Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" icon

Рекомендации семинар-совещания по теме: "Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения"




НазваниеРекомендации семинар-совещания по теме: "Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения"
Дата19.05.2014
Размер79.85 Kb.
ТипРешение


РЕКОМЕНДАЦИИ

семинар-совещания по теме:

"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения"


28 июня 2012 года


Рассмотрев состояние законодательного обеспечения государственной политики в области формирования кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности, участники семинар-совещания отмечают:

1. Стратегической целью социально-экономического развития страны является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы XXI века, способной гарантированно обеспечить защиту интересов граждан, общества и государства.

Решение поставленной задачи требует системных действий, в том числе достижения мирового уровня в технологиях промышленного производства и выход на лидирующие позиции по производству инноваций. Одной из основ успеха данных фундаментальных процессов является обеспечение экономики качественным кадровым потенциалом.

В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов промышленности (авиационная промышленность, двигателестроение, судостроение, радиоэлектронная промышленность, энергетическое машиностроение и ряд других), в которых Российская Федерация обладает, или претендует на создание в среднесрочной и долгосрочной перспективах конкурентных преимуществ. Поэтому развитие кадрового потенциала именно в этих высокотехнологичных секторах промышленности и их обеспечивающих производствах должно стать приоритетом государственной кадровой политики.

2. Основными задачами в области развития кадрового и интеллектуального потенциалов в соответствии с основами политики государства в области развития высокотехнологичных отраслей промышленности являются:

формирование многоуровневой системы непрерывного образования, как территориально распределенной системы обучения, обеспечивающей профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим и средним профессиональными образованиями;

развитие базовых кафедр и лабораторий в структуре ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования;

создание на базе интегрированных структур научно-образовательных центров;

формирование системы дополнительного профессионального образования;

создание достойных социально-экономических и жилищных условий для работников предприятий;

обеспечение тесного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и организаций промышленности с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации программ подготовки и переподготовки кадров в сохранении рабочих мест на предприятиях, расположенных в удаленных регионах страны, и оказание государственной поддержки в условиях финансового кризиса.

3. В настоящее время государством реализован, или реализуется, ряд мероприятий в целях дальнейшего развития кадрового и интеллектуального потенциалов:

в рамках принятых программ оказывается поддержка образовательным учреждениям высшего профессионального образования, внедряющим инновационные образовательные программы;

создается сеть федеральных и национальных исследовательских университетов;

введены новые системы оплаты труда работников высшего профессионального образования и науки, учитывающие сложность и объем выполняемой работы;

осуществляется за счет выделяемых грантов целевая поддержка ученых.

4. Вместе с тем, в последнее время, несмотря на принятые Правительством Российской Федерации меры, проблема обеспечения подготовки и сохранения кадрового потенциала превратилась в один из основных сдерживающих факторов инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

По всем уровням профессионального образования за последние 4 года наблюдается снижение приема по учебным специальностям и профессиям, соответствующим профилю деятельности высокотехнологичных отраслей экономики.

Вследствие этого в России сложилась тенденция роста дефицита трудовых ресурсов, которая оценивается экспертным сообществом, как одна из наиболее острых проблем средне- и долгосрочного развития.

Сложившаяся система профессионального образования пока не смогла устранить дефицита квалифицированных специалистов, рабочих и научных кадров.

В этой ситуации необходим поиск иного подхода к подготовке специалистов для высокотехнологичных предприятий, обладающих необходимыми производственным и личностным качествами, современными знаниями и профессиональными навыками.

5. Анализ общего состояния с формированием кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности позволяет отметить ряд факторов существенно затрудняющих достижение поставленных задач создания инновационно ориентированной экономики. К основным из них можно отнести:

недостаточно широкое использование возможностей программно-целевого метода планирования при формировании кадрового потенциала;

недостаточная интеграция науки и образования;

не нацеленность, в должной мере, системы образования на переход от сырьевого хозяйства к инновационному развитию экономики;

несоответствие содержания основных уровней образования и программ практической подготовки специалистов требованиям предприятий и, как следствие, качества и структуры профессионального образования потребностям высокотехнологичных отраслей промышленности;

несовершенство системы прогнозирования потребностей в кадрах различного уровня;

существенный дисбаланс внутри высокотехнологичного сектора производства распределения трудовых ресурсов в зависимости от финансово-экономического состояния отраслей и регионального их распределения;

нерешенность правовых и финансовых проблем функционирования структурных подразделений вузов: отраслевых факультетов, базовых кафедр, филиалов кафедр, а также взаимоотношений вузов и предприятий при организации целевой подготовки специалистов;

нерешенность социальных и финансовых вопросов закрепления молодых специалистов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности (низкий уровень заработной платы, необеспеченность жильем и др.), сокращающая возможность трудоустройства молодежи.

6. Тенденция роста дефицита квалифицированных рабочих основных профессий, инженерных и научных кадров, связана в основном с:

отсутствием интереса к инженерным специальностям;

недостаточной поддержкой со стороны государства привлечения и закрепления молодых кадров в организациях;

отсутствием комплекса мер по повышению уровня оплаты труда и социальной защищенности работников;

- отсутствием государственных преференций предприятиям в части налога на прибыль, направляемой на улучшение жилищных условий работников (выделение средств на приобретение жилья, оплату части ипотечного кредита и др.).

7. Решение проблем формирования кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности в современных условиях рыночной экономики и принятой стратегии модернизации России возможно через создание целостной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, начиная с профессиональной ориентации, отбора и сопровождения профессионального образования, развития и закрепления востребованных специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности.

8. Участники семинар-совещания рекомендуют:

8.1. Правительству Российской Федерации (федеральным органам исполнительной власти):

8.1.1. Разработать общегосударственную систему подготовки современных кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, включающую этапы профессиональной ориентации, отбора и сопровождения профессионального образования, развития и закрепления востребованных специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности.

8.1.2. Провести дальнейшее усовершенствование системы государственного планирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих, научных, инженерно-технических работников и рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, включающей:

принятие государственных планов и сбалансированных прогнозов потребности в специалистах (в т.ч. разработка отраслевых систем среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей);

разработку и утверждение государственных образовательных профессиональных стандартов для высокотехнологичных отраслей промышленности;

создание системы многоуровневой непрерывной подготовки кадров.

8.1.3. Проработать вопрос о порядке перевода требований профессиональных стандартов в федеральные государственные образовательные стандарты.

8.1.4. Принять меры по расширению практики создания высокотехнологичными предприятиями на базе высших учебных заведений лабораторий, осуществляющих научную деятельность или высшими учебными заведениями на базе организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс.

8.1.5. Рассмотреть возможность сохранения на федеральном уровне государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования или их присоединение к образовательным учреждениям высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку по соответствующим специальностям.

8.1.6. Принять меры для развития системы дополнительного профессионального образования путем создания отраслевых региональных центров дополнительного профессионального образования на базе крупных экономически устойчивых холдингов.

8.1.7. Пересмотреть систему целевого приема с учетом перехода на контрактную основу подготовки профессиональными образовательными учреждениями специалистов по схеме «вуз – студент – предприятие».

8.1.8. Рассмотреть возможность сохранения за работниками организаций высокотехнологичных отраслей промышленности, призванных на военную службу, рабочих мест на весь период прохождения ими военной службы.

8.1.9. Создать систему подготовки к поступлению, отбора, мотивации и адаптации талантливой, наиболее подготовленной и профориентированной молодежи в учебные заведения по техническим специальностям.

8.1.10. Внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый кодекс Российской Федерации с целью льготного налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на улучшение жилищных условий работников (на приобретение жилья, оплату ипотечного кредита и др.) и на развитие материально-технической базы учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.

8.1.11. Ускорить разработку законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и учета необходимости интеграции образования, науки и производства.

8.1.12. Рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» в части наделения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства полномочиями по обеспечению жильем работников организаций высокотехнологичных отраслей промышленности.

8.2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

8.2.1. Создать в рамках реализации региональных программ модернизации систем профессионального образования систему постоянного мониторинга кадровых потребностей региональной экономики и обеспечить функционирование системы среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей с учетом приоритетов социально-экономического развития региона;

8.2.2. Сформировать региональный сегмент системы сертификации квалификаций выпускников программ профессионального образования для подтверждения соответствия их компетенции требованиям заказчика.





Похожие:

Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconСеминар «Формирование и развитие кадрового потенциала организаций, находящихся в ведении Россвязи»
Сегодня мы открываем занятия по курсу повышения квалификации по теме «Формирование и развитие кадрового потенциала организаций, находящихся...
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconРешение рабочего совещания и окружного семинара «Основные проблемы функционирования системы фондов геологической информации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам и пути их решения»
Планом проведения окружных семинаров на 2012 год», утвержденным Роснедра, фгунпп «Росгеолфонд» провел рабочее совещание и окружной...
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconУдк 378 проблемы высшего образования и пути их решения
Переход на рыночные отношения в сфере жкк требует срочной подготовки большого количества специалистов по управлению недвижимостью....
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconПроблемы мониторинга и управления инновационным развитием производственного потенциала наукоемкого машиностроения Проблемы и методы оценки реализуемости производственных программ высокотехнологичных производств
Проблемы и методы оценки реализуемости производственных программ высокотехнологичных производств
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconКонкурс "экзерсис" 24 сентября 2013 года, 10: 30 час., Москва, ввц, Б. конференц-зал
Цели Конкурса выявление, развитие и представление кадрового потенциала для легкой промышленности и индустрии моды
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconСтратегический подход к формированию кадрового потенциала библиотеки
В условиях развития глобального информационного общества – общества знаний, для повышения экономического, культурного, информационного...
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconСеминар «повышение качества подготовки кадров посредством применения профессиональных стандартов»
Актуальность проведения данного семинара обусловлена необходимостью обеспечения соответствия качества подготовки специалистов высокотехнологичных...
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconИнформация о районном семинаре по теме по теме: Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения
В семинаре приняли участие учителя начальных классов из 17 образовательных учреждений, воспитатели подготовительных групп доу – 12...
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconИтоги 2009-2010 учебного года и задачи коллектива университета на очередной учебный год по реализации Стратегической программы
Целью Программы является формирование на базе Тюмгу исследовательского экологического университета, выполняющего соответствующие...
Рекомендации семинар-совещания по теме: \"Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения\" iconПресс-релиз 28 апреля 2010 г на базе фгуп «виам»
Урал" семинар «Возможности инновационных технологий в области композитных материалов для наукоемких отраслей промышленности». Семинар...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты