Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» icon

Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии»




НазваниеМетодическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии»
Дата12.05.2014
Размер0.52 Mb.
ТипМетодическое пособие


В.И. Чернышов


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

«СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

НА ПРЕДПРИЯТИИ»

ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ЭКОЛОГИИ»


Для студентов экологического факультета


Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

2000

У т в е р ж д е н о

РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов


Чернышов В.И.

Методическое пособие для изучения раздела «Структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «Менеджмент и маркетинг в экологии». – М.: Изд-во РУДН, 2000.   33 с.


В методических пособиях изложены основные понятия, цели и задачи экологического менеджмента на предприятии – современном инструменте природопользования, приведены рекомендации по организации и структуре экологической службы на производствах разного типа.

Методическое пособие предназначено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 511100 «Экология и природопользование», а также может быть полезным для стажеров и аспирантов, специализирующихся в области экологии и экологической экспертизы.

Подготовлено на кафедре системной экологии экологического факультета.


 Издательство Российского университета дружбы народов, 2000 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Становление экологического менеджмента 4

Цели и задачи менеджмента на предприятии. 7

Методы экологического менеджмента на предприятиях 10

Организация экологической службы предприятия 11

Анализ экологического состояния предприятия 16

Оценка экологических рисков на предприятии 17

Оценка затрат на природоохранные мероприятия 18

Экологический маркетинг в деятельности предприятия 19

Процедура оценки воздействия предприятия на окружающую среду 21

Экологическая ревизия предприятия 24

Отношения предприятия с общественностью 26

Обучение сотрудников предприятия экологическому менеджменту 28

Литература 33



^

Становление экологического менеджмента



В рамках государственной организации человеческого общества первичным элементом современных производств и «инструментом природопользования» яв­ляется предприятие – как юридическое лицо.

П
редприятие функционирует, как открытая система ( Рис. 1 ). Для него харак­терно наличие внутренней, внешней среды и каналов их взаимодействия.

Сегодня мы имеем сформировав­шийся и достаточно эффективно функционирующий производственный менедж­мент. Однако целью этого менеджмента была и осталась основной задачей обес­печение максимальной прибыли предприятия. При этом в цене товара (полезного продукта) не учитывалась (полностью или частично) стоимость всех природных ресурсов и воздействие отходов предприятия на здоровье человека и природную среду.

Системный подход к структуре и функциям предприятия позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля (менеджмента) за всеми переменными современного производства.

Можно считать правомерным выделение трех главных этапов в эволюции менеджмента в течение последнего века. Первый этап (конец XIX в.—30-е гг. XX в.) — происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деловой деятельности, а также обособление управления от собственности. Второй этап (30—60-е гг.) — менеджмент опирается на хозяйственные основы командно-административного типа вертикально интегрированной системы управления. Особое значение приобрело исследование проблем мотивации труда. Человече­ский фактор стал пристально изучаться идеологами менеджмента именно с 30-х гг. XX в.

Последний, третий этап (с 60-х гг. — по настоящее время) характерен тем, что возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на го­ризонтально - интегрированной мотивационной модели с использованием пре­имущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представи­тели этого этапа И. Ансофф, Д. Томпсон, В. Оучи, М. Портер, Дж. Коттер, Т. Петерс, Ф. Хедоури, М. Мескон и др., внесшие существенный вклад в развитие теории управления.

Для этого этапа характерно расширение сферы влияния менеджмента на внешнюю среду предприятия. В настоящее время интенсивно формируются такие сложные производственные комплексы, как корпорации, холдинги и межнацио­нальные объединения. Инфраструктуры этих комплексов включают в себя, как обязательный компонент, экологические системы. Такая тенденция в экономике и управлении экономическими комплексами сформировала теоретические основы экологического менеджмента.

^ Современная наука управления представлена многими различными тече­ниями и школами. Их отличает стремление соединить научное исследование ор­ганизационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования, достижением стабильности эколого-экономического развития, преодолением социально-эконо­мических и экологических конфликтов. Нацеленность исследований на область управления внутренней и внешней средой производства является основопола­гающей тенденцией развития теории экологического менеджмента.

^ Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой деятельность, направленная на достижение целей организации, рассмат­ривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвя­занных непрерывных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках по­следних - планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

В самое последнее время практика традиционного менеджмента, непосредст­венно связанного с предпринимательством, столкнулась с новыми проблемами. Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздейст­вий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельно­сти человека. Создание новых знаний шло без како­го-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Воз­никла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Менеджеры стали полноправными участниками данного процесса.

К факторам, формирующим самые современные подходы к управлению пред­приятиями, относят, в первую очередь, процессы глобализации общественного развития. Эти процессы отражают постоянно растущую взаимосвязанность и зависимость всех стран регионов мира от экологической ситуации в природно-климатических и экономических зонах.

В XX в. эти процессы, под воздействие революционных изменений в науке и технике (вызвавших бурное развитие производительных сил во всех частях земного шара), заметно ускорились. В результате появления скоростных средств сооб­щения и бурного прогресса электронных средств люди, живущие в разных странах и регионах, стали не только ближе друг к другу, но и более мобильны и взаимозависимы.

Процесс слияний, поглащений и приобретений крупными корпорациями компаний своих соперников, менее удачливых конкурентов, происходящий в воз­растающих масштабах, ведет к усложнению организации управления и в ряде случаев – к снижению результативности экологического менеджмента.

Характерным для истории менеджмента является трансформация его от ма­лоприметной периферийной дисциплины, до основного направления социальной мысли, которое сегодня определяет образ жизни сотен миллионов людей. Много­численные и разнообразные по подходам и содержанию теории и школы менедж­мента позволили значительно расширить представление об управлении как о науке, сформулировать его принципы, определить задачи и функции, разработать механизмы и методы их реализации, а также критерии оценки деятельности ме­неджеров и экологического менеджмента в целом.

Научная, практическая, информационная база данных, накопленная за тыся­челетия, бесценный опыт известных и безвестных менеджеров, усилия многих ученых, исследователей создали теоретическую основу, базируясь на которой се­годня можно решать совершенно новые проблемы. Находить к ним оригинальные подходы, которые делают возможным ускоренную трансформацию науки и прак­тики менеджмента применительно к качественно новым эколого-экономическим условиям, открывают путь к преобразованию экономики не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом.

Экологический менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений предприятий, его сотрудников в реализации социо-эколого-эко­номических, технологических, социально-психологи-ческих задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой в условиях свободной конкуренции.

^

Цели и задачи менеджмента на предприятии.



Анализ современной мировой практики природопользования свидетельствует о том, что мероприятия по снижению отрицательного влияния технологической деятельности предприятия на окружающую среду, не смотря на дополнительные «непроизводственные» затраты направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды, в конечном итоге увеличивают конкурентоспособность товара и экономическую эффективность производства.

Современная управленческая стратегия предприятия в условиях рыночной экономики определяет систему управления предприятием, его цели и задачи в ус­ловиях «выживания» или развития при формировании или стабилизации рыноч­ных отношений.

Стратегия является комплексным планом, предназначенным для обеспечения функционирования предприятия и достижения стоящих перед ним целей. Реали­зация стратегических планов на предприятиях служит основой достижения успеха в их долговременной политике.

Среди важнейших направлений реализации стратегии предприятия должна быть ориентация его в условиях рыночной экономики на повышение конкурентоспособности. Пути снижения затрат на производство, управление и непроизводственные затраты в виде различных платежей за экологический вред - одна из важнейших сфер менеджмента на предприятии, в том числе при выборе подходов к определению целевой модели предприятия.

При выборе этих подходов нередко различается управление по целям или управление по результатам, что является основой формирования стратегии пред­приятия.

Деление предприятия на составляющие звенья предопределяет необходимость коор­динации их деятельности в результате горизонтального и вертикального разделе­ния труда в организации.

Вертикальное разделение труда является инструментом координации задач, которые реализуются организацией для осуществления обозначенных целей.

Управление становится важной деятельностью для организа­ции. Выделяются управленческие функции, без которых невозможно скоордини­ровать по горизонтали деятельность членов организации.

Необходимо четкое отделение управления от коммерческой и технологической деятельности организации.

Для обеспечения выполнения заданных целей управление использует раз­личные методы: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые.

Использование методов управления предопределяет возможность примене­ния ряда его важнейших функций - экономического анализа, прогнозирования, экономического программирования, организации, структурирования производ­ства и управления, оперативного регулирования и координации, бухгалтерского учета, контроля.

^ Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления предприятием путём приня­тия решений.

Планирование представляет собой способ руководства, обеспечивающий единое направление усилий всех работников предприятия к достижению общих целей.

Организация является способом вовлечения в работу непосредственных ис­полнителей, объединения их усилий по выполнению этой работы определенным образом, обуславливающим высокие результаты.

Мотивация служит средством побуждения работников к действиям, обеспе­чивающим через удовлетворение их потребностей эффективное выполнение их обязанностей.

Контроль является процессом обеспечения достижения предприятием своих целей в обозначенный отрезок времени, установления отклонений по сравнению с ожидаемыми результатами.

^ Принятие решений и коммуникации являются связующими процессами в управлении предприятием, обеспечивающими наилучший выбор управленческих действий из возможных альтернатив.

Успех менеджмента на предприятиях во многом зависит от его главной составляющей – маркетинга и формируется совокупностью факторов, ориентированных на потребителя и обеспечивающих фирме стабильную прибыль. Главное в маркетинге - двуединый подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и по­требностей покупателя, ориентация производства на эти требования. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

К основным функциям маркетинга можно отнести:

1)анализ окружающей среды маркетинга и рыночные исследования. Марке­тинговое исследование - это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Служба маркетинга осуще­ствляет исследовательскую деятельность на основе непрерывной обработки ин­формации обо всех аспектах ситуации на рынке, базируясь на объективности и точности;

2) анализ потребителей. В основу производства закладываются данные, по­лученные в результате изучения запросов и предпочтений различных рыночных сегментов: от­дельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, ко­торым предназначается вновь создаваемая продукция;

3) планирование товара (услуг) - систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торго­вой марки и упаковки. Центральное место здесь занимает концепция жизненного цикла товара;

4) планирование товародвижения и сбыта - систематическое принятие реше­ний по перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю и передаче собственности на них. Сюда входят транспортировка, хранение и совершение сделок. Функции товародвижения реализуются через каналы сбыта, которые включают всех участников (организации, агентов и т.д.), связанных с передвиже­нием товаров и услуг;

5) планирование продвижения товаров и услуг - систематическое принятие решений, касающихся различных форм информации, убеждения или напомина­ния обществу фирмой о ее товарах, услугах, идеях, общественной деятельности и т.п. Цели продвижения можно разделить на две большие сферы: формирование спроса и стимулирование сбыта;

6) планирование маркетинга;

7) управление.

“Служба” маркетинга, возглавляется вице-президентом по маркетингу (мар­кетинг директором). Ее оргструктура в принципе соответствует основным функ­циям маркетинга, перечисленным выше. Каждый отдел, возглавляемый управ­ляющим, отвечает за свой определенный участок работы. Принцип ориентации на покупателя заложен во все должностные инструкции, где подчеркивается связь данного участка работы (проектирование новых товаров, ценовой стратегии, мар­кетинговые исследования и т.д.) со сбытом продукции определяется его роль и место в единой цепи “продукт - рынок”.

Далее мы представим методы управления, сформированные практикой за­рубежных фирм, которые с успехом могут быть использованы, по нашему мне­нию, в большинстве областей российского производства. Структура реко­мендаций зарубежных эко-менеджеров аналогична матричной организации рос­сийских предприятий.

Существует множество причин, по которым компании стремятся стать «экологически чистыми» («зеле­ными»). Часто радикальные перемены происходят по воле не только высшего ру­ководства, но и руководителей среднего звена.

Наиболее вероятно, что радикальные перемены, прежде всего, проведут пред­приятия, испытывающие прямое давление со стороны клиентов (производители потребительских товаров, поставщики, сервисные компании), либо те, о ком сло­жилось представление как об источнике загрязнения окружающей среды (напри­мер, предприятия химической промышленности). В каком подразделении компа­нии начнутся перемены, зависит, в основном, от отношения работников к приро­доохранной деятельности. Если, к примеру, руководитель научно-исследователь­ского подразделения компании является поборником охраны окружающей среды, то вполне можно ожидать, что экологически вредные материалы будут заменены безопасными, а продукция нового поколения будет менее энергоемкой. Если на­чальник отдела НИОКР, стремящийся соблюдать экологические требования, не встретит понимания со стороны работников отдела материально-технического снабжения, для которых приверженность к "зеленому движению" означает лишь дополнительные хлопоты, то ни одно предложение отдела НИОКР в использо­вании других экологически чистых материалов не будет реализовано.

На выбор метода экологизации технологии влияет также форма собственно­сти компании. Ориентация на краткосрочную прибыль не способствует проведе­нию глубоких перемен. Если предприятие функционирует в форме потребитель­ского кооператива или принадлежит фонду, то оно, как правило, более располо­жено к тому, чтобы стать "зеленым".

В Швейцарии самая большая сеть магазинов розничной торговли (супермар­кетов) является потребительским кооперативом, который одним из первых соста­вил свои стратегические и оперативные планы с учетом экологических требова­ний. Созданный кооперативом фонд занимается поиском альтернативных форм экономического развития.

^

Методы экологического менеджмента на предприятиях



Экологически безопасные производственные процессы должны отвечать следующим требованиям:

- отсутствие загрязняющих веществ;

- безотходность производства;

- безопасность для здоровья рабочих;

- низкий уровень энергопотребления;

- эффективность ресурсопотребления.

Общеизвестно, что компании, даже экономящие используемые ресурсы и выполняющие экологические требования, не становятся безоговорочно безопас­ными для окружающей среды. Как правило, это связано с отсутствием данных о долгосрочном воздействии выбросов на окружающую среду, а также с наличием слишком либеральных экологических норм.

Признать рациональное использование окружающей среды одним из важ­нейших приоритетов предприятий и компаний, а также основных условий разви­тия; разработать стратегию, программу и методы управления производством с максимальным учетом окружающей среды - залог системной деятельности по ох­ране окружающей среды.

Успех этой работы возможен в результате объединения усилий всего коллек­тива и всех управленческих служб, которые должны при этом реализовать:

- обеспечение эффективности производства и доведение до минимума уровня загрязнения;

- гармоничное встраивание новых технологий в природную и соци­альную сферу;

- обеспечение чистоты, безопасности и рентабельности продукции в соответ­ствии с требованиями потребителей

- понимание всеми работниками требований и правил по охране окружающей среды;

- создание новых товаров и технологических процессов, отличающихся ми­нимальным уровнем загрязнения, безопасности и оптимальной рентабельности;

- снабжение материалами пригодными к повторной утилизации и причи­няющих минимальный вред окружающей среде;

- обеспечение окупаемости мер по предотвращению загрязнении;

- реализация мероприятий по профилактики профессиональных заболеваний и обеспечению безопасных условий труда;

- предварительная экологическая экспертиза проектов для оценки его воздей­ствия на окружающую среду.

На предприятиях, в компаниях и фирмах методы экологического менедж­мента реализуются специальными службами.

Детально другие вопросы организации этой работы рассматриваются при разработке экологического паспорта.

Большое внимание на предприятиях при реализации методов экологического менеджмента уделяется оптимизации условий труда работников и совершен­ствованию санитарно - гигиенических факторов, снижению монотонности труда, повышению его привлекательности и разнообразию, оптимизации труда и отдыха работников и т.д.

В современных условиях факторы внешней среды оказывают сильное воз­действие на управление организацией, в связи с чем в 80-е годы существенно воз­росла роль стратегического анализа, стратегического планирования и управления.

^

Организация экологической службы предприятия



Для того чтобы вопросы природоохранной деятельности эффективно реша­лись на всех уровнях и областях управления, руководство предприятия должно принять ряд решений:

- назначение штатного руководителя экологической службы, отвечающего за постановку всей природоохранной деятельности на предприятии;

- назначение работника, координирующего действия всех, кто, так или иначе, связан с решением вопросов окружающей среды на предприятии;

- создание комитета по вопросам окружающей среды;

- выбор представителя предприятия во взаимоотношениях с местной вла­стью и общественностью по экологическим вопросам;

- назначение одного из членов правления ответственным за природо­охранную деятельность на предприятии;

- обеспечить преимущества экологической специализации по сравнению с распреде­лением ответственности за природоохранную деятельность по всем под­разделениям предприятия;

- рассмотреть возможность учреждения должности "менеджер по экологическим во­просам".

На малых, средних и крупных предприятиях организационные структуры управления природоохранной деятельностью существенно различаются. На малом предприятии существует самая простая струк­турная форма, когда все решения принимает один человек. Функции менеджера по экологическим вопросам на таком предприятии выполняет, как правило, сам владелец, который принимает и все другие решения.

В средних по величине компаниях с числом сотрудников 50-300 человек иногда создается должность менеджера-инженера по экологи­ческим вопросам. Однако в большинстве компаний его обязанности в качестве дополнительной на­грузки просто возлагаются на руководите­лей разного уровня, которые независимо от наличия или отсутствия специальной подготовки должны иметь высшее обра­зование в одной из технических дисциплин. Предпочтительно в химии, поскольку им придется тесно сотрудничать, в основном, с руководителями производств и опыт работы на производстве.

Лучше всего возложить эти обязанности на сотрудника ремонтно-технического отдела, поскольку экологически чистое производство зависит, в ос­новном, от хорошего состояния оборудования, а оно, в свою очередь, - от хоро­шего обслуживания. То же относится и к энергетическому хозяйству, которое, по возможности, следует включить в состав ремонтно-технической службы.

Техническое обслуживание является условием не только любого нормаль­ного производства, но оно необходимо при модернизации оборудования: повы­шение производительности труда, снижение количества выбросов или потерь те­пла зависят от работы ремонтно-технического подразделения.

В некоторых случаях ответственность за природоохранную деятельность возлагается на работника отдела охраны труда и техники безопасности или отдела организации производства, который всегда занимался вопросами производствен­ной оптимизации и производительности на предприятиях.

Не менее разумной представляется такая организация природоохранной дея­тельности на среднем предприятии, когда вопросы охраны окружающей среды возлагаются на главного инженера. Он возглавляет экологический комитет, в со­став которого обязательно входят представители руководства, ремонтно-техниче­ского отдела и отдела охраны труда и техники безопасности. Два последних от­дела отвечают за практическую реализацию природоохранных мероприятий на производстве. Выполнение этих "минимальных" требований еще не гарантирует, что вопросы охраны окружающей среды будут учитываться, как предполагалось, на всех уровнях управления. Для этого может потребоваться создание специаль­ного комитета по экологическим вопросам, в состав которого войдут начальники отделов маркетинга, НИОКР, новой продукции, отдела кадров, финансового от­дела, юрисконсульт.

Крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате специалистов всех от­раслей: химиков, физиков, биологов, гидрологов и т.д. В них могут быть созданы собственные экологические подразделения, в состав которых войдут все эти спе­циалисты. Возможно, эти подразделения будут функционировать в рамках на­учно-исследовательского центра фирмы, и подчиняться кому-то из членов правле­ния, курирующему охрану окружающей среды. Если фирмы не хотят иметь соб­ственное подразделение по охране окружающей среды, то могут пользоваться ус­лугами специальных аудиторских фирм.

Многонациональным компаниям, возможно, придется создать несколько подразделений по охране окружающей среды, но, поскольку это требует затраты немалых финансовых средств, скорее всего одно такое подразделение будет об­служивать целый регион или подрегион.

^ Подразделение по охране окружающей среды. Состав такого подразделения определяется масштабом и характером производственного процесса. В обязанно­сти сотрудников подразделения входят борьба с загрязнениями, обеспечение эко­логической чистоты выпускаемой продукции, предотвращение аварий и несчаст­ных случаев, а также охрана труда и техника безопасности на производстве. Кроме того, к обязанностям этого подразделения могут относиться согласование вопросов с производственными отделами, сбор и распространение информации, оказание технического содействия, ознакомление работников компании с новыми чистыми технологиями, консультации по экологической чистоте продукции, а также рекомендации по порядку и методам проведения ОВОС.

Эффективная организация охраны окружающей среды включает в себя сле­дующие мероприятия:

  • Назначение руководителем или координатором программ охраны окру­жающей среды одного из членов руководства компании.

  • Выделение достаточного количества людей для реализации программ охраны окружающей среды.

  • Обеспечение поступления к высшему руководству своевременной ин­формации по вопросам окружающей среды.

  • Создание для фирмы программы регулярного выявления и оценки ис­точников и степени опасности для окружающей среды.

  • Создание на предприятии эффективной системы экологической инфор­мации, распространяемой на всех уровнях управления:

- по официальным каналам, то есть через руководителей среднего звена и различные комитеты;

- путем публикации во внутрифирменных изданиях, сообщений на техни­ческих совещаниях и с помощью других обычных методов распростра­нения информации.

  • Ознакомление руководителей и рядовых сотрудников с вопросами ох­раны окружающей среды в пределах своей компетенции.

  • Ознакомление всех сотрудников фирмы с требованиями экологического законодательства.

  • Получение соответствующей подготовки и квалификации сотрудниками, непосредственно отвечающими за реализацию программ охраны окру­жающей среды.

  • Обеспечение при необходимости всех сотрудников инструкциями с ука­занием особо важных вопросов охраны окружающей среды, требований экологического законодательства и т.п.

  • Включение вопросов охраны окружающей среды отдельным разделом в регулярные сводки, представляемые руководству компании, и составле­ние ежегодного отчета о состоянии природоохранной деятельности.

  • Создание удобной системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации от­ходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой в распоряжение координатора природоохранной деятельности.

  • Включение в письменные инструкции по эксплуатации для важнейших производств указаний по мерам охраны окружающей среды.

  • Осуществление программ, направленных на повышение экологической грамотности всех сотрудников.

В обязанности руководителей среднего звена входит практическая реализа­ция проектов и программ, контроль над производством продукции услуг, обеспече­ние соответствия всех видов деятельности на производствах, которыми они руко­водят, проводимой компанией экологической политике.

Обычно деятельность подразделения по охране окружающей среды подразу­мевает установление контактов внутри предприятия, с органами правительства, специализированными учреждениями, политиками, пресс - группами, союзами ра­ботодателей и профсоюзами, специализированными научно-исследовательскими институтами, средствами массовой информации и прочими организациями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды.

Все вопросы, вызывающие экологическую обеспокоенность вышеперечис­ленных учреждений и групп, должны найти отражение в экологической политике компании; о принятых мерах необходимо предоставлять соответствующую ин­формацию. Следовательно, подразделения по охране окружающей среды выпол­няют функции координационных групп и должны поддерживать тесные контакты с советом директоров, поскольку многие рассматриваемые вопросы могут иметь исключительное значение для развития и стратегии компании в будущем. В чрезвычайных ситуациях не допустить перерастания незначительной аварии или проблемы в крупную катастрофу можно только при наличии полной под­держки со стороны высшего руководства компании.

^ Координация природоохранной деятельности. Конфликты экологического характера возникают между предприятием и местным населением в основном в результате отсутствия между ними контактов. Поэтому главная задача экологиче­ской координационной группы или специалиста по связям с общественностью (менеджер по экологическим вопросам, координатор) - установление и поддержа­ние каналов связи как средства получения и передачи информации. На самом предприятии может действовать внутренняя сеть экологической информации с выходами на каждую службу и уровень управления через информационные группы, созданные в каждом отделении и филиале компании. В периоды кризиса компания должна иметь возможность связываться со своими акционерами, мест­ным населением и потребителями, то есть со всеми, кто, так или иначе, связан с ее производством или выпускаемой продукцией.

В компетенцию экологической координационной группы или специалистов по связям с общественностью могут также входить организация курсов повыше­ния экологических знаний руководителей среднего звена по вопросам подачи зая­вок, заключения контрактов с поставщиками и потребителями, действий в чрезвычайных ситуациях и т.п. Важнейшими обязанностями высшего руководства являются поощрение повышения экологических знаний менедже­рами компании, а также создание на предприятии системы ценностей и устано­вок, направленных на более сознательное отношение к охране окружающей среды и учёт внешних последствий работы каждого.

^ Экологическая служба как этап карьеры. Если у предприятия имеются на­мерения создать себе имидж искреннего защитника окружающей среды, то у ру­ководителя экологической службы есть все шансы добиться одной из высших должностей в руководстве компании. Ниже приводится несколько аргументов в пользу этого утверждения.

Чтобы добиться хороших результатов в работе начальник экологической службы должен продемонстрировать умение общаться с людьми, способность ув­лечь их своей идеей, т.е. дар убеждения и черты лидера, важнейшие качества ру­ководителя высшего уровня.

Если у человека имеются такие задатки, то должность начальника экологиче­ской службы дает прекрасную возможность развить их.

То, что один из будущих представителей высшего руководства предприятия какое-то время занимается экологией, продемонстрирует всем сотрудникам ис­ключительную важность этой работы, что поможет привлечь на предприятие пер­воклассных специалистов. Кроме того, непосредственное знакомство высшего руководства с характером работы этой службы пойдет фирме только на пользу. Обсудив общие вопросы организации экологической службы на предприятии, по­знакомимся теперь с решением экологических проблем на нескольких конкрет­ных примерах.

^ Природоохранная деятельность на примере ряда компаний. Работу по ох­ране окружающей среды в канадской корпорации, в состав которой входят пред­приятия машиностроительной, аэрокосмической и электронной отраслей, воз­главляет вице-президент, подчиняющийся первому вице-президенту по техноло­гии. В состав экологического управления корпорации входят шесть подразделе­ний, возглавляемых директорами, которые примерно раз в неделю обсуждают во­просы политики и другие проблемы экологического характера. В задачи управле­ния входят разработка политики, комплексной программы и координация их вы­полнения, планирование мероприятий по охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, анализ финансовых аспектов, системы обучения, инспекции и других вопросов, связанных с охраной окружающей среды.

Сотрудники экологических подразделений компании, секторов и заводов (за­дачи которых фактически идентичны вышеперечисленным) занимаются повсе­дневной работой непосредственно на производстве.

В одной из многонациональных химических компаний Германии служба ох­раны окружающей среды занимает одно из главных мест в организационной структуре.

Вопросы охраны окружающей среды, охрана труда и техники безопасности находятся в компетенции одного из членов совета директоров, который вместе с двумя другими членами совета, курирующими НИОКР и кадровые вопросы, об­разует Комитет правления по охране окружающей среды, охране труда и технике безопасности. Комитет является высшим органом по всем экологическим вопро­сам и принимает решения, обязательные для исполнения во всех странах, в кото­рых имеются отделения компании. Другой комитет, куда входят члены совета ди­ректоров и начальники центральных технических управлений, подготавливает общие технические решения. На более низком уровне организационной струк­туры компании находятся предметно-производственные и центральные функцио­нальные подразделения. Имеется также одно центральное подразделение, кури­рующее вопросы административно-хозяйственной деятельности, охраны окру­жающей среды, охраны труда и техники безопасности на заводах. Аналогичные ему отделения имеются и в предметно-производственных подразделениях. Цен­тральное подразделение НИОКР также занимается вопросами охраны окружаю­щей среды с помощью секций, контролирующих охрану труда на производствен­ных участках и производствах, состояние энергетического хозяйства и соблюде­ние технологических режимов.

^

Анализ экологического состояния предприятия



Общий анализ экологического состояния предприятия включает не только анализ производства (анализ техно­логий). Важное значение имеет анализ состояния систем инженерного и энергообеспечения, а также анализ эф­фективности управления производством в целях обеспе­чения охраны окружающей среды.

Анализ состояния предприятий проводится в соответ­ствии с порядком, показанным на рисунке 2, и в обобщенном виде излагается в соответствующем отчете.

^ Анализ состояния предприятия. По результатам обследования предприятия составляют отчет. Объем представленных в отчете сведений должен быть достаточен для оценки возможностей предприятия, составления констатирующей части бизнес-плана и пред­варительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), а также отбора объектов для инвестиций.

Отчет по результатам обследования имеет следующую примерную структуру:

- Общие сведения.

- Структура управления.

- Выпуск продукции.

- Сбыт.

- Сырье и вспомогательные материалы.

- Техническое состояние основного производства.

- Инженерное обеспечение.

- Экология.

- Промышленная безопасность.

- Себестоимость продукции.

- Финансовые показатели.

- Инвестиции.

- Развитие.

^

Оценка экологических рисков на предприятии



Объективная оценка экологического состояния необ­ходима как для определения приоритетов инвестиций, так и для оценки рисков, связанных с обязательствами вла­дельца предприятия.

Определение экологических рисков владельца пред­приятия производится по результатам экологического аудита, основными задачами которого следует считать:

- изучение состояния системы управления природоох­ранной деятельно-стью предприятия;

- изучение взаимоотношений с местными и федераль­ными органами при-родоохраны;

- прогнозирование ситуации при росте объемов произ­водства; выявление «скрытых» проблем, которые мо­гут потребовать срочного вложения средств;

- определение соответствия экологической документации технической и финансовой отчетности;

- отбоp объектов капиталовложений;

- подготовка данных об экологической ситуации для по­лучения целевых кредитов от международных органи­заций.

При решении этих задач используются процедуры экологического аудита в соответствии с рекомендациями Европейского банка реконструкции и развития.

В отчете о проведении экологического аудита отражаются:

- общие проблемы и взаимоотношения с органами над­зора;

- экологические платежи и затраты на природоохранные мероприятия;

- состояние воздушного бассейна;

- состояние систем водоснабжения и водоочистки;

- состояние мест складирования твердых отходов;

- состояние земель;

- программа природоохранной деятельности.

^

Оценка затрат на природоохранные мероприятия



С точки зрения обеспечения эффективности управле­ния проверка экологической ситуации представляет собой процесс выявления потенциальных расходов в области природоохраны. Их точная оценка позволяет избежать выдачи рискованных кредитов либо скорректировать ус­ловия кредитования. Результаты проверки экологической ситуации должны обязательно учитываться при кредито­вании промышленных предприятий, а вопрос о размеще­нии инвестиций должен увязываться с экологическим мо­ниторингом. Разумеется, особого внимания требует на­правление финансовых средств для реализации меропри­ятий по профилактике аварийных ситуаций.

При анализе общей экологической ситуации важней­шие сведения дает анализ текущих платежей предприя­тия. Рассматриваются общие объемы платежей, распре­деление платежей различных видов (плата за выбро­сы/сбросы в пределах временного согласования выбро­сов/сбросов, сверхлимитные платежи/штрафные санк­ции). Затем проводится анализ распределения платы по видам отходов.

Приведем пример распределения экологических пла­тежей.


^ Экологические платежи медеплавильного завода

Распределение экологических платежей по видом, %

Выбросы 67

Сбросы 5

Отходы 28

Распределение платы за выбросы в атмосферу, %

Мышьяк 3

Оксид меди 17

Свинец и его соединения, кроме тетраэтиленсвинца 28

Сернистый ангидрид (диоксид серы) 2

Прочие 50

Распределение плоты за сбросы, %

Цинк 14

Железо 26

Медь 56

Прочие 4

Распределение платы за размещение твердых отходов, %

Арсениды 5

Отходы обогащения 60

Фосфогипс 35

Прочие О


При разработке планов мероприятий предпочтение от­дается проектам, направленным на снижение наиболее крупных платежей.

Установление государственны­ми органами платежей, дифференцирован-ных по видам отходов, заставляет собственника выбирать четкие ориен­тиры для осуществления природоохранных мероприятий. Важную роль при этом должна играть долговременность установленных ставок и нормативов. Только при таком условии возможна разработка долговременных программ природоохранной деятельности предприятий, которые по­зволят оценить эффективность природоохранных затрат. При рыночных отношениях меры по предотвращению загрязнения окружающей среды должны окупаться, а со­кращение сбросов должно соизмеряться с сокращением платежей.

Эффективным представляется комплексный производ­ственный и экологический аудит, позволяющий сделать выводы о системе управления в сфере защиты окружаю­щей среды (согласно международному стандарту ISO 14000) и системе управления качеством (согласно международ­ному стандарту ISO 9000). План мероприятий, направ­ленных на устранение выявленных несоответствий, по­зволяет снизить как экологические, так и производствен­ные риски. Кроме того, создание указанных систем или хотя бы внедрение их элементов приведет к повышению ответственности персонала предприятий, обеспечит необ­ходимый уровень открытости и «прозрачности» инфор­мации о предприятии.

^

Экологический маркетинг в деятельности предприятия



Устойчивое развитие предполагает освоение новых рынков для сбыта произ­водимой продукции при обеспечении необходимой прибыльности производства и сохранении окружающей среды. Достигать этого соотношения по мере развития производительных сил становиться все сложнее, т.е. производство и его влияние на окружающую среду все сильнее отягощаются экологическими проблемами.

Немалая часть предпринимателей не стремится вкладывать необходимые средства в экологически чистые технологии, поэтому противоречия между пред­принимательской деятельностью и охраной окружающей среды нарастают. Уменьшить эти противоречия возможно за счет продуманной маркетинговой дея­тельности предпринимателей, предприятий, компаний и фирм. Маркетинговая деятельность подразделений предприятий должна быть сориентирована на долго­временную деятельность по определению потребности рынка и конкретных по­требителей, организацию производства под эти потребности, обеспечение при этом надлежащего качества, рекламы и доставки продукции потребителю.

Маркетинговые исследования должны определить для предприятия реаль­ные, стратегические, в т.ч. экономические, преимущества или их отсутствие.

Преимущества для предприятия, фирмы при реализации стратегии рацио­нального природопользования могут быть следующими:

- стратегические преимущества

- более привлекательный имидж в глазах общественности;

- обновление видов выпускаемой продукции;

- рост производительности труда;

- более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

- творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

- более ровные отношения с органами государственной власти и управления, общественностью и группами «зеленых»;

- надежный выход на иностранные рынки;

- выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Экономические преимущества

а) снижение издержек

- экономия вследствие снижения объемов потребления энергии и других ре­сурсов;

- экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продук­тов и отходов производства, что снижает издержки на ликвидацию отходов;

- более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и сумма компенсаций по суду за причиненный экологический ущерб;

б) рост доходов

- возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам «зеле­ных» товаров;

- возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показате­лям конкурентов;

- совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

- возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Инструментарием таких исследований может быть анализ сильных, слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей. Чаще всего результаты этого анализа, используются при разработке биз­нес-планов.

Кроме изучения условий сбыта самой продукции, служба маркетинга, учи­тывающая в своей деятельности вопросы экологии, обязана обратить особое вни­мание на каналы распространения продукции: организацию эффективных систем рециркуляции, а также эко­логически безопасных систем перевозки и упаковки продукции. Перед службой маркетинга стоит также задача выработки ценовой политики и определения рыночной конъюнктуры в отношении своих экологиче­ски чистых товаров. Результаты изучения рынка показывают, что покупатели го­товы платить более высокие цены за товары, которые способствуют защите окру­жающей среды. Однако такие товары не обязательно лучше традиционных, кото­рые не считаются экологически чистыми.

Если предприятие не стремится продавать старые товары, отчасти улучшив экологические показатели, то руководство отдела сбыта обязано определить, ка­кой вклад их продукция и услуги могут внести в реальное решение проблем ох­раны окружающей среды. Конкретные примеры това­ров, оказывающихся экологически опасными для общества, могут стать предметом специальных маркетинговых исследований. Руководство отделов маркетинга должно настаивать на создании продукции, ко­торая оставалась бы безвредной для окружающей среды в течение всего времени использования.

При принятии решений о производстве материалов на месте или закупке их на стороне необходимо рассмотреть целесообразность применения вредных мате­риалов, компонентов или процессов. Большинство компаний при выборе постав­щиков учитывают не только качество, организацию их производства, квалифика­цию персонала и применяемые технологии, но и экологические требования.

При договоре о методе доставки предприятие должно предусмотреть исполь­зование экологически безвредных упаковочных материалов и транспортных средств, применение эффективных методов штрихового кодирования, сертифика­ции продукции, экологической маркировки товаров.

^

Процедура оценки воздействия предприятия на окружающую среду



В этом разделе рассматривается процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) как мероприятие по инициативе руководства предприятия с целью повышения эффективности производства за счёт экологизации («позеленения») предприятия.

^ ОВОС как инструмент государственного управления деятельностью предприятия будет рассмотрена в следующем методическом пособии.

При отсутствии четкого плана ОВОС во время поиска альтернативных форм экономического развития внимание может быть сосредоточено на несуществен­ных сторонах экологической деятельности компании, и требования многочислен­ных защитников окружающей среды не будут учтены. Поэтому исключительно важно согласование порядка проведения ОВОС руководством проекта, специа­стами-экологами и представителями их организаций.

Это особенно важно, когда необходимость в ОВОС вызывается четкими тре­бованиями экологического законодательства. Порядок проведения ОВОС вклю­чает в себя определение основных вопросов, требующих рассмотрения, решений, которые необходимо принять по проекту, и вариантов, которые целесообразно проанализировать, чтобы свести к минимуму упущения и, соответственно, необ­ходимость рассмотрения дополнительных вопросов на более поздних этапах ОВОС.

^ Группы по проведению ОВОС. Заключение относительно экологических по­следствий реализации более или менее крупных проектов подготавливает группа, состоящая из специалистов разных отраслей: экономистов, аграрников, лесово­дов, специалистов по вопросам охраны окружающей среды, рациональному ис­пользованию водных и атмосферных ресурсов и др. В группы по проведению ОВОС могут входить представители заказчика, компетентных органов и внешние консультанты. ОВОС небольшого проекта может провести один человек.

Для координации мероприятий, а иногда и для руководства ими в рамках ОВОС необходимо создать специальный комитет, в задачу которого входило бы:

- обеспечивать работу всех специалистов по согласованному плану, обмени­ваться необходимой информацией и исключать дублирование;

- служить связующим звеном между руководством проекта и другими заин­тересованными сторонами;

- выявлять необходимость проведения специальных исследований и пригла­шения соответствующих специалистов с включением их в состав группы;

- планировать мероприятия, связанные с ОВОС, таким образом, чтобы ин­формация, необходимая, например, для подачи заявок, организации совещаний и т.п., была получена в любое время;

- собирать, анализировать и обобщать результаты работы каждого члена группы для последующего составления сводного документа по ОВОС и его пред­ставления руководству проекта, органам власти и другим заинтересованным сто­ронам.

Реализация проекта включает в себя несколько этапов: за предварительным осмыслением проекта могут следовать технико-экономическое обоснование, за­дание на проектирование, составление проектной документации, строительство и эксплуатация предприятия.

Составление подробного плана ОВОС начинается только после достижения определенной ясности по проекту. Однако, как показывает опыт, какую-то ин­формацию экологического характера, получаемую в результате анализа или пред­варительной оценки состояния окружающей среды, необходимо иметь уже на ранних этапах реализации крупного проекта, которая, как полагают, будет оказы­вать значительное воздействие на окружающую среду. Данные предварительного экологического анализа станут частью более тщательной ОВОС. Важно, чтобы планирование ОВОС сочеталось с другими мероприятиями и имеющаяся инфор­мация была в любое время доступна проектировщикам, государственным органам и т.п. Эта обязанность возлагается на координатора ОВОС, который поддержи­вает тесные контакты с соответствующими организациями.

^ Вопросы по ОВОС. Любой крупный проект требует ответа на следующие во­просы, которые касаются всех этапов его жизненного цикла (строительство, экс­плуатация, расширение, ликвидация):

  • Можно ли обеспечить безопасную эксплуатацию проекта и исключить вероятность серьезных аварий или вредного воздействия на здоровье людей в долгосрочном плане?

  • Выдержит ли местная окружающая среда дополнительные нагрузки от отходов, которые появятся в результате пуска предпри­ятия?

  • Не помешает ли предприятие, размещенное на предполагаемой пло­щадке, сложившемуся характеру землепользования или промышленному строительству на соседних территориях в будущем?

  • Не повредит ли присутствие предприятия интересам промыслового ры­боводства, сельскохозяйственных и промышленных предприятий?

  • Имеется ли на данной территории достаточно развитая инфраструктура, например дороги, очистные сооружения?

  • Какое количество воды, энергоносителей и других ресурсов потребуется предприятию, и можно ли обеспечить эти требования?

  • Сколько людей потребуется принять на завод или переместить, и как это может отразиться на местном населении?

  • Какой вред деятельность предприятия может ненамеренно нанести на­циональному богатству, например девственным лесам, туристическим районам и культурно-историческим памятникам?

^ Источники информации. Для недопущения отсрочек реализации проекта или дополнитель­ных расходов, связанных с ней, важно обеспечить наличие всей не­обходимой информации еще до проведения ОВОС. Источником получения такой информации может служить, например, опыт разработки и эксплуатации анало­гичных или подобных производств этой или другой фирмы. Большую пользу мо­гут принести также беседы с руководящими работ­никами предприятий. Ознаком­ление с проектно-конструкторской документацией, инструкциями по эксплуата­ции, разрешительными документами, полученными ранее от государственных ор­ганов. Изучение в заводских архивах материалов, в частности, по газообразным выбро­сам и жидким стокам. Ознакомление с результатами экологического мониторинга и реакцией на них со стороны контролирующих организаций.

^ Участие общественности. Необходимо как можно раньше налаживать кон­такты с местной общественностью, в том числе с группами защитников окру­жающей среды. Участие общественности должно стать неотъемлемой частью любой системы ОВОС.

Необходимо выяснить мнение общественности о предполагаемой реализации проекта и информировать ее и другие заинтересованные группы, которых данный проект может, так или иначе, коснуться, о возможных экологических проблемах. Контрольно-регулирующие организации не всегда в состоянии проконтролиро­вать некоторые вопросы экологического характера, важные для местного населе­ния, к тому же они могут не знать некоторых особенностей местности, которые известны местным жителям.

Привлечение местной общественности обеспечивает доступ к информации о местных экологических, экономических и социальных системах; возможность разработки иных технических решений; повышение степени приемлемости про­екта со стороны местного населения вследствие его большей информированности о причинах строительства в данной местности и, как следствие, сведение к мини­муму вероятных конфликтов и задержек со строительством. Правда, работа с об­щественностью отнимает много времени и увеличивает издержки; кроме того, не­обходимо иметь уверенность, что люди, с которыми работает компания, действи­тельно являются представителями широкой общественности. К участию на опре­деленных этапах ОВОС следует привлекать не только широкую общественность, но и рабочих и представителей организаций трудящихся.

^ Затраты на ОВОС. В начале затраты на проведение ОВОС могут быть до­вольно большими, особенно при отсутствии информации о местных экологиче­ских и социальных условиях. Изменения, вносимые в проект по результатам ОВОС, могут вызвать дополнительные капитальные затраты, но недопущение па­губных последствий и более эффективные технические решения в долгосрочной перспективе компенсируют эти затраты. По мере отработки процедур и методов и накопления опыта привлеченными к работе специалистов затраты на систему ОВОС будут снижаться. Анализ экологических последствий на ранних стадиях планирования проекта поможет сэкономить деньги в результате ускоренной реа­лиза­ции принятого варианта. Расходы на ОВОС, соразмерные сложности и мас­штабу решаемой проблемы, а также уровню необходимой детализации, в одних странах оплачивает заказчик проекта, в других - государственный орган, дающий разрешение на строительство.

В странах, имеющих большой опыт в проведении ОВОС, издержки на нее обычно составляют около 0,05% стоимости проекта. Это значительно ниже за­трат, связанных с устранением допущенных ошибок или выплат по обязательст­вам за причиненный экологический ущерб, которые компании придется взять на себя, если на стадии планирования проекта не была учтена вероятность экологи­ческого ущерба.

Если ОВОС - это оценка проекта до начала его реализации (опережающая оценка), то экологическая ревизия (ЭР), о которой говорится ниже, - оценка дей­ствующего объекта.

^

Экологическая ревизия предприятия



ЭР предусматривает систематическую, документально подтверждаемую, пе­риодическую и объективную оценку работы руководства предприятия и оборудо­вания с экологических позиций и имеет целью обеспечение охраны окружающей среды путем:

- создания системы контроля над постановкой экологической работы на пред­приятии;

- анализа соответствия принятой на фирме политики в области охраны окру­жающей среды требованиям экологического законодательства.

Исходя из текущих потребностей, компании создают собственные методы экологического контроля, имеющие, как показывают результаты международного обследования, много общего (ЮНЕП/БПОС, 1989).

Широко используется методика, разработанная канадской фирмой «Наранда», которая включает в себя три этапа:

- мероприятия до проведения ревизии;

- мероприятия на территории предприятия (проведение проверки);

- мероприятия по результатам ревизии.

Процедура проведения ЭР хорошо представлена в материалах конкретных исследований (ЮНЕП/БПОС, 1989), которые вкратце рассмотрены ниже.

^ Мероприятия до проведения ревизии. В большинстве компаний обязанности по проведению ЭР выполняет специальное подразделение в составе экологиче­ского отдела. Это автономное, централизованное подразделение обычно проводит также проверки соблюдения норм охраны труда и техники безопасности. Более мелкие предприятия обычно прибегают к услугам внешних аудиторов.

Типичные объекты ревизии:

  • Экологическая политика, распределение обязанностей и организация.

  • Системы планирования, мониторинга и отчетность.

  • Система экологического обучения и подготовки руководящих кадров и сотрудников.

  • Отношения с регулирующими органами и общественностью.

  • Соблюдение требований экологического законодательства.

  • Планирование мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций.

  • Источники и снижение уровня загрязнения.

  • Системы очистки и ликвидации отходов.

  • Ресурсосбережение.

  • Поддержание территории предприятия в надлежащем виде.

  • Рациональное использование земли.

Для успешного проведения ЭР требуются полное понимание и активная под­держка со стороны руководства компании. Группа ревизоров обязана заручиться доверием сотрудников проверяемых подразделений и разъяснить им, что единст­венная цель проверки - поиск путей улучшения экологической политики пред­приятия, а не наказание руководства.

Большинство компаний регулярно применяют ЭР на своих производствах. Например, в одной из стран каждый нефтеперерабатывающий завод компании проверяется раз в 1,5 года, средние по вредности производства - каждые 3 года, а предприятия низкой степени опасности –1 раз в 5 или 6 лет. Объекты для ежегод­ной проверки выбираются произвольно.

В проверяющую группу входят от двух до восьми человек -профессиональ­ные ревизоры, специалисты различных областей знаний, представители прове­ряемого подразделения и других предприятий данной компании или приглашен­ные консультанты. В группу целесообразно включать также представителей ра­бочих, которые обязаны пройти соответствующую подготовку и получить ин­формацию о процессе ЭР.

^ Мероприятия на территории предприятия (проведение проверки). Каждая компания практикует собственную методологию и методы ЭР: посещение пред­приятия, использование анкет, собеседования, работа с документами

Деятельность подразделений проверяется на соответствие:

- требованиям, устанавливаемым органами управления (федерального, ре­гионального и местного уровней);

- внутренним требованиям (экологическая политика, процедуры и нормы, принятые в компании, отделении и на предприятии).

Процедура ЭР предприятия включает пять этапов: ознакомление с дейст­вующей системой контроля, оценка этой системы, сбор необходимого для аудита материала, оценка результатов ЭР, ознакомление руководства предприятия с дан­ными ЭР.

На основании результатов ЭР необходимо провести соответствующие меро­приятия.

^ Мероприятия по результатам ревизии. Прежде всего, необходимо составить предварительный отчет по результатам ЭР и обсудить его с руководством и пер­соналом проверяемого подразделения. Некоторые компании предпочитают, чтобы в докладе содержались одни факты, другие хотят иметь рекомендации по исправлению выявленных недостатков. После подготовки и утверждения оконча­тельного отчета по материалам ЭР составляется план мероприятий, в составлении которого обычно участвуют представители проверяемого подразделения и при­глашенные специалисты. Реализация предложений по улучшению деятельности подразделения в области охраны окружающей среды возлагается на работников экологического отдела.

Чтобы производственная деятельность компании не вызывала беспокойства у местных властей и общественности, необходимо регулярно информировать их о результатах ЭР и мерах по улучшению природоохранной деятельности.

^

Отношения предприятия с общественностью



Рассмотрим пример классической схемы взаимоотношений между предпри­ятием и общественностью.

Местные активисты "зеленого движения" утверждают, что завод по произ­водству удобрений в течение нескольких лет сбрасывает токсичные вещества в почву, загрязняя тем самым грунтовые воды. Представитель предприятия отводит все обвинения как необоснованные, однако, пробы почвы и грунтовых вод, взя­тые "зелеными", и результаты лабораторного анализа подтверждают, что концен­трация веществ, загрязняющих грунтовые воды, превышает допустимые уровни, о чем доложено журналистам на пресс-конференции. Представитель компании настаивает, что загрязненная вода могла попасть в почву из-за неисправности очистных сооружений, уверяя общественность, что это всего лишь единичный случай и что ситуация находится полностью под контролем. От имени компании выступает независимый эксперт, который критикует методы лабораторного ана­лиза, утверждая, что хотя ПДК превышена, она совсем не опасна. "Зеленые", тем не менее, требуют от местных властей разобраться с этим на месте. Выясняется, что ядовитые вещества действительно какое-то время попадали в грунтовые воды, только после этого представители предприятия признают, что утечка действи­тельно имела место, хотя и продолжают утверждать, что наличие ядовитых ве­ществ в воде научно не доказано.

Предприятие обещает "добровольно" принять меры для недопущения в даль­нейшем неочищенных технологических стоков.

Местные "зеленые" не довольствуются достигнутой победой и пытаются найти и другие прегрешения компании.

Такие взаимоотношения с местным населением лишь снижают авторитет компании в глазах общественности.

После ряда аварий на предприятиях химической промышленности эта от­расль испытала на собственном опыте, как трудно восстановить доверие к себе. И даже, несмотря на то, что химические предприятия, в частности в Западной Ев­ропе, резко сократили количество вредных выбросов, мнение о них как о злост­ных загрязнителях окружающей среды все еще превалирует.

Людей, живущих или работающих рядом с химическим предприятием, не может не волновать воздействие на них отходов производства. События в Бхопале и Севезо лишь усилили подобную тревогу людей. Предприятиям этих отраслей следует четко информировать людей о мерах, принимаемых для недопущения по­добных аварий, и не обходить молчанием подобные происшествия.

^ Участие персонала в экологической политике компании. Заинтересованность работников компании в охране окружающей среды нахо­дится в прямой зависимости от четкости и ясности экологической политики, про­водимой компанией и от осуществления практических мер по ее реализации при полной поддержке со стороны высшего руководства. Проведение определенной экологической политики компанией требует тщательной подготовки всего кол­лектива. Предлагаются следующие полезные рекомендации:

-при подготовке решений об экологической политике компании своевременно снабдите информацией руководящих работников фирмы и постарайтесь их заинтересовать;

- прежде чем принимать решение, которое может вызвать разноречивую реакцию, следует подождать благоприятного момента (сообщение об ус­пешном завершении года, крупный заказ и др.);

- продолжайте работать с представителями руководства, которые высту­пали против проведения данной экологической политики, и не относи­тесь к ним, как к проигравшим оппонентам;

- широко рекламируйте решения в области охраны окружающей среды среди членов трудового коллектива. Добивайтесь уверенности у работ­ников в единодушии руководства компании в этом вопросе. Сознатель­ного выполнения каждым членом коллектива принятых коллективных решений;

- при положительном отклике на коллективное решение о мерах по ох­ране окружающей среды не забывайте подчеркнуть важный вклад со стороны всех, кто, так или иначе, связан с этим, и членов коллектива, и представителей средств массовой информации;

- если решение о мерах по охране окружающей среды вызовет критиче­ское отношение (например, критика качества бумаги, полученной из ма­кулатуры), то поддержите того представителя руководства компании, против кого конкретно направлена критика;

- пользуйтесь любой возможностью поощрить руководящих работников за их отношение к вопросам охраны окружающей среды.

На многих предприятиях вопросы охраны окружающей среды стали обяза­тельным элементом программ стимулирования рационализации работы и кружков качества.

^

Обучение сотрудников предприятия экологическому менеджменту



«На систему обучения падает часть успеха нашего предприятия. Наша задача - сделать защиту окружающей среды важнейшим вопросом», – эта главная мысль полустраничного рекламного объявления европейской многонациональной хими­ческой компании, опубликованного в одной из центральных швейцарских газет. Следовательно, учеба в области охраны окружающей среды становится частью рекламы, помогающей убедить общественность в том, что защитой окружающей среды занимаются знающие и ответственные люди.

Обучение в области экологического менеджмента выдвинуло вопросы охраны окружающей среды в разряд важнейших, что позволит менеджерам признавать значение охраны окружающей среды и полностью учитывать экологические по­следствия их решений. Такая подготовка должна быть тесно связана с текущими проблемами предприятия и местного населения, что поможет найти необычные решения, предвосхитить и решить потенциально сложные ситуации экологиче­ского характера. Хотя большинство экологических вопросов и проблем одина­ковы в развитых и развивающихся странах, подходы и решения могут разли­чаться. Поэтому учеба в области окружающей среды должна учитывать соци­ально-экономический контекст, хорошо известный менеджерам. Природоохран­ное обучение способствует выработке такой политики и принятию таких реше­ний, которые исключают конфронтацию по экологическим вопросам с местной общественностью - более того, она может помочь менеджерам наладить контакт с техническими специалистами по поводу необходимости учета экологических проблем в их поисках путей снижения издержек и получения источников при­были для предприятия.

^ Целенаправленное экологическое обучение. До начала учебного курса необ­ходимо определить контингент учащихся и составить учебную программу. Необ­ходимо ответить на главный вопрос, какие навыки требуются менеджерам, чтобы в своей деятельности они учитывали вопросы охраны окружающей среды. Как явствует из результатов исследования, проведенного в Великобритании, эколо­гический менеджмент включает в себя следующие вопросы:

- знание экологического законодательства;

- внесение изменений в технологические процессы с учетом требований экологического законодательства;

- контроль и анализ потока отходов;

- обеспечение выполнения экологических стандартов.

Высшие руководители, включая специалистов-химиков, ведущих специали­стов научно-исследовательского отдела и главных инженеров, должны иметь уче­ную степень и, по крайней мере, 5-ти летний стаж работы в промышленности. Для общения на этом уровне менеджерам требуется следующий набор навыков:

- действовать с опережением и уметь выявлять возможности и опасности, связанные с окружающей средой;

- разбираться в экологическом законодательстве и выполнять его требования;

- уметь донести значение охраны окружающей среды до работников пред­приятия, клиентов и местного населения;

- уметь установить характер воздействия деятельности предприятия на окружаю­щую среду и обеспечить соблюдение экологических стандартов;

- находить оптимальные технические решения с учетом требований защиты окружающей среды.

Анализ требований, предъявляемых к специалистам в связи с более жестким экологическим законодательством и научно-техническим регрессом, позволяет предположить, что значение таких навыков будет возрастать.

При обучении руководителей производства основное внимание необходимо уделять таким темам, как экологическое воздействие проекта, оборудования и процессов, размещение и планировка мест хранения материалов, транспортировка материалов и конечной продукции на территории предприятия и за пределами предприятия. Все эти вопросы, каждый из которых представляет потенциальную опасность для мест­ных жителей, находятся в компетенции руководителя производства.

Основное требование в области экологического менеджмента, предъявляемое к руководителям низшего звена и операторам, - наличие технических знаний и уме­ний. Однако расширяющаяся практика распространения ответственности на более низкие уровни в связи с внедрением системы всеобщего управления качеством позволяет предположить, что от руководителей низшего уровня и операторов бу­дет требоваться также наличие навыков, связанных с охраной окружающей среды.

Задачи операторов в плане экологического менеджмента, как правило, связаны с эксплуатацией машин и оборудования и все чаще — с проверкой и контролем отходов. Бригадиры операторов могут нести ответственность за сбор данных эко­логического характера и за обучение своих подчиненных без отрыва от производ­ства.

Существует несколько путей приобретения менеджерами необходимых зна­ний и навыков: на краткосрочных курсах; с помощью информации, полученной из специальных журналов; на выставках, семинарах и конференциях; с помощью заочного обучения. Один из недостатков действующей системы повышения ква­лификации — отсутствие целенаправленных и специальных краткосрочных кур­сов. Какую-то подготовку можно получить на фирмах — поставщиках нового оборудования, которую они предоставляют перед поставкой оборудования.

^ Создание учебных программ. Перед фирмами, желающими организовать соб­ственную систему экологической учебы, или перед учебными заведениями, стре­мящимися расширить число предприятий, на которых проводится экологическая учеба, неизменно встает вопрос, включать ли экологическую тему в учебные про­граммы действующих курсов повышения квалификации или открывать специали­зированные курсы экологической учебы. Несомненно, право на существование имеют оба пути.

Включение экологических вопросов в программы курсов подготовки и по­вышения квалификации руководящего персонала весьма целесообразно.

Эффективной формой экологического обучения руководящего персонала яв­ляется организация самостоятельных краткосрочных курсов экологической учебы, где руководители получают гораздо более глубокие знания об экологиче­ских аспектах управления, чем на более продолжительных курсах повышения управленческой квалификации.

Необходимо повысить осознание важности экологической темы со стороны всех руководителей, поскольку только в этом случае вопросы охраны окружаю­щей среды будут включаться в программы всех предметов, изучаемых на курсах повышения квалификации руководителей. Хотя в настоящее время такое положе­ние дел еще нереально, к нему нужно стремиться, оценивая существующие учеб­ные программы повышения квалификации руководителей и составляя новые про­граммы.

Объединение экологических и других аспектов принятия решений в одном лекционном курсе и деловых играх — задача непростая. Однако знакомство с ос­новами экологического менеджмента наряду с другими управленческими дисцип­линами может побудить слушателей самостоятельно соединить различные изу­чаемые предметы. Рассмотрение конкретных ситуаций, в которых экологические вопросы играют центральную роль, может также оказаться полезным для демон­страции неразделимости обязанностей руководителя при принятии решений.

Несмотря на преимущества включения экологических вопросов в общую программу курсов повышения квалификации руководящих кадров, все-таки су­ществует потребность в организации специализированных краткосрочных курсов на конкретные темы. На курсах следует активнее использовать местный мате­риал, имеющий отношение к промышленным предприятиям и месту работы обу­чающихся, и стараться связать его с местными нуждами и ресурсами. Прежде всего, желательно подчеркнуть положительные стороны экологически ориентиро­ванного управления. Его влияния на повышение эффективности работы всех от­делов: отдела маркетинга (нахождение способа повышения сбыта экологически безопасных продуктов), производственного отдела (снижение отходов, издержек, а также поиск и использование новых материалов), кадровой службы (содействие оптимальному и рациональному использованию ресурсов, включая трудовые) и т.д.

В течение одно- или двухдневных курсов вряд ли возможно рассмотреть аб­солютно все вопросы, но большую помощь в этом оказывает применение ауди-видеотехники и кинофильмов. В настоящее время вопросы охраны природы присутст­вуют в программах многих курсов повышения квалификации. Предметы, которые изучаются на таких курсах, отбирались на основе результатов английских иссле­дователей: экологическое законодательство, экологически чистые технологии, планирование (политика) в области природоохранной деятельности, экономика природоохранной деятельности, вопросы загрязнения воды, ликвидация твердых отходов, вопросы загрязнения воздуха, вопросы радиоактивного загрязнения.

^ Методика обучения. Причина организации системы экологического обуче­ния - не только недостаток экологических знаний, но и необходимость изменения отношения людей к вопросам экологии.

Эффективная и практичная учебная программа должна предусматривать ак­тивные методы обучения, предполагающие участие в практических делах, а не пассивное восприятие учебного материала: моделирование процесса оценки воз­действия на окружающую среду в сочетании с посещением объектов и курса лек­ций, на которых дается разъяснение различных технических и управленческих вопросов, а также экологические игры; оба эти метода обязательно должны со­провождаться посещением объектов, встречами с местным населением и против­никами проекта. Игровое моделирование - эффективный, дешевый и исключи­тельно полезный метод обучения, особенно в сочетании с полевыми исследова­ниями.

Метод обучения, который может оказаться исключительно полезным с точки зрения изменения отношения к вопросам экологии, известен под названием «Гиб­кие учебные курсы». Он не ставит своей целью дать глубокие и всеобъемлющие знания, но исключительно полезен в качестве вводного курса в предмете.

^ Занятия по моделированию ОВОС. Заня­тия по моделированию могут начаться с описания реального промышленного, сельскохозяйственного или градостроительного проекта. Затем обучающиеся по­лучают документацию по данному проекту и могут задавать возникающие во­просы. После этого происходит анализ различных стадий и аспектов предлагае­мого проекта и подготовка работ по проекту, которые могут оказать существен­ное воздействие на окружающую среду. Затем каждая группа получает данные о физических и социальных параметрах окружающей среды на той территории, на которой намечается строительство. На этом этапе можно предложить посещение местности для сбора дополнительных данных о компонентах окружающей среды, которые могут испытать на себе воздействие осуществления планируемого про­екта. Можно также познакомиться с точкой зрения местного населения по поводу выбора местности для строительства.

На основе полученной информации о проекте, экологических компонентах и процессах обучающиеся проводят предварительную оценку воздействия на окру­жающую среду с целью определения самых уязвимых ее компонентов: предва­рительное определение районов, осо­бенно нуждающихся в защите окружающей среды, поиск необходимых изменений в проекте с целью снижения нежелатель­ного ущерба природе и т.д. Предварительные оценки, подготовленные различ­ными группами, можно затем вынести на публичное обсуждение, в ходе которого обучающиеся выступают в качестве представителей различных групп населения - фермеров, рыбаков, продавцов, бизнесменов, представителей местной власти и т.п. На этом этапе осуществляются переоценка экологических приоритетов и по­иск баланса экологических и технико-экономических факторов.

Краткие результаты публичного обсуждения представляют противникам проекта и представителям местной общественности, предлагая прокомментиро­вать результаты анализа и предложения.

Учиться можно и на анализе учебных проектов, но это менее эффективно, чем разбор реальных проектов.

^ Учеба и преподаватели. Комплексную систему обучения руководителей в области охраны окружающей среды должны осуществлять подготовленные соот­ветствующим образом преподаватели. В процессе обучения преподаватели рас­ширяют круг общих знаний, знания в области управления и, главное, сами прони­каются осознанием важности экологического образования. Их необходимо позна­комить с различными методиками преподавания экологических предметов, осо­бенно тех, которые помогают изменять отношение людей к экологии; определить для них предметы, которые имеют первостепенное значение, а также необходи­мость пользования соответствующих базовых материалов экологического харак­тера применительно к различным областям управления.

Наконец, для каждого учебного занятия должен быть составлен план работы, включающий в себя три раздела.

Во-первых, каждый преподаватель обязан четко объяснить необходимость включения в каждое учебное занятие экологических вопросов определить их те­матику. Желательно также решить, какие из используемых в настоящее время ма­териалов или методологий следует сохранить, а от каких отказаться, поскольку они не способствуют охране окружающей среды и повышению уровня экологиче­ски ориентированного управления. Такой же подход следует применять и к ис­пользованию нового материала.

Во-вторых, необходимо обсудить с остальными преподавателями построение учебного процесса и методы, которые будут при этом использованы.

В третьих, необходимо обсудить время включения в программы текущих учебных курсов плана работы и различных экологических вопросов, а также время и способы изменения применяемых методов обучения.


Литература





  1. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): Программа курса и учеб. - методич. материалы. – М.: Изд-во «МНЭПУ», 1997. – 96 с.

  2. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Изд-во «Экономика», 1991. – 139 с.

  3. Лисицын Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. – М.: Изд-во «Агропромиздат», 1994. – 216 с.

  4. Макарова С.В., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промыш-ленных производств / Под ред. А.Ф. Порядина. – М.: .: Изд-во «НУМЦ Госкомэкологии России», 1997. – 144 с.

  5. Норт Клаус. Основы экологического менеджмента (Введение в экологию промышленного производства). – М.: Изд-во «АО «Инфра – М» и АО «Премьер», 1994. – 218 с.

  6. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова. – М.: Изд-во «Ассоциация «Гуманитарное знание», 1992. – 432 с.

  7. Основы экономики и управления производством: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Сигова. – М.: Изд-во «Экономика», 1972. – 201 с.

  8. Рогачев М.Б. Оценка экологического состояния производства в системе комплексной оценки предприятий: В сборнике статей: Экологический учет и аудит. – М.: Изд-во «ФКБ – ПРЕСС», 1997. С. 60 – 64.

  9. Уразов В.А. Основы менеджмента: Конспект лекций. - М.: Иэд-во «МНЭПУ», 1994, - 52 с.

  10. Чернышов В.И. Современные принципы и проблемы экологического менеджмента // Вестник РУДН, Сер. «Экология и безопасность жизнедеятель-ности», 1996. № 1. – с. 114 – 116.

  11. Чернышов И.В. К вопросу об открытости экологической информации для широкой общественности / Сборник докладов международной конференции стран СНГ «Молодые ученые – науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и решения» – М.: Изд. АМИ, 1999. Часть 2. с. 67 – 70.

  12. Чернышов И.В. Правовые основы общественного контроля за экологической преступностью. Сб. научн. трудов «Актуальные проблемы экологии и природопользования» / Отв. ред. Ю.П. Козлов, М.Д. Хуторской. – М.: Изд-во РУДН, 2000, с. 45-49.




Похожие:

Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в сервисе»» для студентов специальности
Понятие «менеджмент». Цели и задачи менеджмента. Необходимость и значение менеджмента
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconАннотации программ дисциплин магистерской программы «Производственный менеджмент» по направлению подготовки 080200. 68. 02 «Менеджмент» Аннотация дисциплины История и методология науки и менеджмента
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единицы (180 часов)
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconУчебное пособие для вузов / Под ред проф. Ю. А. Цыпкина. М.: Юнити-дана, 2001. Уткин Э. А. Курс менеджмента. М.: Зерцало. 1998
...
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconКонтрольные вопросы и глоссарий. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (машиностроение)
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080502. 65 Экономика и управление...
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconКонтрольные вопросы Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма
...
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconПрограмма по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов специальности «Менеджмент организации»
Сущность и цель финансового менеджмента. Основные концепции финансового менеджмента: временная ценность денег, денежные потоки, соотношение...
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconТеоретические вопросы для студентов специальности «Менеджмент организации» Понятие и сущность менеджмента сходства и различия понятий «менеджмент»
...
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconТеоретические вопросы для студентов специальности «Менеджмент организации» Понятие и сущность менеджмента сходства и различия понятий «менеджмент»
...
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconТеоретические вопросы для студентов специальности «Менеджмент организации» Понятие и сущность менеджмента сходства и различия понятий «менеджмент»
...
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «менеджмент и маркетинг в экологии» iconТеоретические вопросы для студентов специальности «Менеджмент организации» Понятие и сущность менеджмента сходства и различия понятий «менеджмент»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты