Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа icon

Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа




НазваниеР п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа
р.п. Чаадаевка _____________С.В.Ларина<> <> <>Муниципальное бюд
Дата20.06.2014
Размер110.06 Kb.
ТипОбразовательная программа

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

ДШИ р.п. Чаадаевка

_____________С.В.Ларина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детская школа искусств р.п. Чаадаевка


РАБОЧАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«Музыкальный инструмент» (домра)


Для детей 8 – 15 лет


(5-летний срок обучения)


Составитель:

Ларина Светлана Валентиновна

преподаватель по классу домры

р.п. Чаадаевка

2012г.

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа художественно - эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Домра».

(1-5 классы).


Цели и задачи рабочей образовательной программы.

Цели: - Актуализирование задач воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества .

-Формирование у детей интереса к музыке и сознательных мотивов обучения.

-Развитие определённого комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения музыки.

- Диагностика и развитие творческой индивидуальности, воображения, вкуса, личной ответственности, артистизма.

-Выявление более одарённых детей и подготовка их в средние специальные учебные заведения.

Задачи:

- Научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на домре произведения из репертуара ДМШ

- Сформировать навыки чтения нот с листа, игра в различных ансамблях.

- Особое внимание уделять основным принципам музицирования: аппликатурные принципы, штриховая культура, интонационная логика, ритмические формулы.

- Применение дифференцированного подхода к обучению.


Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей образовательной программы.


Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы- 8-15 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы.

Срок реализации дополнительной образовательной программы-5 лет. Ожидаемые результаты:

- Умение ученика самостоятельно, по своему желанию, разучивать и исполнять произведения. - Сформировать художественный вкус - Развитие навыков игры в различных ансамблях.

Формы и режим занятий

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе домры является урок, проводимый в форме индивидуальных занятий с учеником. Режим занятий – 2 часа в неделю (по 45 мин.)


Способы проверки и формы подведения итогов образовательной программы.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, концертах, конкурсах. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами:5 класс (выпускной). В течение учебного года учащиеся выпускных экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы. В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах – 2 раза в течение учебного года. Участие в конкурсах, отборочных прослушаниях приравниваются к выступлению на академических концертах.

Проверка технической подготовки учащихся ( этюды, гаммы, знание музыкальной терминологии) осуществляется педагогами на контрольном уроке в присутствии 1-2 педагогов отдела. Проверка технической подготовки проводится со 2 класса. Оценка выставляется по 5-бальной шкале. либо “зачёт”.

Критерий оценки:

- передача характера - стиль - форма - фразировка, интонирование

- штрихи ,артикуляция -приёмы игры


Методическое обеспечение


Описание форм занятий, планировка по каждой теме или разделу.

Основной формой учебно-воспитательной работы с учащимися является урок. Продолжительность урока- 45 минут. В неделю 2 часа, в год 68 часов.

В содержание каждого урока должно входить:

- Проверка выполнения задания- 15 минут.

- Объяснение и изучение нового материала- 25 минут.

- Проверка самостоятельной работы- 5 минут.

Учитывая, что уроки по специальности проходят два раза в неделю, целесообразно весь изучаемый материал распределить равномерно. Например, во время первого урока работать над гаммами, упражнениями и этюдами, а во время второго- над гаммами и пьесами. Формы проверки проделанной работы учеником могут быть различными. Желательно проверку подготовки ученика подводить ежемесячно. Во время проверки ученик исполняет одну гамму, пьесу и этюд. В выставлении оценки, помимо преподавателя, может участвовать коллега по работе или один, два ученика. Лучшие исполнители включаются в программу предстоящего концерта.


Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса


Воспитательная: педагог должен: - привить общую культуру

- развить наблюдательность, внимание, интерес и умение работать

- привить музыкальную культуру, развить слух, исполнительские качества.

Наглядный показ педагогом.

Словесный метод.

Составление индивидуальных планов, где пишется характеристика учащихся.


Формы подведения итогов.


Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется регулярно, в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использования различных систем оценок. Промежуточная аттестация: зачеты, контрольные уроки, академические концерты, прослушивания.

Итоговая аттестация- экзамен.


Учебно - тематический план.


- Знакомство с теорией.

- Постановка инструмента и посадка домриста.

- Практическая работа на инструменте.

- Техническое развитие.

- Беседа о музыке.

- Чтение нот с листа.

- Работа над музыкальным произведением.

- Академические концерты.

- Экзамены.

- Культурно- просветительная деятельность.

Знакомство с теорией.


Изучение нотной грамоты, дисциплина ритма, развитие слуховых навыков интонации. Педагог по специальности должен уделять 15 минут для освоения нотного письма.

Выучивание названия нот и длительности нот. Учитывая образный и конкретный тип мышления учеников младшего звена, на уроках используется изучение нот при помощи стишков.

Запись нот на нотном стане.

Понятие : метр, ритм, Сильная и слабая доля.

Рекомендуется проведение урока в форме игры. Игра идеально мобилизует эмоции ребёнка и служит прекрасной двигательной разрядкой.

Постановка инструмента и посадка домриста.


1 способ: Ученик садится на переднюю половину стула, не опрокидываясь на его спинку, с лёгким наклоном вперёд. Правую ногу кладут на левую. Определяя правильность посадки, учитывается высота стула. При посадке 1 способом важно, чтобы корпус был упруг, но не зажат.

2 способ: Использование скамеечки (подставки ) под правую ногу, что придаёт ученику наибольшую устойчивость и свободу всему корпусу.

Домру необходимо поставить так, чтобы удобно было работать и правой и левой рукой, меньше напрягать руки и туловище. Головка инструмента должна быть примерно на уровне плеча , левая рука не должна бы при этом ощущать весь гриф. Рекомендуется заниматься с детьми на уроках по специальности перед зеркалом, чтобы увидеть

недостатки, возникающие при посадке с инструментом.

Практическая работа на инструменте.


Правая рука , левая рука , координация, игра пьес на открытых струнах .

Левая рука – выполняет разнообразные функции, определяет качество исполнения на инструменте. Гриф домры кладётся на основание указательного пальца , а большой палец прикасается внутренней стороной ногтевой фаланги к противоположной стороне грифа против 2- го пальца.

1 Следить за большим пальцем, у детей положение большого пальца более упругое, чем у взрослых, из-за слабого развития пальцев.

2 Развитие мизинца - он самый слабый, с трудом поддаётся развитию. Стараться укреплять его с первых уроков.

Правая рука - при постановке правой руки используется методика Ставицкого З.И., в которой даны и подготовительные упражнения для освоения приёмов игры медиатором. Этот цикл упражнений является самым оправданным и с физиологической стороны постановки аппарата, и как основа профессионального исполнительства

( Ставицкий З.И. стр. 4-7 упражнения с №2 по №11 ).

При первоначальном этапе обучения на домре большая часть времени - игра на открытых струнах . Главное внимание в процессе работы уделяется:

Сохранению выработанного на картоне;

Установлению чётких границ направления удара.

Первоначально играют пиццикато, затем переходят к медиатору.

Техническое развитие.


Развитие техники должно проходить в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Работа над гаммами , арпеджио, этюдами, упражнениями способствует развитию пальцевой беглости и чёткости..

Работа над исполнением штрихов, форшлагов, ритмическими рисунками должна продолжаться в течении всего периода обучения.

Большое место в совершенствовании исполнительской техники занимает работа над этюдами. Этюд- переход от гамм и упражнений к художественному произведению. Он не только является прекрасным техническим материалом , но и несёт музыкальное содержание. Этюды подбираются целенаправленно по степени трудности. В конце первой четверти на техническом зачёте следует исполнить программу , соответствующую данному классу в присутствии членов комиссии . Для технического зачёта обязательно:

Гаммы, этюд, музыкальные термины.


Беседа о музыке.


История инструмента, устройство инструмента ( настройка домры ), исполнительские возможности, репертуар, исполняемый на инструменте, значение музыки в нашей жизни.

Чтение нот с листа.

Чтение нот с листа - это умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановки незнакомое музыкальное произведение , не превышающее технических возможностей ученика. Важно фиксировать внимание ученика на важнейших сторонах нотного текста: ключевые знаки , динамика, нюансы, ладотональность. Чтение с листа – это высокоорганизованная система, основанная на синтезе зрения, слуха, моторики. Действие этой системы происходит при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.

Работа над музыкальным произведением.

В репертуар входят произведения народного творчества, русской и зарубежной классики, современной музыки. Правильно выбранное произведение пробуждает большой интерес к дальнейшим занятиям. Работу над пьесами можно разделить на 3 этапа:

1-Ознакомление с пьесой и определение сложных мест;

2-Работа над техническими трудностями , фразировкой;

3- Доведение пьесы до необходимого уровня выразительности.

Большое значение для формирования хорошего музыкального вкуса имеет:

-процесс слушания музыки;

- роль педагога в информации « интригующего» характера о содержании, истории создания и особенностях композиции музыкального произведения;

- наглядный пример (исполнение произведения педагогом на домре с концертмейстером )

Академические концерты.


Представляют публичное исполнение учебной программы или её части в присутствии комиссии, учащихся и других слушателей. Академический концерт проводится 2 раза в год с обязательным методическим обсуждением, носящий рекомендательный характер. Оценка выставляется в конце учебного года. Прослушивание на академическом концерте направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся при игре на инструменте. Контрольные прослушивания выпускников проводятся 2 раза в год и направлены на проверку степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.

Экзамены.


Исполнение учебной программы демонстрирует уровень освоения обязательной программы за период обучения в младших классах, проверяет степень готовности учащихся к переходу в старшие классы. Экзамены проводятся в выпускных классах ( 5 класс ), в соответствии с действующими учебными планами. На выпускные экзамены выносятся 4 произведения, различные по жанру и форме.

Вариант выпускной программы:


Ф.Верачини « Ларго».

Ю.Шишаков «Этюд»

Ш.Данкла «Полька»

В. Дитель обработка Р. Н. П. «Коробейники»,

Культурно- просветительная деятельность.

Посещение концертов, конкурсов, фестивалей помогают развить интерес и любовь учащихся к инструментальному народному творчеству. Игра учеников в оркестрах, ансамблях, участие в концертах учащихся ДМШ формирует музыкально- эстетический вкус ребёнка, а так же пропагандирует народные инструменты.


Список методической литературы.

^ ПЕРВЫЙ КЛАСС.

Хрестоматия домриста ( 1-3 класс) .М.,»Музыка» 1989 год.

Альбом начинающего домриста. Выпуск 8 М.,»Советский композитор» 1976год.

Педагогический репертуар домриста , выпуск 1,2,3. М., «Музыка» 1974, 1976 год.

Хрестоматия домриста . М., «Музыка» 1985год.

А. Александров Школа игры на 3-х струнной домре. М.,»Музыка», 1988 год.

^ ВТОРОЙ КЛАСС.

В. Чунин- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год.

Альбом начинающего домриста, выпуск 9. М., «Советский композитор»1977 год.

Домристу- любителю, выпуск 10 . М., «Советский композитор» 1986 год.

Первые шаги домриста, выпуск 15. М., «Советский композитор» 1976 год.


^ ТРЕТИЙ КЛАСС.

Альбом начинающего домриста, выпуск 21, М.,»Советский композитор» 1990 год.

Альбом для детей ( произведения для 3-х струнной домры и фо-но). М.,»Музыка», 1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 20. М.,»Советский композитор» 1989 г.

Домристу-любителю, выпуск 3, М.,»Советский композитор» 1979 г.

Юный домрист ( пьесы для домры), выпуск 1. М.,»Музыка» 1978 г.


^ ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС.

Хрестоматия домриста (4-5 класс). М.,»Музыка»1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 17.М., «Советский композитор» 1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 13. М., «Советский композитор»1981 г.

Педагогический репертуар домриста вып. 3 М., «Музыка» 1979 г.

Пьесы для 3-х струнной домры и фо-но тетр. 1, 2. С.Пб. «Композитор» 1997-1998 г.


ПЯТЫЙ КЛАСС

Репертуар домриста, вып. 28 М., «Сов. Композитор» 1989 г.

Песни русских композиторов и русские нар. песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.

Пьесы для 3-х стр. домрф и фо-но . М., «Советский комп-р» 1983 г.

Альбом для юношества, вып. 4. М., «Музыка» 1989 г.

Пьесы лоя 3-х домры и фо-но, тетр. 1,2. С.Пб., «Сов. Композитор» 1998 г.



Похожие:

Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа Щёлковского муниципального района Московской области отчет о результатах самообследования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconЦели, задачи и виды деятельности Учреждения
...
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconМуниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств р п. Сосьва»
Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconПрограмма для солистов, дуэтов и трио: 2 разнохарактерных произведения, одно из них a"capella. Программа для фольклорного ансамбля: 3 произведения, одно из них a"capella
Управление культуры администрации города Кирова; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская...
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconПоложение о межрегиональном открытом фестивале-конкурсе
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2 им. С. С. Прокофьева»...
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconПлан повышения квалификации преподавателей на 2012 -2013гг
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г. Абинска»
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconПоложение о проведении IV всероссийского фестиваля-конкурса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №1 имени М. И. Глинки...
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества «Факел» 634012 г. Томск, пр. Кирова, 60 т т. (382-2)-54-28-60; 54-14-71 «толерантность к себе и другим»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconПрограмма для детских музыкальных школ
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа №3 им. С. С. Прокофьева"
Р п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей №3 Ст. Старолеушковской муниципальное образование Павловского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты