Образовательная программа дополнительного образования детей icon

Образовательная программа дополнительного образования детей




НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей
Дата20.06.2014
Размер387.51 Kb.
ТипОбразовательная программа


Н.А. Мазурик

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО

ТВОРЧЕСТВА И ДОСУГА «Хорошево»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Творческая школа-студия изобразительного

и прикладного искусства»



Возраст обучающихся - 7-12 лет

Срок реализации  6 лет

К содержанию

Пояснительная записка

Занятия изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования детей проводятся на протяжении многих лет. Основной формой такой работы являются кружки изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры (изокружки). Наша практика убеждает, что дети, занимающиеся в подобных кружках, с удовольствием проводят там свой досуг, развивая при этом творческую фантазию, овладевают начальными художественными навыками и, соприкасаясь с прекрасным, эстетически развиваются.

Большой опыт работы в изокружках привел к идее создания образовательной программы, особенностью которой стало бы объединение преподавания ряда художественных дисциплин с обучением воспитанников одному из видов декоративно-прикладного искусства. В данном варианте программы «декоративно-прикладной» дисциплиной является художественное оформление ткани по технологии «батик». Ориентация детей на производственную деятельность и получение практических навыков в одном или нескольких видах художественных ремесел на основе знаний и навыков, приобретенных на занятиях изобразительным искусством (рисунок, живопись), представляется интересным и перспективным.

В ходе апробации программы постоянно осуществлялась ее корректировка, в результате которой программа приобрела большую целостность и соответствие основному замыслу.

При работе над программой учитывались психолого-педагогические аспекты, базовые знания и навыки учащихся, материальная база и профессиональный уровень кадрового состава преподавателей.

Результатом девятилетней апробации программы, разработанной педагогом Мазурик Н.А. для обучения учащихся изобразительному искусству и некоторым видам художественных ремесел явилось успешное окончание обучения всеми ребятами, как способными, так и неспособными к рисованию, поступившими в студию без специального отбора или конкурса. При этом воспитанники получили определенные знания, умения и навыки не только в области изобразительного искусства, но и изучили практический курс росписи по ткани («батик») и курс художественной пластики. Работа была завершена экзаменационным просмотром-выставкой всех специальных заданий каждого учащегося. Комиссия педагогов-художников Театрально-художественного училища одобрительно отозвалась об уровне подготовки воспитанников.

Таким образом, возникло желание продолжить творческую работу с ребятами в данном направлении, несколько расширив его.

В учреждениях дополнительного образования детей попытка соединения художественного воспитания учащихся средствами изобразительного искусства с получением профессиональных знаний, умений и навыков в одном из видов декоративно-прикладного искусства (в частности, с овладением техникой «батика»), является новой.

Интересны и необычны отдельные задания, которые объединяют несколько дисциплин. Например, выполняется живописный натюрморт; на занятии композицией делается его декоративная проработка; она берется за основу для изготовления панно, которое затем выполняется на ткани в технике «батик».

В программе много внимания уделяется зарисовкам с натуры (цветов, растений, памятников архитектуры и т. д.). Далее идет процесс перевоплощения реальных образов в орнаментальные мотивы. Процесс этот сложный, но потенциальные творческие возможности, заложенные в учащихся, свидетельствуют о выполнимости задач, и подчас решения бывают крайне интересными. Наконец, на основе этих орнаментальных мотивов создаются собственные композиционные проекты, которые затем воплощаются в ткань («батик»).

Таким образом, основой для художественного самовыражения воспитанников являются не зарубежные журналы и картинки, а родная природа и народное искусство, которому в программе отводится большая роль. Нашим детям крайне необходимо знание истоков народного творчества и привитие глубокого уважения и любви к талантам своего народа. Необходимо также передать им мастерство, которым владели наши предки. Вот почему для достижения этой цели программу необходимо построить на системе отношений: Природа-Человек-Искусство.

Художественное воспитание не должно ориентироваться исключительно на наиболее одаренных детей. Цель программы – развить в каждом ребенке уверенность в своих возможностях и способностях овладения искусством как средством самовыражения, сообразно индивидуальным наклонностям. Именно поэтому набор детей в студию производится без конкурса или специального отбора. Единственным критерием является желание ребенка учиться в школе-студии прикладного искусства.

Программа Творческой школы-студии прикладного искусства предусматривает три ступени обучения и рассчитана на 6 лет.

^ I ступень обучения: дети 7-8 лет по 12-14 человек в группе в течение двух лет (в 1-й год по 4 часа в неделю, во 2-й год – по 6 часов в неделю) занимаются по специальной методике, постигая азы изобразительного искусства, гармонию цвета; знакомятся с народным творчеством. При этом расширяется кругозор ребят, раскрепощается их мышление, развивается фантазия, появляется интерес к творческому труду.

Основными задачами I ступени обучения являются:

 развитие творческой фантазии детей;

 формирование у ребят способности выражать свои замыслы цветовыми, графическими и пластическими средствами;

 обучение воспитанников восприятию окружающей жизни по «законам красоты»;

 знакомство детей с основными видами декоративно- прикладного искусства и художественными ремеслами.

На этой ступени обучение детей строится с акцентом на народное творчество.

^ II ступень обучения: дети 9-10 лет, прошедшие обязательное начальное обучение. Количество детей в группе – 10-12 чел. На этой ступени обучения происходит четкое разграничение художественных дисциплин: рисунка, живописи, основ композиции и технологии росписи по ткани. Учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 3 часа (всего 9 часов). Делается акцент на академическую «художественную грамоту», что не должно, однако, препятствовать развитию художественных индивидуальностей.

В основу системы обучения рисунку частично положена методика Д.Н. Кардовского. Она заключается в том, что главное внимание уделяется построению формы на плоскости, основу которой составляют метод «обрубовки» и анализ конструктивного строения формы. Большое значение придается линейно-объемному рисунку, выявлению его конструктивных особенностей. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, а точнее, ясно представить себе остальные, невидимые с данной точки стороны куба, т.к. именно они помогают определить правильное перспективное направление видимых сторон, объединить их в цельную конструкцию.

В отличие от рисунка, учебная живопись предполагает воспроизведение натуры такой, какой ее видит человеческий глаз, со всеми присущими ей особенностями.


Основными задачами II ступени обучения являются:

 научить ребят видеть, строить, понимать и анализировать объемную форму предмета на плоскости;

 овладеть основами воспроизведения натуры с помощью цветовых решений;

 дальнейшее развитие творческой фантазии и художественной индивидуальности;

 овладение всеми техническими способами росписи ткани («батик»).

На ^ III ступени обучения находятся дети в возрасте 11-12 лет, проучившиеся 4 года в студии и получившие необходимые навыки. Они образуют группу из 10 человек и занимаются по 9 часов в неделю. На этой ступени обучения происходит дальнейшее, более глубокое изучение натуры живописными и графическими средствами. Больше внимания уделяется постижению законов пленэра, особенно зарисовкам растений, которые затем трансформируются в орнаментальные мотивы (на занятиях по композиции) и выполняются на ткани.

Основными задачами III ступени обучения являются:

 дальнейшее становление художественной индивидуальности, творческого мышления;

 развитие восприятия прекрасного в искусстве и окружающей природе;

 укрепление веры в собственные силы путем творческого самовыражения;

 получение практических навыков в одном из направлений декоративно-прикладного искусства (роспись по ткани);

 ориентирование воспитанников на дальнейшую трудовую деятельность.


Учащиеся всех отделений II и III ступеней обучения прослушивают курс лекций по истории искусства один раз в месяц в течение 2 часов.

На всех трех ступенях обучения предусматривается ежегодное проведение экзаменационных просмотров работ детей с оценкой успеваемости. Просмотр проводят все педагоги студии.

Завершается цикл обучения выполнением квалификационной работы по собственному проекту композиции и экзаменационным просмотром-выставкой работ по всем дисциплинам. По окончании 6-летнего курса обучения воспитанникам выдается свидетельство об окончании Творческой школы-студии с оценками уровня успеваемости по всем предметам.

^ Содержание и прогнозируемый результат

курса «Декоративное рисование»

I ступень, 1-й год обучения


В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красоту.

Целью данного курса является осуществление эстетического и нравственного воспитания детей, пробуждение в них чувства прекрасного. Воспитанникам необходимо предоставить возможность самовыражения, познакомить их на практике с различными изобразительными средствами (гуашь, пастель, сангина, тушь, воск и т.д.).

^ К концу курса ребенок сможет научиться:

 правильному положению карандаша и кисти;

 принятым названиям цветов;

 элементарным правилам смешения цветов;

 учитывать формат листа;

 представлять предмет по памяти и фантазировать.

Особенность изобразительной деятельности заключается о том, что для ее осуществления важно не просто развитие моторики руки, а совместное развитие руки и глаза.

Задания для детей на 1-ом году обучения.

1. Рисование простых по очертаниям и строению предметов. Примерные задания: изображение бабочек, рыб, животных, простых по форме деревьев, веток деревьев. Рисование народных игрушек (напр., дымковских «барынь», «коня», «козлика», «петушка»), матрешек, сказочных птиц.

  1. Рисунок на тему, на основе воображения или наблюдений, иллюстрирование сказок. Примерные задания: «Замок доброго волшебника», «Радуга-дуга», «Солнышко смеется», «Дворец садовника», «Птицы и крыши», «Сказочная птица», «Тайны планеты» и т.д.

Каждое задание подразумевает обучение ребенка определенным знаниям, умениям и навыкам. Из этого складывается

^ Тематический план работы с детьми в 1-й год обучения



Тема.


^ Содержание работы.

1.

Палитра.

Знакомство с художественными

принадлежностями.

2.

«Идет дождь».

Упражнение для руки. Работа карандашом и цветом.

3.

«Цветик-семицветик».
^

Знакомство с основными цветами спектра.





4.

«Радуга-дуга».

Знакомство с цветом. Смешение цветов.


5.

«Солнышко смеется».

Знакомство с теплыми цветами. Развитие фантазии.

6.

Дымковская игрушка. «Петушок».

Декоративное рисование. Знакомство с народным искусством. Учет формата листа.

7.

«Замок доброго и замок злого волшебника».

Понятие образа. Заполнение изображением всей поверхности листа.

8.


«Сказочная птица».

Декоративное рисование. Принцип «от общего к деталям». Развитие фантазии.

9.

«В гостях у морского царя».

Самовыражение ребенка, развитие фантазии.

10.

Дымковская игрушка: «барыня», «конь», «козлик».

Декоративное рисование. Продолжение знакомства с народным искусством.

11.

«Бабочки».

Симметрия, развитие фантазии, самовыражение ребенка.

12.

Дом садовника.

Развитие у ребенка способности к самовыражению.

13.

Рисование дерева с ветками.

Понятие «больше» и «меньше». Графика. Знакомство с тушью.

14.

«Птицы и крыши».

Рисование на основе наблюдений. Заполнение всей поверхности листа.

15.

Зарисовка с натуры игрушечного слоника, обезьяны, жирафа.

Передача силуэтного изображения.

16.

Зарисовка с натуры игрушечного мишки.


Умение передать силуэт.

17.

Сказка «Три медведя».

Использование по памяти зарисовки игрушечного мишки. Заполнение изображением всей поверхности.

18.

«Дед Мороз в сказочном лесу».

Самовыражение ребенка, развитие

фантазии.

19.

«Четвероногие друзья».

Пятновая графика. Изображение силуэта и пятна.

20.

«Матрешка».

Декоративное рисование. Воспитание интереса к народному творчеству.

21.

Пряничный домик или ледяная избушка.

Развитие фантазии. Работа пастелью.

22.

Зимняя палитра.

Наблюдение оттенков цвета в природе (небо, снег, вода, лес). Холодные цвета. Смешение цветов.

23.

Сказка «Гуси-лебеди».

Рисование по мысленному представлению. Развитие фантазии. Введение орнамента.

24.

Портрет (мамы).

Рисование пастелью. Знакомство с пропорциями головы человека.

25.

Абстрактное рисование на свободную тему.

Возможность самовыражения ребенка. Использование различных материалов.

26.

Веселая семейка (грибы).

Понятие «больше и меньше». Учет формата листа.

27.

Составление узора из цветов в круге.

Декоративное рисование. Знакомство с народным творчеством. Хохлома.

Жестово.

28.

Фрукты, овощи, ягоды.

Рисование с натуры и с использованием воображения. Смешение цветов.

29.

Синие узоры «гжели».

Продолжение знакомства с народным творчеством. Где мастера брали свои

узоры.

30.

Тайны планет.

Мы летим в космос. Задание на развитие фантазии.



^

Содержание и прогнозируемый результат


курса «Декоративное рисование с элементами живописи»

I ступень, 2-ой год обучения

(теория – 14 часов, практика – 130 часов)

Целью данного курса является дальнейшее развитие творческой активности и инициативы у детей.

Задачи:

 развитие у детей наблюдательности, способности к целенаправленному рассматриванию предметов, установлению сходства и различия между ними;

 формирование у воспитанников умения сочинять сюжет, выбирая для раскрытия его нужные объекты внимания;

 привитие навыков исследовательской работы над сюжетом или иллюстрацией к сказке.


^ Задания для детей 2-го года обучения


        1. Рисование на основе наблюдений или воображения. Примерные темы из окружающей жизни: «Как я провел лето», «Осенняя экскурсия», «Осень в саду», «Полет на другую планету», «С мамой в театре», «Зимние забавы», «Новогодний праздник», «Уголок старой Москвы», «Бегут ручьи», «Цирк зажигает огни», «Певица», «Четвероногий друг».

        2. Выполнение набросков: птиц (селезень, голубь, утка, петух) и животных (собака, кошка, еж)  с натуры и по памяти.

        3. Рисование с натуры отдельных овощей и фруктов (арбуз, яблоки, помидоры, тыква, морковь, лук). Передача пропорций, очертания, основных оттенков цвета изображаемого предмета

^ К концу 2-го года обучения ребенок будет знать:

 композиционное расположение рисунка на листе;

 отличие рисунка с натуры от рисунка по памяти или воображению.


^ К концу 2-го года обучения воспитанник будет уметь:


 правильно располагать предметы на листе бумаги (композиция листа);

 верно определять формы изображаемых предметов;

 соблюдать последовательность в работе (принцип «от общего к частному»);

 согласовывать цвета и определять основные оттенки цвета.


^ Программа курса «Рисунок»

Рисунок – основа изобразительного искусства, ведущая дисциплина в обучении прикладному искусству. Цель программы курса  изучение учащимися основ изобразительной грамоты, законов пропорции и перспективы на базе специальных заданий и упражнений. Главное внимание уделяется изучению академического рисунка, вопросам композиции, а также принципиальным положениям начертательной геометрии. Стержнем курса является рисунок с натуры как один из важнейших методов изучения окружающей среды. Процесс обучения включает демонстрацию репродукций работ великих мастеров, рисунков из методического фонда  изображений моделей, муляжей, гипсов  т.к. наглядность является одним из важнейших образовательных принципов, обусловленных необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений. Тематически программа составлена с учетом логической последовательности усложнения учебных задач. При выборе учебной постановки учитывается следующее: постановка должна соответствовать содержанию темы и учебного задания; она должна быть красивой, хорошо освещенной и хорошо видимой с рабочего места каждого учащегося. Одна из проблем, рассматриваемых на занятиях изобразительного искусства – проблема формы и ее воспроизведения: обучение способам изображения трехмерной формы на двухмерной поверхности листа бумаги.

По завершении темы проводится анализ работ воспитанников по схеме последовательности выполнения учебного задания: компоновка изображения; конструктивное построение изображения; прорисовка формы и выявление ее характера; выявление пространственного положения формы; тоновое решение.

Необходимо ввести понятие учебного рисунка и творческого рисунка, объяснить учащимся их сходство и различие.

Активный и пассивный методы рисования. Копирование и сознательное рисование, общее и детали. Отбор и художественное обобщение. Нужно также познакомить ребят с видами рисунка: тональный и линейно-объемный рисунок.

Программой предусматривается посещение выставок и музеев с целью расширения образовательного уровня учащихся, а также для выполнения зарисовок и набросков (напр., в зоомузее).

Очень важное и интересное задание – зарисовки природных мотивов (цветов, птиц, растений), в которых необходимо отразить характерные для изображаемых объектов пластические движения. Затем на основе сделанных зарисовок, трансформируя их, можно перейти к построению декоративного мотива. В процессе декоративного этюдирования природная форма (натурная) приобретает условный декоративный смысл. Однако возможности преобразования формы мотива имеют определенные пределы – птица должна оставаться птицей, несмотря на те преобразования, которые претерпела ее форма. В дальнейшем эти декоративные мотивы, приобретая черты сказочности и фантастичности, могут быть использованы и доработаны на занятиях композицией, использованы для выполнения собственных проектов композиции и в дальнейшем выполнены в различной технике: «батик», роспись по дереву и т.д.


^ Учебно-тематический план занятий учащихся студии

1 год обучения



^ Название темы

Количество часов

1.

Рисование плоских предметов.

Изучение пропорций, обобщение формы, изучение конструктивного построения рисунка.

6 часов.

2.

Рисование геометрических тел (куб, призма, пирамида, шар).

Понятие о форме, изображение трехмерной формы предмета на двухмерной поверхности листа, компоновка изображения; конструктивное построение предметов; законы перспективы и их влияние на изображение предметов в пространстве.

9 часов.

3.

Натюрморт из геометрических тел.

Объемные предметы в пространстве и правила их изображения. Изучение конструкции предметов.

12 часов.

4.

Рисование отдельных предметов быта (работа только с натуры).

Перспектива, перспектива плоскостей, окружность в перспективных сокращениях.



15 часов.

5.

Натюрморт из предметов быта.

Практика рисования объемных предметов.

Объяснение поэтапного рисования как системы, обеспечивающей последовательность учебной работы.

12 часов.




Итого:

54 часа.



2 год обучения




^ Название темы

Количество часов

1.

Зарисовки растений, цветов, бабочек с дальнейшей переработкой рисунка в декоративный графический мотив.

12 часов.

2.

Рисование драпировок.

Конструктивное построение.

Знакомство с выразительными и изобразительными средствами рисунка (линия, штрих).

9 часов.

3.

Натюрморт из предметов быта (конструктивное построение). Анализ форм, взаимоотношение предметов. Закрепление полученных ранее знаний.

12 часов.

4.

Наброски и рисование чучел птиц в зоологическом музее.

Изучение анатомического строения птиц, их характерных пропорций. Последовательность работы над длительными набросками. Дальнейшее декоративное этюдирование в орнаментальный мотив.

18 часов.

5.

Натюрморт из предметов быта (тоновое решение).

Изучение формы с помощью светотени.

12 часов.

6.

Рисование гипсового слепка простого орнамента.

Обучение мышлению «общими формами», выработка навыков пространственного видения и «домысливания» пространства, работы «от общего». Целостное восприятие.

12 часов.

7.

Зарисовки растений и сухих букетов. Обучение целостному восприятию образа по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему».

18 часов.

8.

Зарисовки городского и сельского пейзажа (пленэр). Дальнейшее изучение законов перспективы. Работа «от общего». Отработка линий как средства передачи многоплановости.

15часов.




Итого:

108 часов.


3 год обучения




^ Название темы

Количество часов

1.

Пленэр. Зарисовки растений и цветов.

Изучение пластического движения. Накопление материала для композиции.

12 часов.

2.

Натюрморт из овощей и фруктов, разнохарактерных по форме и контрастных по цвету.

12 часов.

3.

Наброски птиц в зоологическом музее.

Изучение анатомического строения птиц.

6 часов.

4.

Натюрморт с чучелами птиц.

Конструктивное построение, тональное построение, передача фактуры.

15 часов.

5.

Натюрморт с сухим букетом.

Закрепление навыков целостного восприятия. Акцентирование главного.

12 часов.

6.

Изображение отдельных предметов быта сложной формы (чайник, мясорубка). Обувь.

Анализ формы, определение внешней формы на основе внутреннего строения, внутренней конструкции.

15 часов.

7.

Рисунок крупных предметов в интерьере (табурет, ваза, драпировка). Задание на линейную перспективу.

12 часов.

8.

Сложный натюрморт с музыкальным инструментом.

Объемно-пространственное решение, штрих.

16 часов.

9.

Пленэр. Зарисовки деревьев и их дальнейшая переработка в декоративный мотив.

8 часов.




Итого:

108 часов.


4 год обучения




^ Название темы

Количество часов

1.

Натюрморт из бытовых предметов различной формы, цвета и материала.

Углубленное изучение тональных отношений.

12 часов.

2.

Натюрморт в интерьере.

Закрепление линейной перспективы.

15 часов.

3.

Наброски фигуры человека (уголь, акварель).

3 часа.

4.

Рисование гипсового слепка капители.

15 часов.

5.

Рисунок черепа человека в трех поворотах на одном листе.

15 часов.

6.

Наброски головы человека.

6 часов.

7.

Натюрморт из керамических предметов, близких по тону.

12 часов.

8.

Натюрморт из предметов народных художественных промыслов (шаль, расписные предметы).

Главное и второстепенное.

18 часов.

9.

Городской пейзаж (тушь, перо). Единство общего и частного. Активный и пассивный рисунок. Активный – ясность конструктивного построения, анализ формы на основе внутреннего строения. Акцентирование в рисунке.

12 часов.




Итого:

108 часов.



Программа


курса «Живопись»


Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Живопись обогащает форму, дает возможность художнику отобразить все богатство красок мира. Цель живописи – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание воссоздаваемого явления. Живописец передает не абсолютную силу напряжения цвета и тона натуры, а лишь относительные, соразмерные натуре отношения. При этом в поле зрения живописца находятся не все бесконечно разнообразные подробности и детали изображаемого, а лишь наиболее типичные и характерные.

Обучение живописи  это изучение совокупности способов, приемов и средств построения живописной формы цветом. Главная цель обучения – научить правильно воспринимать и передавать цветом формы предмета и характеристики окружающего пространства на плоскости. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры – это метод отношений.

Учебные постановки желательно выполнять при естественном дневном освещении.

^ Цель программы курса  ознакомить учащихся с видами живописи, основами цветоведения (хроматические и ахроматические цвета, светотеневые и цветовые контрасты, холодные и теплые цвета), а также дать технические навыки работы с цветовыми отношениями. Воспитанники должны знать, что такое цветовой тон, светотень, полутона, насыщенность. Программа обучения предусматривает овладение такими широко применяемыми материалами, как акварель и гуашь. На последнем году обучения ребята могут перейти к работе масляными красками.

Метод сравнения является основой для поиска цветовых отношений. Вся картинная плоскость должна находиться в поле зрения юного художника и постоянно трансформироваться: совершенствоваться, дополняться или же исправляться.

Задачей учебной живописи является развитие способности видеть натуру во всем ее многообразии и богатстве форм и красок. Необходимо научить детей методике выполнения живописной работы, выработать определенную систему.

На завершающей стадии изображение должно стать целостным: отдельные детали исчезают или подчиняются выразительному целому.


^ Учебно-тематический план занятий учащихся студии

1 год обучения



^ Название темы

Количество часов

1.

Приемы живописи.

Знакомство с видами живописи, изобразительными материалами. Знакомство с терминологией. Технология применения различных изобразительных материалов.

6 часов.

2.

Живопись осенних листьев.

Приобретение навыков смешения цветов, теплых и холодных. Сложные составные цвета.

9 часов.

3.

Изображение отдельных овощей и фруктов.

Задания: от одного предмета к группе предметов. Работа «малой» палитрой. Передача цветовой характеристики. Соблюдение методической последовательности.

18 часов.

4.

Живопись отдельных предметов быта на различном фоне.

Передача цвета, формы и материала предмета. Создание целостного образа натуры.

18 часов.

5.
^

Складки драпировки.


Отработка методической последовательности, передача изображаемой формы.

6 часов.

6.

Наброски натюрмортов: от простых к сложным.

Изучение законов построения натюрморта. Передача цветовой характеристики натуры. Работа цветовыми и световыми отношениями. Приобретение навыка передачи отдельного цвета как составного, полученного из множества оттенков, проявляющихся в результате воздействия световых лучей.

36 часов.

7.

Натюрморт из предметов быта, близких по цвету.

Более точная передача оттенков. Цветовая характеристика предметов. Проработка формы и пространства.

9 часов.

8.

Пленэр.

Зарисовки отдельных растительных объектов (деревья, кустарники, цветы) для дальнейшего этюдирования в декоративный мотив.


6 часов.




Итого:

108 часов.



2 год обучения




^ Название темы.

Количество часов.

1.

Живопись цветов и растений.

Цветовые отношения. Трансформация пластической формы одиночных растительных мотивов в орнаментальные.

12 часов.

2.
^

Зарисовки городского пейзажа.


6 часов.

3.

Простой натюрморт из контрастных по цвету овощей и фруктов.

Установление гармонической связи между контрастными по цветовой характеристике формами; изучение рефлексной связи между ними. Создание контрастного взаимодействия за счет сопоставления двух взаимно дополнительных цветов и введения тепло-холодных отношений.

9 часов

4.

Сложный натюрморт с чучелами птиц.

12 часов

5.
^

Натюрморт с гипсовой фигурой.


Поиск и передача гармонических отношений.

15 часов.

6.
^

Наброски фигуры человека в цвете.


9 часов.

7.

Натюрморт из темных предметов.

Поиск верных цветовых характеристик в освещенных и затененных частях композиции. Умение выдерживать всю постановку в определенной цветовой гамме.

9 часов.

8.

Натюрморт в интерьере.

Натюрморт изображается как единое целое, без детальной проработки отдельных частей; бросающихся в глаза в обычном натюрморте. Объемы, рефлексы, светотень. Смягчение резких контрастов цвета. Единство группы предметов с окружающим пространством.

12 часов.

9.

Пленэр.

Живопись на природе при различной интенсивности солнечного освещения (живые полевые цветы, старый забор, стена дома и т.д.). Изучение оттенков окраски предмета, возникающих в результате сложного влияния освещения и рефлексов от окружения, создающих особую, присущую только пленэрной живописи легкость, прозрачность. Колористический строй этюда в зависимости от погоды.


9 часов.




Кратковременные этюды с живых цветов.

9 часов.




Итого:

108 часов.


3 год обучения




^ Название темы

Количество часов

1.

Зарисовки архитектурного пейзажа.

6 часов.

2.

Живопись цветов.

6 часов.

3.

Декоративная переработка ранее выполненных зарисовок цветов в орнаментальный мотив.

6 часов.

4.

Осенний натюрморт.

Закрепление полученных ранее знаний. Соблюдение цветовых отношений.

12 часов.

5.

Живописное изображение отдельных предметов разнообразной фактуры из различных материалов (стекло металл, керамика).

18 часов.

6.

Натюрморт против света.

Точное определение тоновых решений, моделирование колебаний оттенков внутри цвета.

12 часов.

7.

Натюрморт из белых предметов.

Развитие у детей умения разбираться в обилии рефлексов, подчиняя все общему цветовому состоянию изображения.

12 часов.

8.

Переработка реалистического натюрморта в декоративное панно.

12 часов.

9.
^

Наброски фигуры человека.


6 часов.

10.

Натюрморт с музыкальным инструментом.

Работа с цветовыми отношениями, проработка деталей.

9 часов.

11.

Пленэр.


6 часов.




Итого:

108 часов.



4 год обучения




^ Название темы

Количество часов

1.

Сложный натюрморт с цветами и фруктами.

Закрепление полученных ранее знаний.

12 часов.

2.

Живописные наброски головы человека в разных ракурсах.

12 часов.

3.

Натюрморт в интерьере.


Соединение натюрморта с окружающим пространством.

15 часов.

4.

Сложный натюрморт из предметов искусства и дальнейшее его этюдирование в декоративный мотив для создания панно.

18 часов.

5.

Наброски фигуры человека.

6 часов.

6.

Живописное решение фигуры человека в национальном костюме.

Пропорции фигуры человека, цветовые отношения, изучение национальных цветовых традиций.

18 часов.

7.

Сложный натюрморт из предметов народных художественных промыслов (жостовский поднос, «гжель» или «хохлома», кружево и т.д.).

Развитие умения передать фактуру, орнамент в пространстве, не нарушая целостности восприятия.

15 часов.

8.

Этюды на пленэре.

Совершенствование цветового видения учащихся, их умения быстро и свежо отражать в этюде красоту цветовых сочетаний натуры.

12 часов.




Итого:

108часов.


Программа

курса «Станковая композиция»

(теория – 4 часа, практика – 50 часов; всего – 54 часа)


Уже во время зарисовок с натуры дети начинают понимать выразительную сторону компоновки изображения (значение выбора точки, с которой рассматривается изображаемый объект, того или иного расположения элементов на изобразительной плоскости). В связи с этим ребята уясняют такие понятия, как единство и зрительное равновесие частей изображения, гармоничное сочетание цветов, ритм и т.д.

Составление композиции требует от учащихся умения достаточно свободно рисовать с использованием воображения и по памяти. Оно требует от детей также умения работать красками без натуры, руководствуясь стремлением сделать рисунок не только убедительным, но и выразительным. Поэтому, чтобы подвести учащихся к составлению композиции, полезны задания на отображение предметов по памяти и на запечатление эмоционального состояния. Например, изобразить утро, вечер, ночь, радость, грусть и т.д.

Для успешного выполнения задания по композиции особое значение имеет предварительное наблюдение пейзажа, посещение выставки, праздника и т.д. В процессе наблюдения делаются зарисовки.

Следующий этап – составление эскиза.

Предлагаемые темы для композиционных зарисовок: «Заросший пруд», «Каникулы», «Паломничество к местам старины», «На выставке», «Подруга или друг за мольбертом», «Ярмарка», «В мире музыки», «В походе», «Зимние игры», «Четвероногий друг», «Москва белокаменная».

^ По окончании курса учащийся будет знать:

 основные законы станковой композиции.

По окончании курса ребенок будет уметь:

 композиционно грамотно разместить изображение на листе бумаги;

 раскрыть заданную тему изобразительными средствами;

 применять знания, полученные во время изучения курсов «рисунок» и «живопись» в создании станковой композиции;

 анализировать изображаемые предметы, выделяя главное.


^ Программа курса

«Художественная роспись ткани способом «батик» и основы композиции»

Искусство оформления текстиля – область декоративно-прикладного искусства, в которой наиболее ярко и убедительно раскрываются возможности объективного отображения в орнаменте явлений природы. Язык этого искусства всегда формировался под воздействием общих для всего прикладного искусства законов и отражал его стилистические черты.

Программа данной дисциплины ставит своей целью изучение учащимися основных законов композиции, а также искусства ручной росписи тканей и создания собственных образцов композиций. «Ни дарование без науки, ни наука без дарования не в состоянии создать совершенного художника», считали наши предки. «Законы, правила и знания в искусстве никоим образом не могут подменить живых творческих представлений и чувствований». «Законы искусства надо знать, но применять их следует свободно».

Процесс обучения строится на постижении детьми основных законов красоты: пропорции, симметрии и асимметрии, статики и динамики, ритмики и пластики. Основной акцент – на изучение и орнаментирование образов природы.

Главный закон создания настоящего произведения искусства – его цельность, единство и согласованность всех элементов. Цельность орнаментальной композиции на ткани обеспечивается верно найденными пропорциями между фоном, рисунком в целом и отдельными элементами орнамента; цветовой, ритмической и пластической согласованностью орнаментальных форм.

В основу курса обучения положена работа преимущественно с зарисовками природного материала (листьев, цветов, деревьев и т.д.), декоративная переработка их в орнаментальный мотив, который может быть использован при создании композиции для росписи тканей. Также предусматривается обращение к народному творчеству и к темам исторических эпох. Однако создание рисунков по мотивам, заимствованным из народного творчества и искусства предшествующих эпох не должно сводиться к механическому копированию первоисточника. Эта работа выполняется творчески, хотя и с сохранением основных черт исходного образца.


^ Учебно-тематический план занятий учащихся студии

1 год обучения



^ Название темы

Количество часов

1.

Закон пропорциональности в орнаментальной композиции («золотое сечение»).

Выполнение ахроматических композиций из геометрических фигур.

9 часов.

2.

Ритм и ритмическое движение.

Выполнение ахроматических композиций в полосе, круге, квадрате.

12 часов.

3.

Пластика и пластическое движение.

Выполнение ахроматических композиций в полосе.

12 часов.

4.

Закон цельности и соподчинения.

Выполнение ахроматических композиций.

12 часов.

5.

Симметрия и асимметрия.

Накопление материала  зарисовок с натуры растительных и природных объектов, в том числе поперечных срезов овощей и фруктов симметричной и асимметричной формы. Сосредоточение на характере пластической формы силуэта при зарисовке с натуры. Решение объемной пространственной фигуры мотива на плоскости.

12 часов.

6.

Разработка орнаментальных мотивов на основе выполненных зарисовок с натуры.

Дальнейшее обобщение и упрощение зарисовки (стилизация мотива).

15 часов.

7.
^

Закон трехкомпонентности.


Демонстрация трех размеров орнаментальной формы или трех фаз ритмического движения. Например, изображение листьев только трех размеров (крупных, средних и мелких).

12 часов.

8.

Теория гармоничных сочетаний цветов в хроматических композициях.

Цветовой круг. Цвета родственные, контрастные и дополнительные. Гармоничные сочетания, цветовая уравновешенность, цветовое единство.

24 часа.

9.

Знакомство с оборудованием и материалами для ручной художественной росписи по ткани.

Выполнение упражнений на «холодный батик».

12 часов.




Итого:

108 часов.


2 год обучения




^ Название темы

Количество часов

1.

Оформление ткани способом «холодного батика».

Создание композиции по сделанным на летней практике зарисовкам для выполнения росписи ткани способом «холодный батик».

Поиск композиционной схемы; рисунок композиционного проекта; цветовое решение.

48 часов.




Выполнение проекта в материале способом «холодный батик».

Выполнение фрагментов росписи как упражнение. Натяжка ткани; перевод рисунка; нанесение резервирующего состава. Цветовое решение.

30 часов.




Оформление ткани способом «холодная роспись».

Выполнение композиции по данной технологии. Нанесение рисунка на ткань способом «свободная роспись».

12 часов.




«Горячий батик».

Технология «горячий батик». Технология росписи ткани этим способом в одно или несколько перекрытий. Выполнение упражнений по готовым рисункам.

18 часов.




Итого:

108 часов.


3 год обучения




^ Название темы

Количество часов

1.

Создание проекта композиции для выполнения на ткани способом «горячий батик».

Декоративная переработка проекта на основе выполненного на занятии живописи натюрморта. Выполнение панно способом «горячий батик» (сложный, в несколько перекрытий).

36 часов.

2.

Панно по мотивам народного творчества «Жар-птица», «Гжельские узоры» (смешанная техника).

Создание проекта композиции: сбор материала по теме (выполнение зарисовок), поиски композиционной схемы, прорисовка в карандаше. Выполнение панно в материале: натяжка ткани, перевод рисунка на ткань, нанесение резервирующего состава, цветовое решение.

36 часов.

3.

Создание панно с архитектурными мотивами для выполнения в материале способом «горячий батик» (эффект «кракле»).

Создание композиции на бумаге («Москва белокаменная», «Ростов великий»): сбор материала по теме, поиски композиционной схемы, прорисовка в карандаше, цветовое решение. Выполнение проекта на ткани: натяжка ткани, перевод рисунка на ткань (выполнение в два перекрытия), нанесение горячего воска, выполнение трещин, внесение краски в трещины, снятие резервирующего состава и оформление работы.

36 часов.




Итого:

108 часов.



^ Формы оценки качества работ учащихся

  1. По окончании учебного года в каждой группе проводится просмотр и анализ работ детей с приглашением других педагогов и родителей.

  2. Организация выставок изделий учащихся в Центре, выдвижение лучших работ в муниципальный округ и на городские выставки.



^

Список литературы


1. Барец А.О. Наброски и зарисовки. – М., 1970.

2. Грабарь И.Э. Серов- рисовальщик. – М., 1961.

3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. – М., 1961.

4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. – М., 1989.

5. Платонова, Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

6. Пучков А.С., Триселев В.В. Методика работы над натюрмортом, освещение. – М., 1982.

7. Рисунок. Под ред. А.М. Серова. – М., 1975.
^

8. Ягодовская А.Т. О натюрморте.  М.: Советский художник, 1965.


9. Ягодовская А.Т. О натюрморте. – М., 1965.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Название

разделов

^ I ступень

II ступень

III ступень

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год

Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


1.Декоративное

рисование.


2.Декоративное рисование с элементами живописи.

^

3.Рисунок.



4.Живопись.


5.Станковая

композиция.


6.Декоративно-прикладное искусство.


2


-


-


-


-


-


72


-


-


-


-


-



-


4


-


-


-


-


144


-


-


-


-


-


-


2


2


2


-


-


-


72


72


72


-


-


-


2


2


1


1


-


-


72


72


36


36


-


-


3


3


-


3


-


-


108


108


-


108


-


-


3


3


1


2


-


-


108


108


36


72


К содержанию




Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Программа «Дошколенок» предназначена для подготовки детей, не охваченных дошкольным образованием, к обучению в начальной школе
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПояснительная записка к учебному плану муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования»
«Об образовании», типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, требований санитарно-эпидемиологических...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconР п. Чаадаевка С. В. Ларина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств р п. Чаадаевка рабочая образовательная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа Дополнительного образования детей
Программа предназначена для работы с детьми, проявляющими интерес декоративно прикладному искусству. Она поможет решить различные...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconДополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма дополнительного образования детей «Сольное пение» Возрастная категория: 8 -17лет Программа рассчитана на 4 года
...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПротокол №2 от 29. 10. 08г Программа дополнительного образования детей
...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской центр муниципального образования город краснодар комплексная целевая программа
Программа регламентирует проведение летней оздоровительной кампании муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма начального общего образования. Образовательная программа основного общего образования. Образовательная программа среднего (полного) общего образования. Организационно-педагогические условия
Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма дополнительного образования учащихся 4 класса моу «Сятракасинская сош»
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг.” (распоряжение Правительства Российской...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по «Истории хореографического искусства»
Цели: Программа является необходимой частью в изучении хореографии как вида искусства и способствует формированию целостности освоения...
Разместите ссылку на наш сайт:
Занятия


База данных защищена авторским правом ©zanny.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты