педагогики сотрудничества и др.

Современная методика вполне может предусматривать прохождение достаточно объемного теоретического раздела (сведения о современных направлениях, течениях, школах), а также практического слушания и анализа сложных музыкальных произведений. При этом важно избегать «перегруженности» урока теорией, т.к. основная цель введения нового материала – практическое овладение слушательской и зрительской культурой, приобретение навыков анализа средств музыкальной и художественной выразительности как пути к самостоятельному освоению школьниками лучших образцов современных и классических произведений искусства.

Основной акцент в обучении должен быть сделан на практическом овладении вербальными формами выражении смысла музыкально-эстетического пространства, посредством деятельности, в процессе выполнения определенного рода учебных, творческих заданий.

Кабинет музыки и МХК.





Похожие:

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и«Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Гос общего образования (2004 г.) и Фгос ноо. В текущем учебном году продолжается поэтапный переход 2-х классов на фгос по изобразительному...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconИнформационно-методическое письмо «О проведении в общеобразовательных учреждениях Орловской области мероприятий, посвященных Дню Конституции Российской Федерации»
Управление образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, боу оо дпо(ПК)С «Орловский...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconМетодическое письмо «О преподавании предмета биологии в общеобразовательных школах Ярославской области в 2006-2007 учебном году»
Это предполагает значительное обновление содержания образования в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны....
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия»
В период подготовки к внедрению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов основного общего и среднего полного общего...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconО преподавании «Изобразительного искусства» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
Г., тем самым заканчивая переход на федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству....
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconО преподавании «Изобразительного искусства» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
Г., тем самым заканчивая переход на федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству....
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconПриказ №1390 «Об утверждении графика введения фгос начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Орловской области» ина основании заявлений родителей (законных представителей)
Департамента образования, культуры и спорта Орловской области от 8 июля 2011года №1390 «Об утверждении графика введения фгос начального...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «география» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Изации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности предполагают значительное обновление содержания...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Орловской области» iconПриказ № от 2011 г с. Сакмара
Об организованном окончании 2010-2011 учебного года в общеобразовательных учреждениях Сакмарского района и проведении государственной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты